Версии в мужских компаниях выдвигались различные. Но одна присутствовала постоянно: предательство полковника ГРУ Генерального штаба Вооружённых сил СССР Олега ПЕНЬКОВСКОГО. Он выдал ЦРУ места дислокации ядерного щита СССР.
ДОЛГО ЗАПРЯГАЛ.
Но речь не о нём, его в 1963 году расстреляли. Речь о небольшой части степных просторов актюбинщины, где десять лет находились ядерные боеголовки, установленные на жидкостных одноступенчатых баллистических ракетах средней дальности (БРСД) шахтного базирования Р-14У.
Мой давний приятель, Андрей, беспокойная душа, несколько лет кряду приглашал проехать под Богословку и окунуться в государственную тайну некогда мощнейшего государства. От Актобе недалеко, километров сорок.
«Ты только подумай, какой драйв по шахтам полазить!». Но меня столь радикальные аргументы не привлекали. Человек я не рисковый.
А тут его папа Вадим Львович отличился. Книгу написал, где одну из глав посвятил именно этой части актюбинского краеведения. Полистал я страницы. Посмотрел фото. И…
ГЛУБИННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Сказать, что ракетная шахта (да простят меня специалисты за столь вольное определение) – чудо инженерной мысли, мало. К определению смело приплюсую – шедевр архитектурно-строительной мысли! С военным, естественно, уклоном.
Сплошной хай-тек с минималистским уклоном. Всё лаконично, аскетично, логично и просто. Как в армии. Точнее, для армии.
Сегодня от некогда грозного оружия 20-го века остались руины: на поверхности и под землёй.
Бродить опасно и там, и там. Наверху можно споткнуться о глыбы разбитого бетона, торчащей толстенной арматуры, а если у кого слабый вестибулярный аппарат – можно свалиться и в жерло сорокаметровой шахты.
Шею сломать можно и под землёй. Коридоры в рост взрослого мужика изобилуют множеством ответвлений, где притаились кубической формы ямы. Лестницы давным-давно срезаны, так что если у кого возникнет желание побродить по нижним этажам ракетного комплекса (а их целых три), без верёвок и других спецприспособлений не обойтись.
Везде кромешная тьма. Сквозняк. Запах сырости и затхлости сопровождает на протяжении всей экскурсии.
В этом надземном ангаре хранились ядерные боеголовки.
ОТКУДА? КУДА? ЗАЧЕМ?
Многочасовое с преодолениями блуждание утомляет. Тем более, что на первом ярусе комплекса особо интересных картинок мало. Всё однотонно серо. Только по расположению некоторых комнат можно догадываться об их предназначении. Как я выше уже упоминал, в нижние этажи пробраться невозможно: где-то срезаны лестницы, где-то вода.
Под Актюбинском был задействован один стартовый комплекс, состоящий из трёх ракетных шахт. Все они управлялись из подземного центрального командного пункта. На боевом дежурстве люди находились длительное время. Безвылазно. Автономно.
Вот краткая информация, собственно, ненамного раскрывающая предназначение «актюбинского ядерного щита».
В последний год своего существования входили мы в состав 31-й Оренбургской ракетной армии. Часть именовалась 481-ым отдельным ракетным полком (в/ч 34200). На начальном этапе с 1961 входили в состав 53 ракетной дивизии (г. Джамбул), с 1965 года в составе 18 отдельного ракетного корпуса, с 1970 нас включили в состав 31-й ракетной армии, с ноября 1971 года передали во 2-е испытательное управление 5-го НИИП (космодрома Байконур) и переименовали в 26-ю отдельную опытно-испытательную часть (испытания Р-36М и обучение подразделений РВСН).
На полноценное боевое дежурство 3 ШПУ Р-14У заступили в 1963-м году. В 1968-м году сняли с дежурства одну шахту. В 1971 году ракетная часть из-под Актюбинска передислоцировалась в неизвестном направлении. А на её место пришли артиллеристы.
Неподалёку от основных трёх шахт строился ещё один стартовый комплекс. Но по неизвестным причинам в 1963-м году был брошен.
Нацелены актюбинские ракеты были в сторону Европы.
И ещё. Невдалеке от Хромтау, в степи, одиноко стоял многоэтажный жилой дом. Никем не охраняемый. Люди в нём жили. Что делали? Следили за проводившимися ядерными взрывами на планете Земля. В несколько подземных этажей под многоэтажкой располагалась секретная исследовательская военная лаборатория, относящаяся также к ядерному щиту СССР.
Да, уважаемые сограждане, не пытайтесь найти этот дом. Те военные поступили умнее, сами его разобрали, а подземелье…
Холодная война есть холодная война.
Радиационного заражения в районе не наблюдается: ласточки.
КОМУ ОНО НУЖНО…
То, что мы увидели с приятелем Андреем, по большому счёту, удивило. И поразило.
Поразило, как грамотно грабили бывшую воинскую часть. Создалось впечатление, что у тех людей на руках была проектно-сметная документация всего комплекса. Вырытые с геометрической точностью траншеи и котлованы говорили о полной осведомлённости, где что пролегало и устанавливалось.
По рассказам одного служивого товарища (он отписался мне по интернету) Богословскую часть начали грабить сразу же после убытия ракетчиков в 1971 году. Что брали? Кабеля – по необходимости, а она всегда присутствовала, особенно в момент обустройства новой части. Кое-что из электронного и электрического оборудования. Он рассказывал, что в некоторых закоулках даже стояли закрытыми сейфы с документами.
Словом, народный рубль в кратчайшие сроки построил ядерный щит страны, поставил его на службу Отечеству, а затем за ненадобностью бросил. На разграбление комсомольцам, партийным и беспартийным товарищам.
Последний защитный купол (а это несколько десятков тонн металла) сорвали уже нынешние бедные люди.
Кстати, о бедных людях. Когда в девяностых годах уже артиллерийская бригада передислоцировалась в Актобе, тогдашние военспецы, в принципе, обустроенное место оставили так называемым оралманам. Решение принималось на высоком административном уровне. Стояли пригодные для жилья казармы и штаб. Работала дизельная электростанция. Водопровод. И так далее. Я ещё в 99-м статью писал об этих людях.
Сегодня ничего не осталась. Как после ядерного взрыва.
ТЕКСТ и ФОТО: Юрий ТАРАСЕНКО