Студенческая школа жизни
Общепринятых стандартов о том, что же такое студенческая жизнь и из каких компонентов она должна состоять, нет нигде. Каждое учебное заведение старается внести свою изюминку как в учебный процесс, так и в студенческий отдых. | ||||||
Как будущим медикам удаётся оставаться хладнокровными при виде крови и человеческих органов? | ||||||
Студенческий день в медицинском университете не совсем стандартный. Студенты старших курсов практически не сидят за партами – у них своё расписание. Тут и шефство над больными, и работа над курсовой, тут и практические занятия, и дежурства в БСМП. То ли дело третий курс. Здесь–то и начинается самое интересное. Как проходит обычный студенческий день, узнавал корреспондент «Эврики».
7:45.
РАННЯЯ ПТАШКА
Будущий акушер–гинеколог Риза ИМАНАЛИЕВА просыпается очень рано. Говорит: если долго спать, то можно и жизнь не заметить. А деятельность у девушки ну уж очень бурная. Она и староста потока, и руководитель научного кружка, и член студенческого профкома. В общем, активная студентка.
– Мне нужно приходить за 15 минут до начала занятий, проверить всех. Если кто отсутствует, я должна знать: по какой именно причине не пришли на пары. Рассказать о новостях обязательно.
8:00–9:20.
ТРУП - ЭТО ПРОСТО ТРУП.
Если честно, к покойникам у меня неоднозначное отношение. Как выяснилось, у всех будущих медиков есть некоторый страх перед умершими.
– А потом это проходит, – успокаивает меня Риза. – Мёртвые должны помогать живым. Вот и они нам помогают, учат нас, чтобы мы потом спасали жизни.
Первая пара – анатомия. От лекционных занятий студенты переходят к практическим. В студенческой лаборатории уже всё готово для учёбы. Преподаватель спокойненько так рассказывает о дыхательной системе, показывает это на живых органах. Студенты запоминают. Что–то записывают. А у меня при виде органов (пусть и уже не тёплых) – полуобморочное состояние.
– Мы такие препараты называем «влажными». Поверьте мне, такой способ обучения очень эффективен. Студенты всё видят на органах. Вот, потрогайте сами! – предлагают студенты.
Ну уж нет! Кесерю – кесарево. Учитесь сами.
9:20–10:45.
ПО СТОПАМ АРИСТОТЕЛЯ.
«Следующая пара не менее интересна», – заверили меня студенты. Кто бы сомневался. В кабинете гистологии куча микроскопов. В пробирках – ткани, которые и должны изучать ребята. Чтобы назначить лечение, нужно узнать причину его возникновения. На этом курсе мы изучаем гниение кожного покрова и другие патологии, – рассказывает Риза.
Прежде чем идти на подобные практические занятия, нужно всё это пройти в теории.
– Без теории никуда. Всё должно быть параллельно. Читаешь, если есть вопросы, то задаёшь их педагогу. Вот многие говорят, что медицина сейчас в упадке. Я не согласна с этим – у наших медиков есть тяга к знаниям.
10:45–11:05.
ПЕРЕРЫВЧИК НЕБОЛЬШОЙ.
Свой перерыв студенты–медики используют по–разному. Кто–то активно поглощает пирожок, кто–то зубрит недоученный предмет. В это время Риза Иманалиева оббегает свои группы:
– Контроль нужен всегда. Дисциплина и аккуратность – вот требования к студентам. У всех должны быть халаты и колпаки.
11:05–13:50.
БЕРИ ПЕРО И СТРОЧКИ.
Это потом почерк у медиков становится нечитаемым, но в начале карьерного пути студенты пишут довольно–таки разборчиво. Правда, больше двух часов писанины – это слишком.
– Тяжело в учении, легко на работе, – с улыбкой подбадривали друг друга сокурсники.
Благо, тема по анатомии была интересной. В этот день учащиеся разбирали сердце.
14:00–15:00.
НИКАКИХ ФАСТ-ФУДОВ!
В обеденный перерыв три столовые учебного заведения забиты до отказа. Приходится идти в ближайшую столовую. Стандартное меню: первое и второе блюда. Чай с булочкой.
– Многие студенты питаются пирожками и фаст–фудом. Это в корне неправильно! Даже если нет денег, то можно занять, но в рационе учащегося обязательно должно присутствовать первое блюдо.
15:00–18:00.
УЧИСЬ, СТУДЕНТ!
Послеобеденное время многие студенты посвящают самообразованию. К их услугам и библиотеки, и компьютерные классы с доступом в Интернет. Учись – не хочу.
– У нас самая богатая библиотека среди всех медвузов в стране! – не без гордости заявляет Риза. – Можно найти материалы практически по всем темам. Сейчас новая система образования, которая предполагает больше самостоятельной работы. Мы это понимаем, ищем материалы, готовим наглядные пособия.
Общественная нагрузка у активистов отнимает много времени. Нужно помочь первокурсникам, разобрать поведение нерадивых товарищей, подготовить доклад по теме.
– Если честно: иногда голова кругом идёт. Но мне нравится, здесь я могу проявить себя и свои способности, – откровенничает активистка.
18:00–02:00.
ПОКОЙ ИМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
– Я на квартире живу, после учёбы надо и убраться, и кушать приготовить. Ну, а с десяти вечера до ночи читаешь конспекты, штудируешь учебники. Такой ритм сначала кажется ужасным, но привыкаешь постепенно, – говорит Риза Иманалиева.
| ||||||
Ван Гог в помощь
Будущие художники и дизайнеры без ума от своих занятий. | ||||||
Одна пара в актюбинском пединституте длится всего–то 50 минут. Все свои занятия студенты творческих профессий практически никогда не пропускают. На третьем курсе русской группы художников стопроцентная посещаемость. Всё дело в том, что численность этой группы – всего два человека. Алла БЕРЕЖКО и Дарья СУВАЖБАЕВА никогда не жалуются на своих предметников. Девушки прекрасно понимают, что их дальнейшая работа без знаний не стоит и гроша.
– Наш день начинается в девять утра и заканчивается в три часа дня. На третьем курсе идёт уже специализация. Вот совсем недавно стали изучать витражи, причём, не только в теории, но и на практике всё отрабатываем, – делятся студентки. – Дизайнером не станешь, если будешь стоять на одном месте, поэтому после занятий мы обязательно идём в библиотеку. Хотя большую часть материалов всё–таки достаём из Интернета. В свободное время Алла и Дарья оттачивают свои знания дома – девушки рисуют пейзажи и натюрморты, а также вырезают из дерева небольшие сувениры.
| ||||||
Алла и Даша никогда не пропускают занятия - это же так интересно! | ||||||
Если чувствуешь, что не твоё
По статистике около 40 процентов казахстанцев не работают по своей специальности.
| ||||||
Юношеский максимализм, «стадное товарищество», родительские советы – есть ещё ряд причин, по которым абитуриент неправильно выбирает, на кого ему учиться. Со следующего года казахстанские психологи предлагают ввести в школах специальные тесты, определяющие склонности старшеклассников.
Руководитель отдела продаж медиа–группы «Рика» Роман ДОВЖЕНКО имеет диплом об окончании актюбинской медицинской академии. Тем не менее, врач–хирург нисколько не жалеет о потраченных на учёбу годах:
– Сначала очень хотел быть врачом, но после учёбы особых иллюзий по поводу трудоустройства не питал. Время было тяжелое, врачи получали мало. Попробовал себя в качестве менеджера – и у меня получилось. То, что отучился на врача, я никогда не жалел, это своеобразная школа жизни, которую я прошёл. Приобрёл некоторый здоровый цинизм, помогающий мне в моей работе.
| ||||||
Двойная жизнь
Полностью посвятить себя учёбе или совмещать науку с работой? Что советуют психологи по этому поводу.
| ||||||
Актюбинский психолог Татьяна КОЛЕСНИКОВА прекрасно помнит свою студенческую жизнь. Некогда женщина и сама совмещала учёбу и работу:
– Если учёба не идет вразрез с работой, то никто не возражает против совмещения. Я вот подрабатывала после института нянечкой. Знаю, что наши ребята–психологи на стройке работали. Ну, время было такое. Никто, в принципе, не запрещал. Другое дело, если работа мешает учёбе. Тогда нужно выбирать.
Другого мнения придерживается бывший актюбинец, а ныне орский предприниматель Вадим БЕЗЫМЯННЫЙ:
– Совмещать работу и учёбу не рекомендую! Хотя всё индивидуально и зависит от целей студента. Если вы обучаетесь с целью добиться успеха в реальной жизни, вам просто необходимо иметь полигон для практической апробации полученных знаний. В наш век, перенасыщенный информацией, неправильно терять своё время на лекции о том, что там сказал Сократ или иные философы. Мне нужен ответ на вопрос: «А как я смогу применить эту информацию на практике?». Чтобы быть успешными, необходимо чередовать процесс целенаправленного обучения с наработкой практического опыта, обогатив его полученными знаниями.
| ||||||
Парле ву франсе?
Не каждый актюбинец может похвастаться французским дипломом. Об особенностях студенческой жизни
| ||||||
– Здесь не получится отлынивать, если пропускаешь занятия, то потом очень сложно, – говорит студентка второго курса юридического факультета университета Монпелье Анна САВЕНКОВА.
Окончив школу в Актобе, девушка решила продолжить обучение во Франции. Если бы не финансовая помощь родителей (получить грант на обучение оказалось невозможно), мечта о французском университете так и осталась бы мечтой.
– Так как Монпелье – один из старейших университетов во Франции, то здесь сохранились свои традиции. К примеру, в минувшую субботу, специально ко дню студентов, у нас был организован бал–маскарад. Костюмы времён Людовика XIV, танцы – всё это делали сами учащиеся. Кстати, во Франции, как и во всей Европе, сильно развита студенческая дружба. Каждый старается помочь друг другу, несмотря ни на цвет кожи, ни на вероисповедание. Всю жёсткость европейского образования Аня почувствовала с первого месяца своего обучения: занятия начинаются с 9 часов утра и заканчиваются в 16:00. Но и после этого студенты не расходятся по домам. Их жизнь продолжается в библиотеках и на факультативах.
– В библиотеке можно даже ночевать. Пиши, готовься к занятиям, никто тебя не выгонит. Единственное правило – вести себя культурно. Кстати, лекций здесь мало, много времени уделяется самостоятельной подготовке. Отдельная тема – внеучебная жизнь студента. Так как вечеринки в кампусах запрещены, то веселятся студенты в общагах. Однако за тем, чтобы всё прошло тихо–мирно, следят специальные старосты.
– Вот в наших университетах в основном учится молодёжь, а в Европе немного другой возрастной контингент. Тут можно встретить таких студентов, кому за 40. Я даже видела старичка, который обучался на психолога. Ему 73 года было.
| ||||||
Откуда праздник?
17 ноября во всём мире отмечается Международный день студентов.
| ||||||
Установлен он в 1946 году на Всемирном конгрессе студентов, состоявшемся в Праге, в память о чешских студентах–патриотах. Конечно, этот праздник ассоциируется с молодостью, романтикой и весельем, но история его, начавшаяся в Чехословакии во время Второй мировой войны, связана с трагическими событиями.
28 октября 1939 года в оккупированной фашистами Чехословакии пражские студенты и их преподаватели вышли на демонстрацию, чтобы отметить годовщину образования Чехословацкого государства (28 октября 1918 года). Подразделения оккупантов разогнали демонстрацию, при этом был застрелен студент медицинского факультета Ян Оплетал. Похороны Яна состоялись 15 ноября 1939 года и переросли в акцию протеста. Десятки демонстрантов были арестованы. 17 ноября гестаповцы и эсэсовцы рано утром окружили студенческие общежития. Более 1200 студентов были арестованы и заключены в концлагерь в Заксенхаузен. Девятерых студентов и активистов студенческого движения казнили без суда в застенках тюрьмы в пражском районе Рузине. По приказу Гитлера все чешские высшие учебные заведения были закрыты до конца войны.
| ||||||
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
|