Тянем-потянем, вытянуть не можем
В прошлом году для поддержки аграриев Актюбинской области государство выделило 15,7 млрд тенге. Кроме того, большими стараниями, удалось привлечь в зону рискованного земледелия 21 млрд инвестиций. Собрать же с наших, не очень щедрых, полей удалось продукции на 275 млрд тенге. Тем не менее, нужно учесть, что сумма поддержки государства выросла на 61% относительно предыдущего года, а производительность труда поднялась всего на 9,7%. Объёмы продукции увеличились всего на 3,5%.
На развитие животноводства в прошлом году было выделено 8,6 млрд тенге. Львиная доля средств пошла на закупку племенного скота. Фермерам, которые купили за рубежом плодовитую бурёнку, государство возвращало до 300.000 тенге. В результате телят стало больше на 5,1%. С остальной живностью дела обстоят чуть похуже. Поголовье верблюжат выросло лишь на 2,1%, а барашков, без которых невозможно представить праздничный дастархан, всего на 1,7%. Зато поросят в нашей области, где свинину не особо жалуют, стало больше на 2%.Так что у поклонников национальной кухни осталась одна радость – лошади. Поголовье жеребят в нашей области, благодаря субсидиям, выросло на 9,3%.
Такая корова нужна самому
Но далеко не каждая животина из фермерских хозяйств нашего региона попадёт на стол актюбинцам. За прошлый год за пределы области было вывезено почти 63.000 голов скота. Самым мясным оказался Шалкарский район. Его пределы покинули 17.000 животин, из них 4.000 – это барашки. А вот в Хобдинском районе о земляках заботятся больше. За пределы области фермеры вывезли лишь 4.890 голов, а для нужд региона продали 13.325 животных.
Зато по финансированию чаще всего складывается обратная ситуация. Почему-то государство предпочитает вкладывать большие суммы не в самые перспективные районы. Шалкар по количеству выделенных денег входит в тройку аутсайдеров. Туда из казны пришло лишь 320.000.000 тенге. Меньше средств получают лишь фермеры Темира (240.000.000 тенге) и Байганина (132.000.000 тенге). Зато Каргалинский район власти явно любят. За прошлый год фермеры получили поддержки почти на 2.000.000.000.
В сфере животноводства задолженность по субсидиям за прошлый год в нашем регионе составила 4,9 млрд тенге. На развитие мясного сектора власти задолжали 538,2 млн тенге, на развитие молочного – 200.000.000. Эти деньги актюбинским фермерам удалось получить только после нескольких акций протеста. Однако птицеводство это не спасло. Хотя задолженность в этом секторе была не очень велика (всего 207 млн тенге), сейчас в регионе возник дефицит куриного мяса. Теперь предприниматели вынуждены завозить бройлеров из соседних областей, или закупать за границей, что сказалось на розничной цене даже простых окорочков.
Made in ненаше
Сейчас внутренний рынок обеспечен мясом птицы только наполовину. На закупку бройлеров с иностранной пропиской в 2019-м потрачено $149.000. Это самая большая статья расходов по экспорту продуктов. На втором месте стоит сахар. Чтобы подсластить жизнь актюбинцам, области пришлось раскошелиться на $118.000. Зато местной колбасы на актюбинских прилавках – 61%. Сыр тоже приходится покупать за границей: 46,5% сырных продуктов и творога приезжают к нам из России, Украины и Беларуси.
Море в Актюбинской области не плещется, а речную рыбу любят не все. Местные сазаны и щуки покрывают только четверть потребности в этом питательном продукте. Для того, чтобы накормить горожан рыбкой, пришлось отдать $56.764 зарубежным поставщикам.
А вот с фруктами у нас ситуация сравнительно неплохая. Хоть в наших степях и немного фруктовых садов, две трети яблок на прилавках супермаркетов города выращены в Казахстане.
Быки-трансгендеры
То, что деньги на развитие сельского хозяйства распределяются не совсем правильно, в минсельхозе отлично понимают, и в этом году фермерам придётся умерить свои аппетиты. Например, на сегодняшний день для животноводов существует 13 видов субсидий. Совсем скоро отменится поддержка таких секторов, как откорм бычков, производство кумыса и шубата. Тонкая шерсть для пуховых платков тоже попала в немилость. Но горожане скорее почувствуют отмену субсидий для птицефабрик. К нехватке курятины прибавится ещё и дефицит яиц, что, возможно, приведёт к подорожанию важного продукта. А вот на закупке племенного скота власти решили не экономить, что обрадовало, в первую очередь, башкирских и татарских животноводов. Большая часть племенного скота идёт именно оттуда.
Нашим же животноводам торговать скотиной сейчас не положено. 18 января минсельхоз ввёл временный запрет на экспорт живого скота из Казахстана. Причиной тому стала хитрая схема, где оплаченная государством племенная тёлочка, уезжая за границу, по документам превращалась в откормленного бычка.
– Мы находимся в контакте с заготовителями соседних стран, и такую информацию получаем непосредственно от них. И они рассказывают, что частенько берут именно маточное поголовье. Потому что им это выгодно: стельная корова или тёлка через несколько месяцев принесёт телёнка, который через полгода достигает живой массы 250 кг и может дать 120 кг чистого мяса по цене 1.800 тенге – это более 200.000 тенге прибыли. Это практически компенсирует расходы на приобретение самой тёлки, – прокомментировал ситуацию учредитель компании «Астана Агропродукт» Серик РАХИМБАЕВ.
Не скупятся чиновники из минсельхоза и на закупку зарубежной сельхозтехники. В прошлом году сумма субсидий в эту область выросла более чем на четверть. Этому не могут не радоваться канадские и российские производители.
После кризиса с неурожаем зерновых в этом году вопрос о диверсификации аграрного сектора, то есть выращивании ещё каких-либо культур, кроме привычной пшеницы, стал особенно остро. Наши степи прекрасно подходят для культивации льна, а это растение очень востребовано на мировом рынке. Вот только в области не хватает специалистов по выращиванию этой культуры, а фермерам трудно сбыть лён, потому что они элементарно не знают, к кому можно обратиться, продавая свою продукцию. Тут бы субсидии точно не помешали, но вместо этого чиновники из минсельхоза решили… рассказывать земледельцам о том, как важен лён для развития Казахстана.