Пару лет назад об автодороге «Западная Европа – Западный Китай» протрубили все СМИ – трассой заинтересовались даже американцы, заявив, что проект тянет на главное событие начала столетия. Впрочем, всё оказалось не так-то просто: на определённых участках строительство уже закончилось, а где-то даже и не начиналось.
– На самом деле, грандиозный проект по строительству этой трассы – одна большая ошибка, – утверждает главный инженер алматинской организации «Жол» Марат АСАТОВ. – Дело не в самой задумке, она очень даже хорошая, дело в том, как её реализуют. Это совершенно разные проекты, разные подрядчики, разное качество дорог будет. В России одни стандарты, в Китае – другие, у нас – третьи. Начинать нужно одновременно, либо с разницей в год-два.
– На момент начала работ реконструкции подлежало 2.452 км дорог, в том числе 358 км – в Актюбинской области. В октябре 2011 года в Иргизском районе мы сдали первый казахстанский участок транзитного коридора протяжённостью 215 км. В 2013 ещё один участок на автодороге Актобе-Мартук-граница РФ. Актюбинский регион стал первым по вводу своего фрагмента трассы, – заявлял директор актюбинского филиала АО «КазАвтоЖол» Баглан БАЙМАГАМБЕТОВ.
Ширина дороги после реконструкции составила девять метров (на 1 метр больше существовавшей раньше). Была усилена конструкция дорожной одежды, которая рассчитана на 13 тонн на ось, заново построено 14 мостов. Что касается освещения, то тут вам не Европа, где автобаны освещены за счёт солнечных батарей. Согласно проекту, фонарные столбы предусмотрены только на определённых участках, например, через мосты и путепроводы, а также через населённые пункты.
В оренбургском проектном институте «Зодчий» считают, что опасения по поводу того, что один участок дороги развалится, пока второй начинает строиться – напрасны. У каждого полотна есть определённый срок эксплуатации, если всё построено качественно, с применением новых технологий.
– Есть приёмная комиссия, которая состоит из членов международных организаций. Деньги ведь дают международные финансовые институты, а там привыкли их считать, – говорит заместитель директора организации Дмитрий АСТАФЬЕВ.
Нормативный срок эксплуатация дорожного полотна – 12 лет. В течение пяти лет (гарантийный период) подрядчики обязуются принимать меры по устранению дефектов, если таковые будут. Использование новых технологий продлевает «жизнь» дорог. Так, при строительстве мартукского участка применён щебёночно-мастичный асфальтобетон.
КАК ДЕЛА У СОСЕДЕЙ?
Официальной информации по поводу китайского участка трассы нет. Но, по заверению тамошних СМИ, в начале следующего года свой «кусок» они уже введут.
– Китай заинтересован в скорейшем вводе дороги, – отмечает представитель дорожной компании «Сицзин» Ли КУАН. – Это увеличение грузопотока в Россию, это и «окно» на европейские рынки. Платность дорог пока не предусмотрена, дальнобойщики и так приносят хороший доход.
А вот Россия не особо торопится: реконструировать трассу (в основном в Самарской области) начали только в прошлом году, хотя разговоры об этом велись с 2011 года. В Оренбуржье вообще только в этом году планируют приступить к ремонту и строительству участка, протяжённостью 60 км (10-километровый обход посёлка Акбулак будет отремонтирован, 50-километровый отрезок дороги от райцентра до границы с Казахстаном – построен). На эти работы (они должны быть завершены до конца 2016 года) «Росавтодор» выделяет один миллиард рублей.
Суммарная стоимость участка коридора «Западная Европа – Западный Китай», который пройдёт по территории Оренбургской области, по предварительным данным, составит 54 миллиарда рублей. Он будет состоять из двух путепроводов. Первый – скоростная трасса «Кумертау-Сагарчин-Казахстан» (190 км), за проезд по которой будет взиматься плата. Второй – «Оренбург-Соль-Илецк-Акбулак-Казахстан», он предусматривает использование существующей федеральной сети дорог.
Параллельно со строительством участка коридора в Оренбургской области возведут «Сухой порт» – крупный аграрно-логистический центр, основными функциями которого станет организация сортировки, упаковки и перевозки плодоовощной продукции. Стоимость проекта оценивают в 6 миллиардов рублей. Предполагается, что он начнёт функционировать в 2020 году.
Что касается других участков, то финансирование некоторых из них уже заложено в бюджете РФ и программе «Автодор». Например, на трассу «Москва-Санкт-Петербург» потратят более 300 миллиардов рублей.
МИЛЛИАРДЫ В ДОРОГИ
По данным «Казавтожола», проект по строительству участка «Актобе-Мартук-граница РФ» обошёлся в 20 миллиардов тенге, 21 миллиард потратили на реконструкцию трассы до Иргиза, «Северный обход» стоил 12 миллиардов тенге.
– Это относительно небольшие деньги, учитывая финансовый кризис, – делится своим мнением экономический обозреватель Санжар ДОСТАНОВ. – Вкладывать в дороги просто так уже смысла нет, инвесторы, как и государство, планируют выйти на окупаемость проекта.
Уже с 2017 года на отрезке транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» от Шымкента до Тараза, Ташкента и Алматы проезд будет платным. По заверениям руководства южноказахстанского филиала АО «Казавтожол», собранные деньги пойдут на содержание автомагистрали. Платная система на автомобильных дорогах реализуется поэтапно.
– К 2020 году со 180-го километра дороги «Шымкент-Ташкент-Алматы» также будет введена оплата, – рассказал заместитель руководителя ЮКОФ АО «Казавтожол» Нурбол МЫНЖАСАРОВ. – Для ветеранов ВОВ и инвалидов предусмотрены льготы. Оплата будет произведена отдельно по категориям. При проезде на легковой машине каждый километр стоит 1 тенге. Если вы проедете 150-160 км, вы заплатите 200 тенге. А водители «ГАЗелей», занимающиеся перевозкой пассажиров, будут платить от 1 до 5 тенге. Или можно по абонентской плате. За месяц заплатите 5.000 и ездите себе спокойно. Это касается и машин, которые едут из других стран.
Что касается трассы на территории Актюбинской области, то введение тарифа за проезд планируется и у нас. Пока этот вопрос находится на стадии рассмотрения.
МИЛОСТИ ПРОСИМ
Пару сотен лет назад дорога не просто кормила людей, это был один из постоянных и прибыльных источников дохода. Идея развить придорожный сервис вдоль международной трассы не нова, вроде бы и деньги неплохие сулит, но…
В течение пяти лет вдоль дороги «Западная Европа–Западный Китай» планируется построить не менее сотни придорожных кафе и шиномонтажек (на территории Казахстана).
– Это даёт толчок бизнесу, в том числе в рамках тех проектов, которые касаются придорожной инфраструктуры, это строительство кемпингов, кафе, мотелей и так далее. Сейчас мы разработали проект постановления, по которому утвердили стандарты, тип А, B, С. В зависимости от интенсивности движения будут строиться кемпинги, АЗС и даже предусмотрено наличие обязательных туалетов вдоль дороги. Сегодня это проблема, вы знаете. Даже душевые будут ставиться, – сказал председатель комитета автомобильных дорог министерства по инвестициям и развитию РК Мереке ПШЕМБАЕВ.
Реальный шанс заработать на дальнобойщиках имеет мартукский предприниматель Ахмет КУСНИЯЗОВ. Вот только все его усилия натыкаются на бюрократические проволочки. Получив в 2011 году разрешение на строительство придорожного кемпинга «Азия», он тут же стал искать средства на реализацию идеи. За несколько лет бизнесмен успел вложить 85 миллионов. На эти деньги в 80 км от Актобе, в километре от Мартука, он построил СТО, шиномонтажку, кафе, магазины автозапчастей и продуктовый, готова и мини-гостиница. Всё это простаивает уже несколько месяцев.
– Дело в том, что мне не подвели инфраструктуру. Нет газа, света, воды, съезда с дороги. Хотя в акимате постоянно обещали выделить средства. А теперь говорят, что из-за кризиса нет финансирования. Работать я готов, после ввода объектов будут трудоустроены 40 человек. Но не могу открыться: зажимают, ставят палки в колёса! – возмущается Ахмет Кусниязов.
А вот у частного предпринимателя Ботагоз ТЛЕУБАЕВОЙ ситуация получше: вместе с мужем она приобрела домик в посёлке Саржансай, где и открыла небольшое кафе. Услышав по программе развития придорожного сервиса, бизнесвумен обратилась в «Даму», где и взяла кредит под 14 процентов годовых (7 из которых субсидирует государство).
– Построили двухэтажную гостиницу, а на прошлой неделе открыли стоянку. Сейчас ведь у дальнобойщиков есть всё: им комфортно в машине, а вот оставлять авто на трассе – опасно. Хотим открыть в будущем шиномонтажку и автозаправку. Главное – чтобы государство нам помогло подняться на ноги, а то сейчас проблемно взять деньги на подведение придорожной инфраструктуры, – отмечает Ботагоз.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО