Эскулапы для здоровых
Ни одно официальное спортивное соревнование не обходится без людей в белых халатах. Врачей, обслуживающих состязания, мало, но они профессионалы до мозга костей. | |||||
|
ДЕНЕГ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
О деятельности физкультурного диспансера я узнал от Семёна РЕЗНИКА. Несколько лет назад ныне покойный спортивный врач хотел рассказать о том, как функционирует заведение, которое стало чуть ли не родным для актюбинских спортсменов. Всё хотел дождаться юбилея заведения, но не судьба.
В этом году актюбинскому врачебно–физкультурному диспансеру исполнилось бы 60 лет. Юбилей планировали отметить помпезно, к этому дню обещали приехать столичные врачи и крупные спортивные функционеры. Несколько республиканских мероприятий в честь праздника ждали своего часа... Однако вышло совсем не так, как было в планах. Вот уже пару месяцев физкультурного диспансера в области просто нет. Вместо него существует отделение врачебно–физкультурной службы, входящее в состав центра формирования здорового образа жизни. Причина объединения банальна: в области произошла оптимизация финансовых средств. Бремя ежегодного финансирования диспансера обходится почти в 28 миллионов тенге. Вернее, обходилось...
СОЮЗНЫЙ МАСШТАБ
В 1950–х годах о том, что на диспансер расходуется слишком много денег, и речи быть не могло. Что и говорить, первые годы врачебная структура и вовсе существовала практически на энтузиазме: для работы диспансера арендовались частные дома, не хватало медикаментов. Однако первый руководитель врачебно–физкультурной организации Ефрем ВОРОНОВ за шесть лет сумел заложить фундамент той прочной базы, которая выдержала почти шесть десятков лет.
– А спортсмены были всегда, особенно когда в 60–е годы начался физкультурный бум. Многие не знали элементарных медицинских правил. Перед каждым соревнованием актюбинские врачи разъясняли участникам правила безопасности, – вспоминал Семён Резник.
Событию 1975–го года радовались все спортивные медики. Диспансеру была передана одна из трёхэтажных вставок Центрального стадиона. Приказом министра здравоохранения КазССР актюбинский диспансер переведён во внекатегорийный, со стационаром в 30 коек. Наше учреждение стало единственным не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии, которое имело стационар. Из Москвы в Актобе завезли самое современное кардио– и физиоборудование. На лечение и реабилитацию в наш город приезжали известные спортсмены. К сожалению, уникальный объект просуществовал только до 1988 года, а потом диспансер снова стал обыкновенным, но продолжал считаться одним из лучших в СССР.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МАГИКАН
Около сорока лет врачебно–физкультурным диспансером, который ныне находится в старом доме по улице Победы, руководил врач от Бога Ян ЛИПИРИДИ.
– Профессия у нас особенная: спортивные врачи не наблюдают за заболевшим человеком, мы обследуем здоровых ребят, делаем всё, чтобы они не только боролись за медали, но и побеждали. Задача спортврачей – не давать им заболеть, поэтому и на тренировках, и на соревнованиях мы вместе с ними: подсказываем, советуем.
Кровотечение из носа – самое частое обращение после травмы со стороны спортсменов. Особенно «грешат» этим боксёры, представители восточных видов и рукопашники.
В 2010 году у нас проходил турнир по боксу памяти Бауржана Акшолакова. Приезжали к нам иранцы, так там многократному чемпиону мира сломали нос. У него кривой нос был уже, а мы быстренько ему вправили. В общем, как новенький, стал. Через пару дней к нам делегация иранских боксёров с просьбой и им вправить носы (у всех же кривые). Мы им вежливо объяснили, что так делается только если травма свежая, – говорит Ян Николаевич, который последний год трудится врачом в отделении врачебно–физкультурной службы. Немало случаев было, когда на соревнованиях борцам пережимали сонную артерию, и они «засыпали» прямо на ковре. И снова актюбинские медики приводили их в чувство.
ШЕФИНЯ
Некогда Гульзада БУЛАТОВА пришла в диспансер совсем молоденьким врачом, да так здесь и осталась. Сейчас она – врач высшей категории, у которой за плечами больше 30 лет стажа, а ещё она руководитель отделения врачебно–физкультурной службы:
– После окончания актюбинского мединститута я поняла, что спортивная медицина мне подходит. Здесь кардиология и травматология связаны в одну специальность. Ни одного дня я не жалею, что выбрала это направление, ведь мы делаем большое дело: без врачебного контроля нет физкультуры, нет высших достижений в спорте.
На сегодня по области числятся шесть спортивных врачей и столько же медсестёр. Помимо областного центра, квалифицированные спортивные медики работают в Мартуке, Шалкаре и Хромтау.
Нагрузка на наших врачей очень серьёзная. Мы же энтузиасты, преданные своей работе. Большинство спортивных мероприятий проходит в выходные дни, так мы не замечаем усталости и идём туда.
– Часто можно слышать про допинг–контроль. Есть ли он в Актобе?
– Нет. Но по международным правилам, если в Актобе проводятся крупные соревнования, то мы обязаны предоставить помещение для допинг–контроля, где инспекторы сами берут анализы. Специальные допинг–лаборатории есть только в Алматы и Астане.
– «Молодеет» ли спорт в Актобе, на ваш взгляд?
– Да. Особенно это видно по восточным единоборствам. Однако мы всегда рекомендуем и родителям, и тренерам сначала походить в секцию с годик, а потом уже выступать на соревнованиях. Ещё отмечу, что наши спортсмены стали внимательнее следить за своим здоровьем, от этого и меньше заболеваний.
– Ещё Эпикур отмечал, что быть спортивным врачом – это призвание. Быть в этой профессии могут далеко не все медики.
– Согласна. Ответственность большая. Мы же отвечаем за спортсмена. Он может претендовать и на медали чемпионатов различного уровня. Если мы недосмотрели и упустили, значит, атлет выступил плохо.
– Есть ли достойная смена у нынешних спортивных медиков?
– Конечно. Без этого никак. Мы всегда стараемся готовить молодых специалистов, приучать их к специфике нашей работы.
|