Неспортивное поведение Смакова
Напомним, всё началось с того, что 11 декабря стало известно, что с генеральным директором ФК "Актобе" Саматом СМАКОВЫМ управление финансов Актюбинской области (учредитель ФК "Актобе") расторгло договор доверительного управления. Причиной стал вылет команды из премьер-лиги. Пост гендиректора клуба Смаков занял в январе 2018 года и продержался 2 сезона.
Новость об уходе Смакова из клуба стала настоящей бомбой. Болельщики «Актобе» возмутились и потребовали оставить Смакова в ФК «Актобе». В соцсетях они развернули даже флешмоб на эту тему. Официальные лица молчали и ничего не комментировали. Руководитель облспорта Евгений ГОНЧАРОВ заявлял местным журналистам, что это неправда, и Смаков по-прежнему руководит клубом. Что не помешало Гончарову поддержать флешмоб болельщиков клуба. На своей странице в «Инстаграм» Гончаров разместил пламенный призыв: «Без Смакова нет будущего Актюбинскому футболу. Я против решения наших властей. Прошу всех актюбинцев поддержать и опубликовать своём инстаграмме в постах, сторисах» (стиль и орфография автора сохранены). По нашей информации, после этого Гончаров имел беседу в облакимате, где ему непрозрачно намекнули, что его карьера госслужащего вскоре может закончиться. Свой пост из «Инстаграма» Евгений Гончаров убрал.
А 20 декабря команде ФК «Актобе» и СМИ представили нового руководителя клуба – Артура СМАГУЛОВА. Журналистам сказали: контракт со Смаковым «расторгли по обоюдному согласию сторон». Новое руководство «Актобе» сделало Смакова советником председателя правления клуба. Самат Смаков также получил должность, которую специально для него создали в областном акимате – советник акима Актюбинской области по развитию футбола.
Выгнать нельзя вернуть
После этого в клубе начался внутренний аудит. В распоряжении редакции оказались 3 примечательных документа клуба. Первый – собственноручно написанное заявление футболиста команды «Актобе Жас» Акжола КУАНЫШБАЕВА (команда «Актобе Жас» входит в структуру ФК «Актобе») от 26.09.2019 года на имя Самата Смакова. Футболист Куанышбаев признаётся: «Я, Куанышбаев Акжол, признаюсь, что сдавал игру и получал деньги. По этой причине по собственному желанию увольняюсь с работы. Свою вину признаю».
Команду осенью этого года поймали на договорных матчах. В ходе расследования 10 игроков признались, что «сливали» игры за деньги. Одним из таких игроков оказался Куанышбаев. Как сказал Смаков журналистам в ноябре, всех замаранных «договорняками» спортсменов из клуба сразу уволили. На их спортивной карьере вроде был поставлен крест. Но на деле оказалось по-другому.
Своим приказом от 26 сентября Смаков увольняет Куанышбаева. Причём делает это не по дисциплинарной статье, а «по инициативе работника». А уже 1 октября гендиректор, всё тот же Самат Смаков, снова принимает Куанышбаева в команду «Актобе Жас». В приказе №83 говорится: «Принять Куанышбаева Акжола Мейрамбекулы на работу в АО «Областной футбольный клуб «Актобе» в качестве футболиста-профессионала ФК «Актобе Жас». 5 и 27 октября Куанышбаев, ранее признавшийся в участии в договорняках и по неизвестным мотивам возвращённый Смаковым в команду, принял участие в матчах против «Алтая» и «Байконыра». Очевидно, что возвращение в команду футболиста, признавшегося в договорняках, не может быть законным. Почему, заведомо зная, что Куанышбаев замешан в договорняках, и имея на руках его признание, Смаков возвратил Куанышбаева в команду? Почему тогда не вернули в команду других футболистов, признавшихся в участии в договорных матчах и уволенных за это? Это так и осталось тайной.
Уголовник рулит клубом
Не меньше поражает и другой эпизод, о котором нам стало известно. Придя в клуб в январе 2018 года, Смаков привёл с собой Данияра ШАДЫЕВА.
Целый год Шадыев был тенью Смакова. Его можно было увидеть на матчах, на фото и видео мероприятий клуба. После того, как Смаков получил клуб в доверительное управление в ноябре 2018 года, Шадыев стал заместителем генерального директора ФК «Актобе». Вторым человеком после Смакова. Поговаривали, что именно он на самом деле «рулит» клубом.
От широкой футбольной общественности тщательно скрывался тот факт, что у Шадыева уголовное прошлое. В 2010 году Шадыев вместе с несколькими подельниками получил 10 лет колонии строгого режима за незаконное хранение, приобретение и перевозку наркотиков с целью сбыта в особо крупном размере в группе лиц. В приговоре специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Алматы от 29 декабря 2010 года (который есть в свободном доступе в электронной базе судебных документов «Судебный кабинет») речь идёт о 4 кило героина, которые подельники Шадыева привезли в Алматы. Наркотик планировалось продавать в алматинском следственном изоляторе! Шадыева оперативники взяли, когда он вёз более 900 граммов зелья для расфасовки.
Освободился Шадиев из колонии в 2017-м. И поле этого «наркобарон» оказался востребован в футбольном клубе «Актобе». Согласно статье 26 «Трудового кодекса РК», Шадыева не имели права брать на работу в клуб. Человека с судимостью за преступления против здоровья населения брать на работу в организации в сфере физической культуры и спорта, где к тому же занимаются несовершеннолетние, нельзя! При ФК «Актобе» есть футбольный центр. Это, по сути, детская футбольная школа, где занимаются дети. Кроме того, по закону нельзя принимать на работу в госорганизацию человека с непогашенной судимостью, как у Шадыева. Куда смотрел совет директоров и гендиректор клуба Смаков при приёме на работу Шадыева, и как он прошёл положенную в таких случаях обязательную проверку, непонятно.
Оставим формальности в стороне. Насколько морально допустимо, чтобы в футбольном клубе, в спорте, призванном заниматься здоровьем нации, развитием и воспитанием детей, работал человек, имеющий судимость за приобретение и перевозку наркотиков в особо крупном размере, который до сих пор отмечается в службе пробации? Знают ли в службе пробации, что «наркобарон» Шадыев работает в спорте и с детьми? Гендиректор клуба Самат Смаков, наверное, посчитал это допустимым. Знали ли об этом представители государства и учредители ФК «Актобе» – управление финансов Актюбинской области, неизвестно? Но очевидно, что такие факты поставили бы крест на карьере любого футбольного функционера. Но не Смакова, который стал советником акима области Ондасына ОРАЗАЛИНА.