Реализация проекта началась в 2013 году, и за короткие сроки в Актобе было создано предприятие, аналогов которому нет в СНГ. Актюбинский рельсобалочный завод в день первого проката посетили высокие гости, в их числе – министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ, депутат Сената Парламента РК Елеусин САГИНДЫКОВ, депутаты Мажилиса Парламента РК Глеб ЩЕГЕЛЬСКИЙ и Избак УМУРЗАКОВ, президент АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Аскар МАМИН.
Предприятие строилось в рамках Карты индустриализации РК. Его стоимость составила 82,7 млрд тенге. Проектная мощность 430 тысяч тонн металлопродукции в год – это термоупрочнённые железнодорожные рельсы длиной до 120 метров, предназначенные для высокоскоростных магистралей, и многочисленная сортовая продукция (швеллеры, балки, уголки, специальный металлопрофиль). Завод оснащён оборудованием немецкой компании «Siemens S.p.A”.
По словам её директора Джузеппе ФЕРРАРИО, на АРБЗ применяется самая современная система закалки рельсов, разработанная совместно с итальянскими учёными. И ещё один немаловажный технологический аспект нового актюбинского предприятия – производственные стоки не будут сливаться в Илек.
– Наш завод – это зелёная инвестиция в экономику Казахстана, – говорит Андрей КУЗЬМИН, генеральный директор ТОО «АРБЗ». – Все производственные стоки остаются внутри предприятия и перерабатываются до твёрдо–бытовых отходов общего назначения. Они могут быть захоронены как обычные ТБО, либо быть использованы для посыпки дорог в зимнее время.
Как и всякое крупное промышленное предприятие, завод несёт в себе и социальную составляющую, особенно актуальную в кризисный период: рабочие места. Их будет создано не менее восьмисот.
В этот же день на АРБЗ прошёл международный форум по вопросам сотрудничества в области железнодорожного машиностроения и привлечения экспортных инструментов поддержки от АО «Банк развития Казахстана». В ходе его работы министр по инвестициям и развитию республики Асет Исекешев обозначил задачи на ближайшее будущее. По его словам, новая отрасль республики – железнодорожное машиностроение – только набирает обороты, но продукция казахстанских заводов уже имеет спрос и большой экспортный потенциал.
– Задачи, которые сейчас стоят, это, во–первых – повышение уровня локализации до 50%, – заявил министр. – Появляется необходимость производства целой плеяды комплектующих изделий. Работа в этом направлении уже ведётся. Также выход на экспорт. В этой связи Правительством оказывается ряд мер поддержки, в том числе экспортное финансирование.
В форуме приняли участие депутат Сената РК Елеусин Сагиндыков и депутаты мажилиса Парламента РК Избак Умурзаков и Глеб Щегельский. Кстати, по словам последнего, в том, что актюбинский рельсобалочный завод внесёт существенный вклад в развитие экономики страны, не может быть сомнений. Новый завод обеспечит потребность в рельсовой продукции не только всей страны, но и железнодорожных компаний соседних стран. Поэтому участие в форуме иностранных гостей неслучайно. В ходе встречи подписаны меморандумы о сотрудничестве на поставку готовой продукции между АРБЗ и железнодорожными компаниями Азербайджана, Беларуси, Грузии, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
В день своего рабочего визита в Актобе министр по инвестициям и развитию республики Асет Исекешев, кроме АРБЗ, посетил и ряд других объектов. В сопровождении главы региона Бердыбека Сапарбаева и сенатора Елеусина Сагиндыкова он побывал на новом ферросплавном заводе АО «ТНК Казхром», ознакомился с работой актюбинского завода нефтяного оборудования и ТОО «Технодом СТКЗ», производящего полуприцепы.
Асель КЕНЖАЛИНА,