Реорганизация в интересах
В посёлке Тамды закрывается вспомогательная школа-интернат для детей с умственной отсталостью. Воспитанников переведут в аналогичное учреждение в Яйсане, где имеются необходимые условия для их жизни, обучения и реабилитации. В областном управлении образования заверяют, что никто из бывших сотрудников интерната не останется без работы. | ||||
Почти все помещения в Тамдинской школе-интернате приспособленные, крыша протекает. Зданиям требуется капитальный ремонт. |
Воспитанникам приходится спать на двухъярусных кроватях, хотя для детей с ограниченными возможностями это не положено по санитарным нормам.
| |||
Вспомогательная школа-интернат в Тамды открылась в феврале 1986 года. До этого она находилась в Темире, а помещения, построенные в середине 50-х годов прошлого века, занимал детский дом. В Алге возвели типовое здание, и детдом перевели туда.
ВСЁ СЫПЛЕТСЯ.
– Наша школа предназначена для детей с умственной отсталостью, – рассказывает директор учреждения Жумабек АЙТИМОВ. – К нам на обучение и коррекцию направляют воспитанников из Актобе и всех районов области. Ещё несколько лет назад у нас было 214 человек, а сейчас осталось 117, из них детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – 33. Вопрос о переводе интерната в другое место назрел давно, поскольку почти все помещения приспособленные, классы для занятий и спальные комнаты маленькие, мы вынуждены были установить двухъярусные кровати, а это не положено по санитарным нормам. В мастерских потолок провисает, стены от сырости сыплются, спортзал примитивный, до недавнего времени даже туалет был на улице. А столовая находится в отдельно стоящем здании. Представляете, каково детям четыре раза в день ходить туда, особенно в зимнее время! В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН.
Чтобы решить данную проблему, намечено провести масштабную реорганизацию учреждений подобного типа. – Для детей с задержкой психического развития имеется Яйсанская школа-интернат с типовым общежитием и всем необходимым инвентарём и оборудованием, – объясняет руководитель отдела областного управления образования Алтынгуль АУЕСХАН. – Три-четыре года назад в этом учебном заведении было около 150 воспитанников, но с развитием инклюзивного образования, которое направлено на более быструю реабилитацию детей с ограниченными возможностями, их число постоянно сокращается. Если раньше таких воспитанников изолировали от остальных, то теперь детей, имеющих лёгкую форму умственной отсталости, по желанию родителей и при положительном заключении комиссии переводят в обычные школы.
По информации Алтынгуль Ауесхан, на конец прошлого учебного года в Яйсанской школе-интернате осталось всего 80 человек, из них 51 – дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Всех их к 1 сентября переведут в Алгинский детский дом, который на данный момент тоже полупустой: в 2004 году там было более 500 воспитанников, а на начало наступающего учебного года останутся только 206. Для того чтобы дети из Яйсанской школы-интерната быстрее адаптировались в новых условиях, в Алгинском детдоме они будут жить в одном корпусе со здоровыми воспитанниками, но на разных этажах, а обучаться вместе.
– Получается, что школа-интернат в Яйсане освободится полностью, – продолжает руководитель отдела. – Туда и переведут детей из Тамды, где, можно сказать, почти нет условий для детей с ограниченными возможностями. Службы санэпиднадзора постоянно предъявляют претензии на этот счёт.
По словам Алтынгуль Ауесхан, в идеале воспитанники, которые обучаются в школах-интернатах для детей с задержкой психического развития, не должны находиться в подобных учебных заведениях постоянно. Они проходят коррекцию в течение трёх-шести месяцев в зависимости от медицинских показаний. После выздоровления их необходимо переводить в общеобразовательные школы, а если реабилитация не дала положительного результата, то в специализированные школы.
БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАВЯТ.
– Вопрос о переводе школы-интерната из Тамды впервые был поднят три года назад, – говорит руководитель отдела. – Проблема обсуждалась на уровне областного, районных и сельских акиматов, управления и отделов образования. Ведь нужно не только перевести детей из одного учреждения в другое, но и трудоустроить педагогов, воспитателей, технический и медицинский персонал. Сейчас в Тамды работают 88 человек, в том числе 31 педагог. С коллективом вспомогательной школы мы уже несколько раз проводили собрания. Конечно, некоторые сотрудники учреждения не заинтересованы в том, чтобы интернат переводили в Яйсан, поскольку работа рядом, далеко ездить не надо, да и 25 процентов сельской надбавки теряется. Но мы не имеем морального права специально содержать рабочие места в ущерб интересам детей. Как сообщила Алтынгуль Ауесхан, всем учителям и воспитателям предложена работа, например, в Тамдинской средней школе, в Алгинском детском доме, реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями и пяти общеобразовательных школах райцентра. На работу и домой их будет подвозить служебный автотранспорт. Есть семья педагогов, которая изъявила желание переехать в Яйсан. Там для них уже приготовлена квартира. В данное время решается вопрос о трудоустройстве и технического персонала. На базе школы-интерната планируется открыть дворовый клуб, где в различных кружках и секциях будет заниматься сельская детвора. Сейчас этот вопрос решается в районном акимате, изыскиваются средства на ремонт зданий.
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК,
|