Восстание машин
«Построенную на наши деньги дорогу нам же в аренду сдают?»
Несколько десятков дальнобойщиков встали на объездной дороге в столице.
– Мы против платных дорог! – говорит водитель Жанибек ОРАЛХАН. – Это значит, что перевозка грузов подорожает, а это приведёт к удорожанию продуктов питания. Говорят, что с большегрузов будут взимать 25 тенге. Если считать дорогу Алматы – Астана, а это почти 1.300 километров, я буду платить 32.500. Ещё у меня на солярку уходит около 100.000 тенге, я жгу за поездку 500-550 литров.
В Шымкенте дальнобойщики заставили большегрузами обочину автодороги.
– В YouTube выставлены турецкие дороги – 8 полос, обочина асфальтированная! – говорит Надыржан АЛИЕВ. – И то она бесплатная! А у нас что, хотят золотой асфальт по Казахстану положить?!
В Мангистау больше сотни дальнобойщиков вышли на протест.
– Мы платим транспортный налог в бюджет, с бюджета делают дорогу за наши деньги, а теперь эту дорогу нам дают в аренду, получается? – возмущён один из водителей Амангельды КУРМАНОВ. – Это как – вашу же вещь вам арендуют?
В Актобе около 30 фур встали в воскресенье на трассах Самара – Шымкент и Актобе – Астрахань.
– Мы не мешаем дорожному движению, но хотим, чтобы нас услышали, – говорят водители. – Мы против платных дорог!
«Дороги находятся в ужасном состоянии»
Водители считают, что платным дорогам должна быть альтернатива в виде бесплатных, но категорией ниже. Дальнобойщики утверждают, что в России параллельно с платными автодорогами существуют вполне сносные бесплатные. И за проезд по платным водители большегрузов платят 14 тенге (в пересчёте на нашу валюту) за 1 километр, а не 37 тенге, как заламывает «КазАвтоЖол».
– Дороги находятся в ужасном состоянии, – уверяет дальнобойщик из Шымкента Дильшат. – В соседней России на платных дорогах созданы все условия. Зимой трассы у нас вообще не чистятся. Они лишь делают вид, что посыпают песком, снимают на видео и отчитываются, что всё хорошо.
Водители жалуются, что на дорогах, с которых «КазАвтоЖол» намерен кормиться, инфраструктура подчас далека от той, за которую, даже с известной долей допустимости, возможно брать хоть какие-то деньги. На казахстанских «автобанах» нет туалетов, негде поесть и переночевать, не ловит сотовая связь и интернет.
«Деньги из казны на платные дороги не выделяются»
Компания «КазАвтоЖол» прокомментировала свою инициативу о введении платного проезда, вмиг открестившись от намерения собирать деньги, начиная прямо с 1 июня.
– В течение месяца, где дороги у нас подходят, соответствуют стандартам, постепенно будет вводиться платность, – прокомментировал официальный представитель «КазАвтоЖола» Диас АХМЕТШАРИП. – На каких-то отдельных участках будут идти ремонтные работы, доведут до стандартов, а потом только будут вводить платность.
Также было сообщено, что легковой транспорт будет платить за проезд только на автобанах. А автобанами в Казахстане считаются дороги с 3 полосами движения в каждую сторону и разделительной полосой посередине. Таких участков в республике всего 8: от Шымкента в сторону Кызылорды, Тараза и узбекской границы, от столицы до Павлодара и ещё в нескольких местах. Тариф для легковушек составит 1 тенге за километр. На автобанах и дорогах других категорий платят водители грузовиков и автобусов.
– Шлагбаумов, как на щучинской и капчагайской трассах, не будет, – заверил Ахметшарип. – Будет открытая система, будут установлены арки, а в них – камеры, которые будут фиксировать номерные знаки машин и начислять оплату. Способов оплаты много – около 20 видов.
– Первая платная дорога запущена в Казахстане в 2013 году на участке Астана – Щучинск, что позволило полностью качественно содержать её за счёт сборов, – заявили в союзе транспортников Казахстана. – Взимание платы за проезд по автомобильным дорогам – общемировая практика, которая позволяет применить справедливый принцип «Кто пользуется дорогой – тот и платит за её содержание». Все собранные средства идут на улучшение состояния платной дороги и предоставляемого сервиса.
Деньги из республиканского бюджета на платные дороги не выделяются. Ставки сбора за проезд в Казахстане – одни из самых низких в мире.
Вице-министр индустрии и инфраструктур развития Берик КАМАЛИЕВ и председатель правления «КазАвтоЖола» Аскар МУРАТУЛЫ встретились с дальнобойщиками и пообещали рассмотреть все поступившие запросы. В течение недели все предложения будут собираться, а затем будут определены ставки оплаты и сроки ввода платной системы проезда.
Сам платный принцип проезда по дорогам никто отменять не собирается.