Судные дни
Последние годы стали настоящим триумфом для актюбинских судомоделистов. Количество желающих собирать модели собственными руками растёт из года в год. Об истории, традициях, настоящем и будущем судомодельного спорта в Актюбинской области рассказали профессионалы своего дела. | |||||||
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН
Пожалуй, Вячеслав ЛАРИН – самая известная личность в казахстанском судомодельном спорте. Совсем недавно ему исполнилось 70 лет, но профессионал по-прежнему в строю. А иначе никак: своему любимому дело он посвящает практически всё своё время. Помимо того, что он сам мастерит модели различных судов, дважды в неделю Вячеслав Андреевич передаёт свои знания ребятам в городском центре технического творчества.
– В последние годы отошёл уже от руководства наших судомоделистов, здоровье не позволяет, – рассказывает мастер спорта международного класса. – Но всё, что ещё могу, я делаю. Подсказываю мальчишкам, как правильно собрать модель по чертежам, какие нужны материалы для этого.
МАСТЕР – ЗОЛОТЫЕ РУКИ
Вячеслав Андреевич родился в самый разгар Отечественной войны – в 1943-м году, в поезде.
Ещё в младших классах школы Вячеслав Ларин начинал заниматься авиамодельным спортом. 1957 год стал судьбоносным для паренька.
– Поехали мы на соревнования авиамоделистов в Алма-Ату, мне сразу же бросились в глаза модели судов. Это очень красиво, когда модели, собранные своими руками, соревнуются между собой. Я этим и увлёкся.
По чертежам, которые присылали из Москвы по линии ДОСААФ, парень начал собирать модели судов. Первый экземпляр, сделанный своими руками (двухметровый «Юпитер»), привлёк внимание не только подростков, но и взрослых.
Всего лишь год понадобился Вячеславу, чтобы собрать энтузиастов, изготовить модели и поехать на республиканские соревнования. Дебют сразу же принёс актюбинцам девятое командное место. Собственно, с этого и началось развитие судомодельного спорта в нашем областном центре. Мест для тренировок в Актюбинске было предостаточно: в районе Саздинского водохранилища, на реке Каргала, в небольшом затоне в районе посёлка Акшат.
– В начале 60-х годов все технические виды спорта оказались у меня. Обучал ребят и авто-, и авиа-, и судомоделизму. Раньше это настолько было популярно, что в каждой школе были кружки по техническим видам. У детей не было компьютеров, сотовых телефонов, они занимались выпиливанием, мастерили модели. Это их дисциплинировало, приучало к труду, – вспоминает Вячеслав Андреевич.
Мэтр судомоделизма с гордостью говорит, что его ученики трудятся в разных странах мира, однако не проходит и дня, чтобы ему не позвонили и не спросили о том, как учитель сейчас живёт.
Помогали развивать судомодельный спорт не только друзья Вячеслава Ларина, но и его жена Алла с сыном Игорем. Сейчас все трое имеют звание мастеров спорта по этому техническому виду.
Кстати, на чемпионатах и первенствах СССР казахстанская команда ниже третьей строчки не опускалась. Профессионализм чувствовался в каждой собранной модели.
НЕ УБЕРЕГЛИ
В Казахстане существовал единственный в СССР музей технического творчества. В 1982 году его открыли в Алма-Ате. «Отцом» музея считается актюбинец Вячеслав Ларин. Именно он собирал уникальные модели, уменьшенные точные копии самых известных в мире кораблей, автомобилей и авиалайнеров. Бережно их хранил, подкрашивал и обновлял. Храм искусства просуществовал ровно десять лет. А после развала СССР музей с моделями, которые сейчас оцениваются в десятки тысяч долларов, стал никому не нужным. Модели растащили чинуши, несколько судов, сделанных руками актюбинских ребят, оказались и в посольствах иностранных государств.
– Обидно очень. В каждую модель была вложена душа, это труд. Отбирал туда не просто рядовые корабли, это медалисты международных соревнований, – сокрушается Вячеслав Ларин.
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
С 1960-х годов судомоделисты из Актюбинска покоряли не только Алма-Ату, но и Ленинград, Москву, столицы союзных республик. С различных конкурсов и соревнований наши ребята возвращались с ворохом наград.
Своё реноме лучших в стране актюбинцы подтверждают до сих пор. Не так давно 18-летний Артём НЕТРЕБКО вернулся с соревнований по судомодельному спорту. Домой приехал не с пустыми руками – с наградами. Сколько их уже, парень ответить не смог.
– Да я их и не считаю уже. Для меня важно участие. Важен сам процесс сбора модели, хочется ведь чего-то особенного, уникального.
За молоток и отвёртку Артём взялся в пятилетнем возрасте. Детское увлечение переросло в нечто большее. Тяга к технике привела парня в центр технического творчества. Здесь его заметили. Несколько лет парнишка осваивал автомоделизм, а в с 2008 году стал увлекаться и судомоделизмом.
– Ой, случайно попал в это направление! – со смехом рассказывает Артём. – Меня позвали выступать за команду, быстро собрал модель спасательного судна по чертежам 1975 года и, на удивление, стал чемпионом.
В каждую сделанную модель Артём Нетребко вносил что-то особенное. Креатив талантливого актюбинца оценивали высшими баллами не только в Казахстане, но и в странах СНГ. Если парень не охладеет к своему искусству, то может покорить и чемпионат мира. Вот только денег на модели у юноши нет.
– Знаете, чтобы участвовать в мировых первенствах, нужны средства. Одна модель судна может стоить 3-4 тысячи долларов. Да я пока и не очень хочу участвовать на таком уровне, – говорит студент технического колледжа.
ВЛАСТЕЛИН СУДОВ
В руках у актюбинского эстонца Томаса КЕСТЕРА спорится любое дело. Особенно, если эти дела технической направленности. Собирать корабли Томас Юрьевич начал с пяти лет. По-другому и быть не могло: его дед Рихард Кестер некогда вёл кружок прикладного судомоделизма на Украине. Продолжил это дело и отец, достигнув должности главного тренера Казахской ССР по судомоделизму.
– В 1970-е годы популярны были кордовые модели. То есть, суда соревновались между собой на тросах. Двигатели тогда были дорогие, много было самоделок. Но при этом корабли развивали скорость до 360 километров в час. Сейчас таких скоростей нет, – делится историей Томас Кестер.
Спортивная составляющая заключалась в том, кто быстрее доберётся до финишной черты. Сейчас всё проходит гораздо изящнее и сложнее.
1980-е годы запомнились любителям судомоделизма повальным развитием электроники и радиоуправления. Особенно в европейских странах. Только вот достать нужные детали в Союзе было нереально.
– Один из учеников отца уехал в Германию. Купит простую детскую игрушку с пультом радиоуправления и отправит в Москву. В Белокаменной посылку встречал папа и вёз к себе. Потом механика и электроника вставлялись в суда. Вот так и появились у нас радиоуправляемые корабли, – рассказывает Томас Кестер.
«ПОСТАВИТЬ РУКИ ДЕТЯМ»
Больше 90 процентов тех ребят, кто пришёл обучаться судомоделизму, могут без труда разбираться практически в любых двигателях.
– Мои ученики (а им нет ещё и 18 лет) гораздо больше понимают в технике, чем выпускник ссуза или вуза. У меня цель – «поставить детям руки», то есть научить их пользоваться инструментами. Многие думают, что в технических видах спорта спортивная составляющая сведена к минимуму. Не согласен с этим. Мы прививаем трудолюбие, усидчивость, терпение. Мои ученики не оставляют дела недоделанными. Модель должна быть полностью готова, поэтому здесь работают не только руки, но и голова.
В руках у мастера спорта международного класса патрульный катер «Гданьск» – бронзовый призёр чемпионата Европы. На его создание ушло три года и 3,5 тысячи деталей.
– Он и сейчас готов к выступлению, подрихтовать только надо, покрасить.
КАЧЕСТВО ДОРОЖЕ ВЫГОДЫ
В 1980-е годы количество судомоделистов только в Актюбинской области достигало 500 человек. По идее, десятилетие застоя (с 1992 по 2004 чемпионаты по судомоделизму в Казахстане не проводились) должно было ослабить пыл желающих заниматься этим видом спорта. Но, к счастью для многих, этого не произошло. Энтузиасты сохранили судомодельный спорт в кружках и секциях.
В 2005 году актюбинские «технари» выехали на возрождённый чемпионат РК, причём за свой счёт, и сразу же завоевали бронзовые награды. После этого началось бесконечное обивание порогов.
– Два раза в неделю я ездил в гороно, облоно, горспорт и облспорт. Сначала все отказывались финансировать судомоделизм. И это притом, что наш городской центр технического творчества в ведении гороно! Потом я настолько надоел в областном управлении спорта, что там пообещали помочь деньгами, – рассказывает Томас Кестер.
Помощь со стороны облспорта оказалась весьма кстати. Подготовка к чемпионатам и соревнованиям пошла с удвоенной силой. В феврале 2006 года на чемпионате РК актюбинские судомоделисты завоевали 42 медали.
– Медали – это хорошо. Но качество для нас важнее. Мы не делаем модели на один раз, стараемся выполнить работу так, чтобы она прослужила несколько лет.
БЕЗ БУМАГИ – НИКТО
В 2008 году в подвальном помещении 21-й школы старший тренер области и Казахстана по судомодельному спорту Томас Кестер своими силами оборудовал и благоустроил специальную лабораторию по техническим видам спорта. Сделано было настолько профессионально, что приезжающие в Актобе гости из Москвы и Астаны ахали: такого центра нет даже в столицах!
– Продал машину, взял кредит и сделал шикарное помещение. Ну, люблю я это дело! Не могу я без судомоделизма, – говорит Томас Юрьевич. – Прозанимались с ребятами там до 2010 года. Потом к нам пришли с проверками, оказывается, у нас нет документов.
Который год уникальная лаборатория, где могли бы заниматься ребята, просто простаивает. На дверях мастерской висят замки. Не пользуется помещением и школа.
– Проблема с подвальным помещением была ещё до меня, при старом директоре. Насколько я знаю, там проблема с санэпидемстанцией. Если Кестер представит нам необходимые документы, замки откроем. Сами мы подвалом не пользуемся, он нам не особенно и нужен, – отметила директор 21-й школы Маржан ТОЙШИМАНОВА.
Возможно, именно отсутствие необходимой базы и стало причиной снижения результатов. В прошлом году актюбинцы, после четырёх лет гегемонии в Казахстане, стали вторыми.
– Мы не отчаиваемся, знаем, что у судомоделистов в нашем регионе большое будущее. Взять хотя бы районы. За последние два года удивляют мартучане. У них там не просто кружки, а уже есть профессиональные секции. Радует, что нынешняя молодёжь всё же отрывается от компьютеров, чтобы несколько часов уделить технике, которую можно сделать, сконструировать и собрать своими руками.
МАМА, ДОЧКА, Я
Династиями в судомодельном спорте никого не удивишь. Взять, к примеру, семью Бельских. Лариса Петровна БЕЛЬСКАЯ много лет мастерила суда и корабли, да и сейчас в городском центре технического творчества она ведёт сувенирный кружок. Её сын – семикратный чемпиона Казахстана по судомодельному спорту. Валерий Эдуардович также не может прожить ни дня без своего любимого дела.
– Свободное время мы проводим в мастерских. Ну, а почему нет? Мы плохому не учим. У нас всё строго, – говорит Валерий.
Его дочь Татьяна – единственная представительница прекрасной половины, кого привлекает судомодельный спорт. В свои 15 лет девушка уже трижды становилась чемпионкой страны.
– Сначала не хватало терпения, хотелось бросить, – честно призналась школьница. – Но потом привыкла, стало интересно, да и корабли у меня получаются особые, немного женственные.
Увлечение судомоделизмом – довольно-таки затратное занятие. Как в плане финансовом, так и во временном. Специалисты говорят, что на хорошую модель корабля можно затратить год, а то и больше. Кстати, комплектующие к судам достать достаточно сложно. Благо, в последнее время стал помогать Китай. Заказать быстроходную модель можно и через Интернет.
– Если «внутренности» катера или корабля нас не удовлетворяют, то мы оставляем оболочку, а двигатели, мотор и другие детали уже делаем сами. Но это уже наша жизнь. Те, кто хоть раз приходил сюда, пробовал собирать модели, тот меня понимает, – заключает Томас Кестер.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
|
Борис
|
Томас привет! Рад за тебя. Я сейчас тоже переключился на судомодели. Хочу освоить ФСР. Ведь в молодости у меня было второе место ко кордовым 5- кубовым в Республике, первым был Скоблов Валерий. Потом мы так и были кордовиками Роберт, Юрий. У нас на станции судомоделизм видимо заглох. Евсейко Владимир умер года четыре назад. Естественно спорт потерял многое.Если сможеш ответь.
|
Сергей
|
Я тоже занимался Судо в 73-81 годах, и именно скоростью,кстати был чемпионом республики в A-2
в 1979 году,вторые места B-1,в том же 1979 выступал за сборную, Мастер Спорта СССР,Скаблов может и был чемпионом, но я такого не помню , а вот алмаатинца Лаврухина Сергея вы незаслуженно забыли,на нем и держались кордовики,особенно сборной, и никогда в период с 1976-81год, актюбинцы не были даже на призовых местах первое Алма-Ата, второе и третье делили или Уральск и Чимкент С уважением Сергей |