Лучше гор только горы
Первую вершину Ибрагим САБИРОВ покорил в 50 лет. До этого об альпинизме он имел смутные представления, отдавая предпочтение горнолыжному спорту, но тут кто-то из друзей предложил совершить восхождение на Эльбрус. Это было в 2018-м году. Восхождение совпало с Наурызом и пришлось на пятницу, священный день для всех мусульман. Так что в первом восхождении была некая сакральность.
– Меня как-то спрашивал друг, зачем я езжу в горы. Это ведь трудно, недёшево и порой опасно. Что такого там есть, на вершине, если люди готовы рисковать жизнью, ради того, чтобы это увидеть? – поделился Ибрагим. – Мне до сих пор трудно ответить на этот вопрос. То, что испытываешь там, нужно просто почувствовать. Я сам песню Владимира Высоцкого «Тут вам не равнина» понял лишь после четвёртого восхождения, а когда покорил первую вершину, мне захотелось петь. Я затянул «Как прекрасен этот мир!». Теперь это стало традицией: на каждом восхождении я пою от избытка чувств, иногда добавляю просто набор слов, вместо куплетов. Пою, чтобы эмоции не разорвали изнутри.
Тут вам не равнина, тут климат иной
Восхождение на Эльбрус сейчас одно из самых популярных направлений как у опытных альпинистов, так и новичков, только решивших покорять вершины. Для новичков это хорошая возможность попрактиковаться. Так Ибрагим усвоил главное правило для себя: долгих привалов делать нельзя, иначе потом будет совсем трудно. Лучше идти совсем медленно, но при этом беречь силы и не давать мышцам слишком расслабляться.
Туристическая инфраструктура Эльбруса неплохо развита. По крайней мере то, что может принести доход. Так, на сегодняшний день сутки в лучшем бивуаке Эльбруса «LeapRus» стоят, как день в хорошем отеле – 48.000 тенге. При этом интерьер ночлега совсем немногим отличается от плацкартного вагона, но на высоте 3.912 метров это становится невероятным комфортом. В горах простые радости вроде горячего обеда или койки, где можно выспаться в тепле, становятся особенно ценными. Тем более, что после ночи в палатке сил на восхождение хватает не у всех.
Любопытно, но по некоторым параметрам Эльбрус сложнее в покорении, чем Гималаи. Всё дело в воздухе. Почему-то на самой высокой вершине Европы (высота горы 5.642 метра) дышится намного тяжелее, чем на той же высоте Эвереста.
Сильная головная боль – постоянный спутник альпиниста. Более того, хронические заболевания на высоте обостряются. Многие покорители вершин глотали пилюли горстями, но Ибрагиму всегда хватало таблеточки простого парацетамола. Видимо, горы радушно приняли гостя из степей.
Снега Килиманджаро
Не прошло и года, как Ибрагима снова потянуло в горы. Теперь он выбрал для покорения высочайшую вершину Африки, легендарный спящий вулкан Килиманджаро.
Интересно, что власти Танзании намного щепетильнее относятся к горным маршрутам, чем россияне. Если за солидную сумму на Эльбрус можно прокатиться на снегоходе, то власти небогатой африканской страны ни для кого не делают исключений. Так, премьер-министр одного из европейских государств во время официального визита решил вблизи полюбоваться легендарным вулканом, но идти пешком по горной тропинке высокому гостю не хотелось, и он попытался проехать туда на машине. Премьер-министра не пустил простой смотритель национального парка. Дескать, закон один для всех, и если хочешь считаться покорителям гор, так топай ножками, вместе с простыми смертными.
Более того, даже на труднодоступных точках туристических маршрутов установлены биотуалеты. Если каждый альпинист станет справлять нужду в снег, то что станет со снежными вершинами?
Высота Килиманджаро 5.895 метров, всего на 253 метра выше, чем Эльбрус, но в горах совсем другое представление о расстоянии.
– Отец недоумевает: почему меня так притягивают горы. Ведь и он, и я – степняки, – улыбается покоритель вершин. – Ну как описать ту эйфорию, когда ты после долгого пути наконец-то оказываешься на самой высокой точке?
Ибрагим покорил Килиманджаро в январе 2019-го, и, едва спустившись, стал планировать поездку в Иран. Там ждал гостей окутанный легендами вулкан Демавенд – самый высокий вулкан Азии. Высота его 5.671 метр, но подняться на его вершину намного сложнее, чем на Эльбрус.
В июне 2019-го Ибрагим покорил и эту вершину.
А потом все планы спутала пандемия. Границы были закрыты, а после легендарных гор отправляться к казахстанским вершинам было уже не так интересно. Так продолжалось до марта 2021-го, когда Катманду всё-таки решило открыть границы для альпинистов.
Ангел-хранитель из Непала
После пандемии открывался первый набор в группы на Мера Пик, самую популярную для трекинговых восхождений вершину Гималаев. Особенно интересен этот маршрут тем, что отсюда можно любоваться высочайшими вершинами мира и, главное, самим Эверестом.
Высота же Мера Пик 6.476 метров. Так вышло, что это было первое восхождение после полутора лет карантина, и даже проводники не знали, как за это время изменились туристические тропы. Особую опасность представляли образовавшиеся трещины. Снег их сильно припорошил, и появился большой риск, не заметив опасности, туда провалиться. Да и старые тропинки давно занесло снегом. Их приходилось протаптывать заново. Что добавляло трудности к и так не простому восхождению.
В этот раз к группе были приставлены дополнительные гиды. Обычно выделяется один гид на два человека, но сейчас проводник был у каждого, и не зря. Некоторые ребята из группы решили спуститься вниз. Уж больно сурово их встретила гималайская весна.
Ибрагиму достался проводник Ками ШЕРПА, коренной житель этих мест. Он тщательно оберегал альпиниста от опасности, приободрял и вообще помогал, как мог, так что покоритель вершин стал звать его не гидом, а ангелом-хранителем.
Казы для Йети
Гималаи – Мекка мирового альпинизма. В Катманду можно купить экипировку любого бренда, специализирующего на туризме, но две вещи из Казахстана оказались незаменимыми. Оказалось, что для перекуса на вершинах лучше всего подходит именно наш горький шоколад и… казы. Но – обязательно с большим кусочком жира! Это блюдо кочевников хорошо не только в нашей степи, но и на гималайских высотах.
В горах важен каждый грамм экипировки, и опытный альпинист не положит в рюкзак даже лишнюю пару носков.
Кроме снеди, Ибрагим взял с собой предмет, который оказался самым важным на вершине Мера Пик.
– В базовом лагере на стенах было много флагов разных стран, но казахстанского среди не было. Разговорившись с друзьями, я узнал, что наш флаг никогда не был на Мера Пик, – поделился альпинист. – А так вышло, что я взял его с собой. Хотелось сделать эффектную фотографию на вершине. Получилось, что я вошёл в историю казахстанского альпинизма: стал первым человеком, кто поднял наш флаг на Мера Пик. Случилось это 22 марта 2021 года, как раз в Наурыз. Теперь наш флаг украшает стены базового лагеря, причём висит он выше остальных.
Парня в горы тяни, рискни
Сейчас Ибрагим планирует покорить гималайский Ама-Даблам высотой 6.814 метров. Эта вершина требует особой тактики, хорошей подготовки и отточенных навыков при восхождении. Ведь впервые она была покорена лишь в 1961-м году, всего за месяц до покорения человеком космоса.
Возраст не помеха для преодоления трудностей. Так, в группе на Мера Пик была женщина, которой недавно исполнилось 60. Причём бодрая старушка могла дать фору и молодым. Тем не менее, горы не прощают ошибок. Нередки случаи, когда опытные альпинисты гибли на совсем лёгких маршрутах, с которыми справлялись и подростки.
В любом случае, альпинизм не ограничивается только восхождениями. Это, скорее, образ жизни, требующий держать себя в форме всегда, а не только в горах.
– Очень обидно, когда замечаешь, что популярность альпинизма падает, – говорит Ибрагим. – В 50-60-е едва ли не в каждом институте был свой кружок альпинистов, а в горы, хоть на день, не поднимался только ленивый. Неужели «тюленить» на пляже интереснее? Конечно, сложные маршруты у меня занимали по 6 дней, и это не каждый выдержит, но есть ведь и лёгкие, трекинговые восхождения, которые займут пару дней. Если кто хочет попробовать свои силы в альпинизме, я всегда рад помочь. У меня появилось много друзей по всему миру, я могу помочь не только советами, но и подыщу оптимальный вариант для восхождения. Очень хочется, чтобы альпинизм стал так же популярен, как и полвека назад.