–С колько, говоришь, тебе буханок необходимо? 50 булок привезти?! Хорошо–хорошо, записываю! Сейчас новая партия уже будет готова, жди!
С этими словами Байгани Рысмагамбетов, бросив трубку телефона, бежит в сторону жарочных шкафов, чтобы убедиться: появилась ли характерная румяная корочка на хлебе. Ветеринар с 32–летним стажем совсем теперь не знает, что такое перекур. Раньше Байгани всегда пыхтел сигаретой. Нервы были на пределе. Но и сейчас не до смеха: беготня и ещё раз беготня. Зато это – печь хлеб, находить клиентов и развозить по магазинам готовую продукцию – куда приятнее, чем обивать пороги чиновничьих кабинетов и бороться с бюрократией, как это было раньше. Поэтому и вправду Байгани теперь не до «рекламных пауз».
«РАЙОННОМУ АКИМУ Я ВСЕХ ЗАЛОЖИЛ!».
Тот мартовский день, когда Рысмагамбетов решил поджечь себя и свою пекарню, мужчина помнит как сейчас (мы писали об этом – «В моей смерти прошу винить…» // «Эврика» от 26.03.2014). 57–летний бывший ветеринар так намучился с открытием своего дела, что в сердцах бросил: зачем ему такое счастье, если всё тормозится из–за тех, кто в первую очередь должен поддерживать бизнес на селе?! Поэтому пришёл он однажды на холодный объект, который никак не мог запустить с 2012 года, и объявил, что сил у него больше нет и он завязывает с таким «прибыльным бизнесом». А ведь так хотел сделать сельчанин презентацию объекта, выпускать в сутки 1,5 тысячи буханок хлеба и разбогатеть на этом, как ему и обещал бестамакский аким...
– Честно, я и не знал, обращаясь в СМИ, что последует такая бурная реакция со стороны официальных структур, причём, весьма быстро! – смеётся Байгани. – Правда, сперва позвонила родня, проживающая в Арале. Младшая сестра, услышав новость обо мне, плакала в трубку: мол, бросай ты эту пекарню, поможем, чем сможем, только живи!
Затем активизировались в акимате Алгинского района, к которому относится Бестамакский сельский округ. Чиновники, позвонившие ему на мобильный телефон, поинтересовались: как можно с ним встретиться.
– Примчались и из районной прокуратуры. Сразу начали проверку по моей жалобе, мол, как это и по чьей вине за полтора года я никак не запущу свою пекарню. Почему то электричества не было, то света, то газа, – говорит предприниматель.
Однако полуторачасовой разговор, состоявшийся у Байгани в кабинете акима Алгинского района Аскара ШЕРИЯЗДАНОВА, больше всего запомнился бизнесмену. Чиновник вызвал «на ковёр» руководителей районных отделов архитектуры, земельного комитета, а также газового хозяйства.
– Боже мой, за одним столом — весь цвет района! Короче, что и говорить, пользуясь моментом, я всех «заложил». Рассказал акиму, как его подчинённые «выполняют» его поручения, – говорит Байгани.
Более того, мужчина, не удержавшись, заявил, что чиновники не понимают культурного языка своего начальства, поэтому в качестве антикризисного ускорителя более чем открыто намекнул на необходимость дать кое–кому образного пинка.
Аким района так и поступил. Но не из–за советов Рысмагамбетова, а после того, как сам убедился, что его подчинёнными действительно были допущены недоработки в вопросе сельчанина.
– Мы обстоятельно поговорили с Рысмагамбетовым, разобрались что к чему, после чего мною были даны поручения, чтобы в самые кратчайшие сроки заработала его пекарня. У нас в районе столько проектов успешно реализовываются, а из–за этого случая едва имидж местных властей не пострадал. Помимо этого, ему было выделено пять соток земли на дополнительное развитие. Дело в том, что предприниматель подал просьбу о выделении участка, поскольку хочет в будущем открыть при пекарне макаронный цех, – говорит Аскар Шериязданов.
«СПАСИБО ВАМ, ЛЮДИ!».
Но «подарки» на этом не закончились. Алгинский районный акимат позаботился о субсидиях для предпринимателя на покупку 4 тонн муки. И в то время, когда мешок муки на рынке продавали за 3.800 тенге, сырьё для Байгани государство поставило по 2.300 тенге за мешок. Затем его срочно вызвали в областной акимат на приём к уже бывшему первому заместителю акима области Нурмухамбету АБДИБЕКОВУ. Здесь ему выдали 200.000 тенге в качестве беспроцентного кредита.
– Ещё тонну муки поставил Бестамакский сельский акимат. Совершенно бесплатно. Потом приехал владелец свинофермы, что по соседству, Гайк Тертерян. Скажем так, коллега мой. Говорит: вот тебе 300.000 тенге на развитие, можешь не возвращать, мол, знаю, насколько трудно начинать свой бизнес, – говорит Байгани. – А потом зачастили депутаты. «Суюнши!», восклицали они и совали мне в кармашек то 10.000, то 20.000 тенге! А я всё, что дали люди и власти, тут же пустил в дело.
«ХОЧУ И СТАНУ БОГАТЫМ!».
В конце июля исполнится ровно два месяца, как бывший ветеринар выпустил, наконец, первую партию хлеба. Сейчас в его клиентах значатся пять магазинов и столовая при районной свиноферме. В сутки Рысмагамбетов выпекает 200 буханок хлеба и планирует в будущем довести производительность до 1,5 тысячи единиц. Каждую булку он продаёт по 50 тенге. Хлеб печёт супруга Байгани, так что пока он создал одно рабочее место.
– Необходимо работать, не покладая рук. Хватит теперь плакаться! Проблему, слава Богу, решил, осталось хорошенько поработать над клиентской базой. Люди у нас привыкли покупать привозной хлеб. Мне же предстоит убедить их покупать местный продукт, – говорит предприниматель.
Сейчас у Рысмагамбетова 5 миллионов тенге долгов перед государством, в том числе перед фондом развития предпринимательства «Даму». В месяц он должен погашать по 270.000 тенге. Но мужчина не унывает:
– Моё имя в переводе с казахского языка означает «Богатый человек». Поэтому мне во что бы то ни стало необходимо разбогатеть, чтобы за короткие сроки рассчитаться с долгами!