Уровень чемпионата Казахстана однозначно понизился
Корреспондент республиканского интернет-портала sports.kz решил связаться с российским специалистом, чтобы узнать, чем он на данный момент занимается, каковы были истинные причины последнего расставания с «Актобе», а также выяснить, что думает Владимир Муханов о турнире КПЛ-2020.
– Владимир Васильевич, где сейчас находитесь и чем занимаетесь?
– Если вы вспомните, когда у меня закончился контракт в 2018 году, я лёг на операцию по замене тазобедренного сустава. Сделал операцию, в прошлом год восстанавливался, а в этом году – пандемия, и пока я свободный человек. Немного занимаюсь общественными работами. Живу на даче в Раменском – здесь немного помогаю по ситуации.
– Следите ли сейчас за «Актобе»? Как восприняли прошлогодний вылет команды в первую лигу?
– Нет, не слежу. Там с самого начала было понятно, что они за год управятся и выйдут. Матчи я не видел. Какие-то отчёты смотрю, читаю – достаточно, постоянно слежу, чтобы в курсе событий быть. Игр не видел, но я не сомневался, что в той группе, где никому ничего не надо, они решат задачу за 12 игр без проблем.
Вылет команды воспринял болезненно, но с пониманием, потому что, когда я работал, в последний год с нас сняли 6 очков. Шли на 4-м месте, сняли очки – оказались на 7-й строчке. Когда сняли 12, было ясно, что вылезти из этой ситуации будет достаточно сложно. Можно было героические усилия применить, но оказалось, что вылетели.
– Как думаете, сумеет ли этот клуб закрепиться в КПЛ после возвращения?
– Это зависит от системной работы руководства: кто будет возглавлять, какие у них идеи, что в перспективе. Остаться и закрепиться – это одна задача, задача развития и постановка целей на более широкую перспективу – абсолютно другая. Поэтому всё зависит от того, как руководство запланирует всю работу и куда нацелится.
– Скажите, почему в Казахстане вам работалось лучше, чем в России?
– Это трудный вопрос. В 2003 году я поехал на один год – посмотреть. А остался до 2018 года... В какие-то элитные клубы меня не звали – там своих навалом, а менять на что-то «Актобе», который каждый год был в еврокубках (и в лиге чемпионов, и в лиге Европы), – я абсолютно не хотел. Меня устраивали все возможности для работы в «Актобе», поэтому не пытался куда-то перейти. Аким полностью доверял, мы ставили игру, фантазировали, стадион был битком – какой смысл был куда-то уходить, когда всё ладилось?
– Рассмотрели бы вариант своего возвращения в казахстанский чемпионат?
– Как говорится, никогда не говори никогда. Если возникнет такое желание и будет предложение, со следующего года могу рассматривать возвращение. На этот год я такой задачи не ставил и глубоко не вникал, хотя за чемпионатом Казахстана более-менее слежу. Не сказать, что подробно, но 11 тур я комментировал на канале у Евгения Гайдамакина – делал обзор по каждому матчу.
– В текущем сезоне «Кайрат» уверенно взял в свои руки лидерство в КПЛ. За счёт чего, в первую очередь?
– Я как раз после 11 тура сказал, что «Кайрат» может проиграть чемпионство только сам себе. Прежде всего, – за счёт того, что другие сдали резко, прилично сдали: это и «Астана», и «Тобол» не блещет, «Ордабасы» неровно играет. Поэтому выиграли – ввиду явного, хотя передовые тенденции у молодого тренера Шпилевского есть. На данном этапе, проводя такой чемпионат, этого и хватило, – причём с запасом.
То, что касается международной арены, – здесь всем стало понятно, что этого мало, что верхний прессинг и разрушение игры команды-соперника – это ещё не весь футбол. То есть, надо идти по пути совершенствования своей позиционной атаки, имеется много компонентов, где безусловно надо добавлять. Этот сезон во многом неоднозначный – в одном месте проводится, плюс команды сдали, и вследствие этого хорошо физически подготовленному «Кайрату» хватило данных факторов для того, чтобы решить проблему чемпионства в этом году.
– Почему, на ваш взгляд, «Астана» столь резко сдала позиции на всех уровнях?
– Не могу ответить точно, потому что для того, чтобы говорить что-то, надо быть внутри команды, понимать, что там происходит. Но я понимаю, что, в общем, дело не только в игре: игра – такой компонент, который можно восстановить, при том, что команда мало поменялась, ведущие игроки остались. Так не бывает. Первая причина – это что-то неладное внутри, и я не знаю, что именно. Зарплаты задерживают, ещё что-то другое. Что произошло – это только стоит гадать. Но потеря игры – это не самое тяжёлое. Спады бывают у разных команд, а это не спад – видно, что футболисты не сражались ни друг за друга, ни за болельщиков и ни за клуб.
– На ваш взгляд, уровень чемпионата Казахстана за то время, что вы здесь не работаете, вырос или упал?
– Думаю, что понизился уровень, однозначно. А что тут спорить? «Астана» сдала позиции – всё время в групповой этап еврокубков попадала, а в этом году полностью провалено всё. Это лакмусовая бумажка, по которой всё надо смотреть. Конечно, уровень упал, – мне трудно сказать, насколько, для этого надо быть внутри, но уровень понизился. Возможно, те, кто были явными аутсайдерами, чуть-чуть подтянулись и усреднились, а вот в верхней части ряд команд сдал.
– Что вы думаете насчёт правила о том, что игроки из стран ЕАЭС выступают теперь в Казахстане фактически на правах местных футболистов?
– Я давно уже говорю, что надо вообще отменить все лимиты, потому что это только тормозит развитие. Никогда тепличные условия не делали из игрока игрока. Какой смысл ему шевелиться, дерзать себя, насиловать (в хорошем, спортивном смысле слова), когда он знает: есть 5-6 мест – я играть буду. Это всё путь в никуда. Нужна здоровая конкуренция, и я надеюсь, что в России к этому придут.
Надо поднимать академии, школы – для того, чтобы растили ребят, прежде всего, чтобы тактически и технически были готовы, чтобы они могли быть конкурентоспособными в первой команде. А получается так, что молодой парень приходит в команду – и половины не знает из того, что ему вообще нужно в футболе. То есть, он находится в каком-то детском футболе. Это очень кропотливый путь, но только так можно что-то создать.
Конечно, завозить свадебных генералов – это одно, а если живых, хороших мастеров, которые способны не только лидерские роли в команде играть, но и молодёжь за собой вести – это будет очень хорошо. Это зависит от качественной работы команд, их селекционных служб, главных тренеров. Сдуру можно всех подряд брать – а какой смысл? Надо лучших брать, за которыми казахстанская молодёжь будет тянуться, расти, не варясь в своём соку, а видя на живом примере, куда идти в футболе.
– Что думаете о Бактиёре Зайнутдинове и других казахстанцах, выступающих сейчас в РПЛ?
– В основном, на виду, в большей степени, Зайнутдинов, в «Сочи» ещё – Бахтияров, но он не совсем твёрдо основной игрок. Про Зайнутдинова могу говорить только в отличных тонах. Он у меня был всё время на карандаше, потому что парень, видно, талантливый, работоспособный, – очень много мне виделось в нём качеств, на которых он должен расти. Но, к сожалению, «Актобе» начал тонуть во всех финансовых долгах, и он ушёл в «Астану». Молодец, что при первом варианте, который позволил ему пойти в более сильную команду, не испугался и пошёл. На мой взгляд, он растёт и прогрессирует.
Куата хорошо знаю – он у меня был в команде, достаточно амбициозный парень, крепкий игрок, но недостаток где-то в подвижности и скорости сказывается, и пока он никак не прорвётся в основной состав. Но я надеюсь, возможно, он ещё включится в борьбу за выход на поле в стартовом составе.