Астана. Небольшие улочки и расположившиеся вдоль них частные дома в один и два этажа. В каких-то уже давно живут люди, другие только строятся – им до заселения ещё далеко. По краям неровно посыпанной щебнем дороги тянутся фонарные столбы. Столбы в Астане буквально на каждом шагу, наверное, даже чаще, чем это вообще нужно.
В разгар дня в Астане почти никого нет. Большая часть обитателей наверняка на работе. Только детские голоса слышны: мелкие либо играют на участках за закрытым забором, либо что-то обсуждают, отдыхая в тени уже на улице. На одной из улиц шумит техника – это рабочие собираются прокладывать водопровод, чтобы местным не приходилось бегать за водой к колонке.
А ещё в Астане нет ни «Байтерека», ни дворцов, ни крупных торгово-развлекательных центров. Да и река не делит территорию на легендарные левый и правый берег. Нет здесь реки. Зато совсем рядом расположился Актюбинский сельскохозяйственный колледж, а с остановки на 29 автобусе можно довольно быстро добраться и до самого Актобе.
Всё потому, что Астана – это не только столица, но и жилой комплекс неподалёку от нашего города.
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА
Кому и когда пришло в голову назвать этот район Астаной, наверное, и не выяснишь, но на молодую столицу сейчас он мало походит. Обыкновенный, только застраивающийся частный сектор, без современных небоскрёбов, спроектированных иностранными архитекторами, без столичного лоска и бесконечного шума улиц.
Дорога и правда оставляет желать лучшего. Мы едем по одной из улиц, а уже на соседней передвигаться не получится: прямо посреди пути высятся внушительные горки земли. Разгадка находится тут же: рабочие прокладывают трубы.
– Раньше воды у нас не было вообще, только начали прокладывать, – рассказывает местная жительница Нургуль КОЙШИБЕКОВА. – Когда закончат, не говорили. Там дальше колонка находится, к ней бывает очередь, если вода нужна.
ЗАГАДКА
Нургуль рассказывает, что переехали они в Астану уже довольно-таки давно, около 10 лет назад. Здесь свой дом и семья. Астанинские, «столичные» обитатели на соответствующий вопрос обычно отвечают просто: «Мы из Опытной».
Автобуса, который бы забирал пассажиров прямо с территории жилого массива, не предусмотрено. Приходится при необходимости идти на остановку 29-го маршрута и ехать в город с пересадками. С другой стороны, толковых дорог тоже нет.
– Осенью и весной у нас грязь, – рассказывает Нургуль Койшибекова. – Зимой тоже плохо, буран страшный, заметает. Вообще дороги, конечно, чистят, но не всегда этого хватает.
Чего в Астане с избытком, так это фонарных столбов вдоль дороги. Возле каждого дома по фонарю: казалось бы, ночью должно быть светло, как днём. Но не тут-то было! Местные сразу возвращают с небес на землю: света на улице в тёмное время суток нет вообще. И если летом такая проблема кажется вполне терпимой, то зимой детям из школы возвращаться страшновато. Но зачем тогда было ставить столько фонарей? Загадка.
АСТАНИНСКИЕ КОНТРАСТЫ
В поисках колонки с водой выдвигаемся дальше, и картинка меняется если не резко, то весьма заметно. Оказывается, что и в актюбинской Астане есть что и с чем сравнить.
Первым делом в глаза бросаются турники и перекладины, явно сделанные самостоятельно из подручных материалов – дерева и железок. Позади примечательной спортивной конструкции ещё один астанинский дом, а на его территории – самая настоящая теплица.
– Теплица наша, совсем новая, – говорит хозяин дома Орак. – Успели сделать регистрацию, собрать все документы, но ещё ничего не сажали толком. Только огурцы высадили в качестве проверки, что получится.
КАК В ШВЕЙЦАРИИ
Зелени на территории дома хватает и вне теплицы. В клумбах растут цветы, на грядках – овощи, есть свои яблоня и слива. Осталось только дождаться урожая из собственной теплицы. Благо помощников предостаточно: семья большая, дети, внуки. Для самых младших, к слову, и построены турники, перекладины и качели.
Семья Орака переехала в Астану из Узбекистана 10 лет назад. На новом месте обустроились. Спустя два года подвели газ, затем воду. Мать Орака проводит гостей по дому и участку.
– Здесь у нас и газ, и вода, и свет есть, – перечисляет она. – Всё есть, всё работает. Я и не знаю, кто вам такое сказал. Наверное, на крайних улицах нет света и воды, а здесь у нас всё в порядке.
Вот и получается: на одном конце Астаны жалуются, а на другом – никаких претензий. Астана – средоточие контрастов, даже если речь идёт не о столице, а о жилом массиве неподалёку от Актобе.
Ксения ВИШЕНИНА,