В логове восьмируких
На днях завершился чемпионат страны по экзотическому виду единоборства – муай–тай. Золотую награду привёз домой актюбинский боец Азамат ТАЙКЕШЕВ. Как проходит становление самой молодой федерации в Актюбинской области, почему без ритуальных танцев не может идти и речи о развитии тайского бокса, рассказали новоиспечённый чемпион и его тренер.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Во всём мире муай–тай считается одним из самых опасных, травматичных и, порой, кровавых видов спорта. Среди бойцов тайского бокса редко можно встретить мужчин с большой массой тела, здесь почти все ребята жилистые и подтянутые. Однако внешний вид в этом виде спорта обманчив: мастер может без труда «отключить» минимум пятерых. Что и говорить, если удар коленями у тренированного тайца сравним с ударом авто.
БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ НАШЕЙ
Актюбинские парни – любители тайского бокса – выглядят не столь угрожающе. Тем не менее, выходить на ринг с ними – себе дороже.
– Четвёртый год хожу на занятия. Сначала занимался кикбоксингом, а потом понравился и муай–тай, – рассказывает Азамат Тайкешев.
На лбу у 14–летнего парня красуется синяк. Заработал он его не в уличной драке, а на алматинском ринге, где совсем недавно проходил чемпионат страны по муай–таю среди детей и юниоров. В полуфинале в весовой категории до 51 кг Азамату попался крайне неуступчивый соперник из южной столицы.
– Поймал он меня на приёме и начал локтем по голове бить. На пять секунд отключился, но потом пришёл в норму, взял себя в руки, провёл несколько эффективных ударов и завершил бой нокаутом.
В борьбе же за золото актюбинцу противостоял столичный боец. В упорном поединке победил наш земляк. Помимо награды и звания кандидата в мастера спорта по муай–таю, Азамат вошёл в состав сборной Казахстана, которая будет отстаивать честь страны на чемпионате мира в Турции.
Завоёванная золотая награда стала для парня 14–й по счёту и второй по тайскому боксу. На Кубке Казахстана прошлого года, который проходил в Актобе, Азамат дошёл до финала, однако победить своего визави не смог: опыта не хватило.
– У нас не было «чистых» спортсменов по тайскому боксу, но, думаю, что смогу стать первым. Этот вид спорта жёсткий, контактный, море адреналина. К тому же, есть танцы – вайкру. Это значительно поднимает спортивных дух у ребят, – делится Азамат Тайкешев.
Не с пустыми руками приехали и другие члены актюбинской команды: серебряные медали на счету у Максата Садыкова (до 71 кг) и Ракыма Турсунова (до 25 кг). К слову, от Максата ждали награду более высокой пробы, однако в финале актюбинский боец повредил ногу. Восьмилетнего Ракыма (самый маленький участник чемпионата Казахстана) и вовсе повезли на «обкатку», а он, неожиданно для всех, смог завоевать серебро. Кроме этого, в копилке сборной и шесть бронзовых наград.
«ЧИСТЫХ» БУДЕМ РАСТИТЬ
Результатами чемпионата страны старший тренер области по муай–таю Галымжан МЫРЗАГАЛИЕВ остался доволен:
– Это только начало. Сейчас лидерами в нашей стране считаются представители Алматы, Астаны, Атырау и Павлодара. В наших планах – потеснить их и через несколько лет ворваться в тройку сильнейших.
Это сейчас ребята тренируются в спортивном зале частного клуба в районе Юго–Запада. Для тренировок здесь есть и тренажёры, и зал, чтобы размять мышцы перед боем. Второй этаж здания оборудован специальными тайскими «грушами» и рингом. Почти все, кто сейчас выступает в муай–тае – выходцы из похожего единоборства, кикбоксинга, поэтому противостояние отечественных спортсменов на уровне чемпионатов Азии и мира пока не в нашу пользу. Однако тренеры уже пообещали, что будут тренировать и спортсменов–тайцев.
Основная надежда актюбинской сборной на грядущем чемпионате мира в Тайланде на трёх взрослых спортсменов – Багдата Калиева, Азиза Кошкарова и Айболата Муратулы. Сейчас ребята, помимо учёбы, проводят усиленные тренировки перед международными стартами.
МАСИМОВ – КАК ПРИМЕР Актюбинской областной федерации муай–тая нет ещё и года, однако она уже успела заявить о себе. Кубок РК прошлого года на нашей земле показал, что регион серьёзно настроен вырваться в лидеры. Национальный тренерский штаб отметил не только высокую организацию соревнований, но ещё и особенность техники актюбинских ребят: на фоне остальных у нас ярко выражена ударная техника руками.
– Перспективы у нас очень хорошие! Каждую неделю в спортзал приходят молодые ребята, готовые осваивать тайское спортивное искусство. Мы этому только рады. В ближайших планах – начать культивировать муай–тай в Кобде и Шалкаре, а потом и по всем районам области, – отметил президент актюбинской федерации тайского бокса Акимжан ЕРКЕБАЕВ. – Мы постоянно стараемся перенимать опыт коллег, учитываем их ошибки. Надеемся, что хотя бы раз в год Актобе будет принимать у себя соревнования республиканского и международного уровня.
Вдохновляет спортсменов и пример заслуженного тренера РК по муай–таю, президента казахстанской федерации тайского бокса Карима МАСИМОВА.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР
Тренировки тайцев начинаются с разминки. В принципе, ничего необычного в этом нет. Однако, «разогревая» мышцы рук и ног, здесь не забывают о коленях и локтях – естественное орудие тайца в бою.
– Если правильно научиться владеть своим телом, то локти и колени становятся очень опасным орудием! – не устаёт повторять ученикам мастер Бо ТХЕН. Товарища Тхена трудно назвать спортсменом, живёт он в Таиланде, преподаёт боевое искусство, но сам на ринг не выходит. В далёком 1953–м году мастер настолько увлёкся муай–таем, что во время поединка случайно убил своего соперника.
Как спорт, тайский бокс пришёл в 1947–м году, однако на родине этого вида спорта ещё устраивают поединки не на жизнь, а на смерть.
ПОЧЕТ И УВАЖЕНИЕ
Вообще, поединки (три раунда по две минуты) зачастую заканчиваются нокаутом. Принято считать, что боевой настрой на предстоящий бой дают специальные ритуалы – танцы – рам-муай с элементами молитвы – вайкру. Кстати, на крупных соревнованиях за танцы лучшим бойцам вручаются специальные именные призы. Поговаривают и о том, что рам–муай даёт опытным бойцам полное представление об их сопернике, его манере поведения во время боя. Если случилось так, что на ринге оба спортсмена исполняют одинаковый рам–муай, то бой так и не начинается – не положено у тайцев биться со своими собратьями по духу.
По традиции, боец начинает рам–муай с медленного обхода ринга против часовой стрелки, держа правую руку над канатом ринга. В каждом углу он останавливается и совершает поклон, одновременно касаясь ограждения, таким образом «опечатывая» ринг от проникновения злых духов и наделяя пространство внутри канатов своей силой. Дальнейшее исполнение варьируется в зависимости от школы, но, как правило, боец, стоя на коленях, произносит короткую молитву и делает три поклона, касаясь перчатками настила ринга.
– Каждая наша тренировка начинается с вайкру и рам–муай. Это своеобразная дань уважения не только спорту, но ещё и сопернику, тренеру и всем тем, кто занимался муай–таем много веков назад, – говорит старший тренер области Галымжан Мырзагалиев. – Всё это происходит под специальную музыку (бои также проходят под звуки национальных инструментов Тайланда), запись которой нам привезли из Таиланда. Кстати, и танец, и музыка действительно настраивают на особый лад.
Во время исполнения танца рам–муай у каждого бойца на голове надет монгкон – скрученная из 108 (сакральное число буддизма) нитей верёвка толщиной примерно в палец человека, изогнутая в кольцо. Концы верёвки завязываются в косичку полоской ткани, на которую нанесены магические символы и знаки. Монгкон надевают только перед боем во время исполнения ритуала вайкру, в котором боец исполняет танец рам–муай. После того как боец выполнит ритуал рам–муай, перед началом первого раунда священную повязку с головы бойца снимает секундант или тренер.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Тайские молодцы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевое искусство Таиланда, произошедшее из древнего искусства борьбы – муай боран, насчитывает несколько тысячелетий. От карате или ушу муай–тай отличает отсутствие формальных комплексов (ката, таолу), их заменяют базовые связки из двух–трёх ударов, спарринг и работа на специальных «грушах».
Издревле бои по этому единоборству проводились во время увеселительных мероприятий, таких как ярмарки и праздники, в том числе на виду у короля. Особо выдающихся бойцов зачисляли в королевскую гвардию и присваивали им дворянский титул. Такие новоиспечённые дворяне неофициально именовались «муай–луанг», или «королевские бойцы». Даже существовал полк королевской охраны, сформированный из лучших бойцов и носивший название «гром нак муай» («полк бойцов муай»).
Кстати, в древние времена побеждённый покидал площадку либо мёртвым, либо жестоко избитым – сдаваться в муай–тае было не принято, потому что поступавшие так бойцы покрывали себя позором. Лишь в 1929 году было введено понятие победы по очкам. Сегодня муай–тай (для многих тайских мужчин) – единственный способ выбиться из нищеты. За каждый бой участникам платят деньги.
В 21 веке муай–тай по–прежнему обладает огромной популярностью в Таиланде, где существует даже праздник – «день национального бокса Муай–Тай».
|