ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
Территорию нашей области более 2.500 лет назад заселили кочевые племена сарматов, которые прожили на ней почти тысячу лет. Только за последние три года было найдено несколько десятков артефактов, подтверждающих этот факт.
– В Актюбинскую область для изучения керамики я приезжаю уже не впервые, – говорит заведующая музеем археологии Оренбургского педагогического университета, кандидат исторических наук Людмила КРАЕВА. – Цель моего двухнедельного визита – изучение керамики ранних кочевников-сарматов Южного Урала и Приуралья. То есть, это степная часть территории Российской Федерации по Уралу и Западный Казахстан. Сарматы населяли эти земли приблизительно в течение 900 лет – с VI века до н.э. по III век н.э., дольше, чем какие-либо племена. После Актобе я планирую отправиться в Актау – самую дальнюю точку моего нынешнего путешествия. Работа проводится в рамках совместного казахстанско-российского проекта.
По словам Людмилы Анатольевны, несмотря на то, что кочевникам несвойственно изготовление посуды, тем более керамической, в данном случае налицо исключение – на территории нашего региона обнаружено множество артефактов, подтверждающих наличие у сарматов гончарного ремесла. Правда, керамика изготавливалась вручную, без применения гончарного круга.
НЕ ХУЖЕ КРИМИНАЛИСТОВ
Памятники сарматской культуры, которые расположены в большом количестве на территории степной части Южного Урала и Западного Казахстана – это в основном курганные могильники. Каких-то долговременных поселений сарматов археологи не находили, ведь кочевники не оставались долго на одном месте. Хотя был определённый ежегодный ареал кочевания.
– В погребениях мы находим много инвентаря, среди которого значительную часть занимает керамика, – продолжает Краева. – Керамика не является золотом либо каким-то сокровищем, вызывающим у простого обывателя определённый интерес. На самом же деле керамика представляет из себя исключительный исторический источник для специалиста. Моя задача, как специалиста, проанализировать, как и из чего изготовлен тот или иной керамический артефакт. Как проходила обработка поверхности сосуда. То есть, досконально под микроскопом изучить объект, подобно трассологу или криминалисту. Вплоть до того, чтобы отыскать отпечатки пальцев и установить, кому они принадлежат, взрослому или ребёнку, мужчине или женщине.
Чаще всего под многолетним давлением грунта керамическому изделию попросту грозит механическое разрушение. Если представить реакцию современного человека на разбившуюся чашку (фарфоровую, керамическую), то, скорее всего, она будет не совсем позитивной – жалко ведь! А вот у археологов-керамистов на этот счёт полярное мнение. Для них это источник информации. Именно по следам сломов специалисты могут определить, как и из чего изготавливался сосуд.
НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Оказывается, нельзя из чистой глины изготовить горшок, который служил бы долго и по назначению. Если его сделать подобным образом и обжечь в костре, как это делали сарматы в раннем железном веке, то он расколется на мелкие кусочки. Древние об этом знали, поэтому добавляли различные примеси. У каждого племени была своя традиция, какую примесь добавлять. Это могла быть толчёная, вышедшая из употребления, керамика, которая у археологов называется шамот, либо измельчённая речная раковина или дроблёная кость.
– Таким образом, мы, восстанавливая традиции прошлого и проводя анализ, можем сказать, какие исторические процессы происходили в прошлом, – поясняет кандидат исторических наук из Оренбурга. – К гончарскому ремеслу привлекали детей с 4-5 лет. Кстати, в Актюбинской области я нашла уникальный сосуд, который был изготовлен ребёнком. На нём явно просматриваются детские отпечатки пальцев. Ребёнок начал его орнаментировать и по какой-то причине не закончил. Этот сосуд находился в погребении малолетнего мастера.
АНАЛИЗИРУЙ ЭТО… ГДЕ-ТО. КТО-ТО. КАК-ТО…
Анализируя составы керамических изделий, археологи могут сказать, какое межплеменное смешение в тот или иной период истории происходило. Допустим, одно племя изготавливало керамику, используя в качестве армирующего материала дроблёную кость. Другое для этих же целей в сосуды добавляло шамот. При переселении и, соответственно, контакте через некоторое время (в данном случае одно-два поколения, как утверждает Людмила Анатольевна) между племенами происходит смешение традиций. То есть, результат межплеменного смешения отображают керамические изделия – в них есть и шамот, и дроблёная кость.
– Это же касается и способов изготовления керамики (сосудов), – комментирует Людмила Анатольевна. – Сарматы не использовали гончарный круг, а изготавливали сосуды лепным способом. Я зафиксировала сарматскую керамику, изготовленную несколькими способами с использованием лоскутков, мешочков с песком и тому подобное. Между прочим, на артефактах, найденных в Актюбинской области, встречаются следы от ткани на внутренней и внешней поверхности. К сожалению, образцы нитей от ткани получить не было никакой возможности – при термической обработке керамики (обжиге), а это не менее 650оС, органика попросту сгорает.
ВПЕРЁД В ПРОШЛОЕ
Людмила Краева утверждает, что с помощью анализа керамики можно не только реконструировать гончарство любых регионов несколько столетий тому назад (необязательно лишь сарматской культуры), но и взглянуть в прошлое, воссоздать картину миграционных процессов.
– Была подтверждена гипотеза, благодаря керамике в частности, что часть племён в конце V – начале IV веков до н.э. переселилась в район Западного Казахстана из Зауралья и принесла с собой традицию изготовления керамической посуды, – констатирует кандидат исторических наук. – Если до этого изготавливали посуду плоскодонную, то впоследствии стали её делать круглодонную. А затем, в результате смешения традиций, мы наблюдаем, что дно сосудов принимает альтернативную форму: и не плоское, и не круглое. Нечто среднее. Интересно то, что в Актюбинской области встречается керамика с примесью талька, ближайшие залежи которого встречаются на востоке современной Оренбургской области. Происходило межплеменное смешение как мирным, так и насильственным путями. Всё это очевидно при анализе керамики.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото автора и Юрия ТАРАСЕНКО