За дорогами следить не хотят
На фоне общереспубликанской проблемы с качеством дорог в 2019 году был образован национальный центр качества дорожных активов. В его задачи входят: диагностика строительно-ремонтных дорожных работ и материалов, исследование автодорог и их трафика, а также межведомственное налаживание ремонтных процедур на полотнах районного и областного значений. Дорожные работы – это сложный и комплексный процесс, требующий отдачи от всех участников, будь то чиновники, специалисты ЖКХ или подрядные фирмы. Актюбинский филиал центра, по словам его руководства, проинспектировал за 3 года деятельности более 300 объектов. С них было отобрано на экспертизу и испытано 5.000 дорожно-строительных материалов, по 500 из которых было определено несоответствие нормам. Однако в задачи центра не входят исправление выявленных недочётов и штрафование заказчиков с подрядчиками.
– У нас нет рычага, чтобы взять и заставить ЖКХ и рабочих всё делать правильно, – объясняет директор актюбинского филиала центра качества дорожных активов Тельман МАЛАЕВ. – Мы только отбираем пробы с мест их деятельности, испытываем, составляем протокол о том, как всё неправильно, и отправляем это заказчику дорожных работ (ЖКХ). Те, в свою очередь, сами решают: принимать эти рекомендации или не принимать. Если они не примут, то их ждут судебные разбирательства. Штрафы на подрядчиков должен накладывать ЖКХ, как их наниматель.
Главной причиной плохого качества дорог я считаю отсутствие специалистов у подрядных организаций. У них сейчас есть только юристы, экономисты и бухгалтеры, которые явно не заканчивали автодорожных вузов и ссузов. Они не смыслят в технологии, не знают, сколько раз каток должен проехать по одному и тому же участку полотна, чтобы создать должное уплотнение асфальта. А когда нет достаточного уплотнения, то создаются поры, в которые пробивается влага, разрушающая покрытие, особенно в зимний период, в ходе замерзания и расширения своей структуры. Как таких мнимых специалистов выбирают в подрядчики, я не знаю, потому что наш центр не занимается тендерами.
За надзорщиками нужно надзирать
К нехватке числа дорожных специалистов Тельман Малаев приплюсовывает и халатность фирм технадзора, чьи сотрудники часто отсутствуют на ремонтных участках и не могут нормально оценить качество работ. Согласно законодательству, контроль над ходом ремонта должны осуществлять, в зависимости от расположения объекта, районные или городское ЖКХ, которые либо делают это самостоятельно, либо нанимают частных надзорщиков.
– По правилам, технадзор и днём, и ночью должен быть на месте ремонта, – говорит Тельман Малаев. – Им документами прописано регулярно отбирать пробы, измерять толщину асфальтобетонного покрытия, нижнего слоя и прочего. Но в данный момент таких процедур у нас не проводится. Поймать надзорщика и посадить его на свой участок очень трудно, и при этом за свою халатность он ответственности никакой не несёт: сдадут «готовую» дорогу, и всё: все взятки с них гладки. Сегодня я на семинаре с представителями всех ЖКХ области озвучил данную проблему и попросил их лучше контролировать технадзор. В прошлом году по всем проблемным актюбинским дорогам районного и областного значения подрядчики и надзорщики были оштрафованы на 8.000.000 тенге, а 2 инженера лишились лицензии на 6 месяцев.
А полезен ли семинар?
Эксперты по качеству дорожных активов для решения вопроса халатности надзорщиков готовят письмо в министерство индустрии и инфраструктурного развития с предложением повысить уровень ответственности технадзора в период гарантийного строка отремонтированных дорог.
По данным центра, гарантия среднего ремонта у нас составляет 2 года, плюс 3 года межремонтного срока, в период которого ремонтных процедур на участке проводиться не будет. Гарантия на капремонт – 3 года, плюс 5 лет межремонтного срока. 80% дорожных ремонтов в нашем городе составляют средние ремонты, сообщил Тельман Малаев. А, значит, исправления «косяка» по такому километражу асфальтных полотен простым актюбинцам стоит ждать в среднем лет 5.
К слову, суть семинаров заключается скорее в информировании ЖКХ о том, как правильно проводить ремонт дорог, и как занимается диагностикой центр качества дорожных активов. Что планируется делать с 90% сотрудников, не дипломированных по дорожной специальности, – неизвестно.