Пять причин для народного недовольства
15 января 2014 года. №2 | ||||
Дела жителей актюбинской глубинки – аула Мугалжар, совсем как в той песне известного российского композитора Игоря Николаева «Пять причин». Правда, если мэтр постсоветской эстрады в своём хите перечислял поводы, по которым он отчалил от своей Русалки, то мугалжарцы – почему им так невыносимо жить в своём ауле. | ||||
От потребления технической воды люди уходят из жизни молодыми? | В Мугалжаре в постели спят одетыми.
| |||
Аул Мугалжар расположен в 240 километрах от областного центра. Природа здесь отличная, и луга даже чем–то напоминают альпийские пейзажи с сочной травой. Живёт в посёлке не так уж много людей, чуть более 2.000 человек. Зато все они дружные и в основной своей массе ревностно оберегают национальные традиции. Потому могут и не на шутку расстроиться, если кому–то вздумалось переиначивать веками устоявшиеся обычаи.
О днако в последнее время мугалжарцы вдруг сами же начали нарушать их, и совсем этому не рады. К примеру, традиционное «аминь» они произносят не после еды, как принято у казахов, а до еды и даже чая. А всё потому, что боятся уйти к проотцам.
– У нас долгие годы сложная ситуация с питьевой водой: в одной части, посёлка она есть, а в другой части – микрорайоне, люди пьют техническую воду, – говорит председатель совета аксакалов аула Мугалжар Куандык АЖГУЛОВ. – В Мугалжаре работают два щебневых производства, и там водой омывают щебень. Этой технической водой и пользуются жители микрорайона. Конечно, когда проводили водопровод, со всех нас собирали подписи, что её потреблять нельзя, мол, пользоваться можно лишь в хозяйственных целях. Но питьевой воды в нашей части нет, в итоге люди пьют техническую воду.
Именно от этого, подозревают в Мугалжаре, люди в ауле стали умирать в расцвете сил.
– Только за последние несколько месяцев в нашем ауле было 7 смертей, – говорит Куандык Ажгулов. – Кто–то умер от остановки сердца, кто–то – из–за болезни почек. У меня тоже почки больные, и я грешу на воду.
Сейчас в ауле пошёл слух, что техническую воду могут отключить. А народ только и ждёт этого. Может, хоть тогда нормальная вода появится?
– Источники чистой воды неподалёку от нашего аула имеются. Мы об этом писали акиму района Серику Шангутову. Теперь идёт слух, что нам могут прекратить подачу технической воды, так как она предпринимателям принадлежит. И правильно бы было. Потому что мы должны относиться не к предпринимателям, а к государству.
Е щё одна причина, по которой люди выражают свое недовольство, это отсутствие в ауле голубого топлива. Населённый пункт расположен у подножья Мугалжарских гор, потому зимы здесь суровые и долгие. В связи с этим только угля, как минимум, необходимо закупать в количестве 10 тонн. И это не говоря о заготовке дров и кизяка. Люди спасаются от холодов также тем, что с утра до вечера делают физические упражнения. И стар, и млад. При этом самое обидное, говорят в ауле, что деньги–то на газификацию официально обещали выделить несколько лет назад. И даже писали об этом в местной официальной прессе.
– Вот тезисы руководства области, которые опубликованы в официальной прессе, – показывает газетную вырезку Куандык Ажгулов. – В них чёрным по белому пишется, что на газификацию ряда сёл в разных районах области выделено 2,4 млрд тенге. В списке этих населённых пунктов есть и наш аул Мугалжар. Но уже два года прошло – ни денег, ни газа!
Действительно, стоит только набрать ключевые слова «Мугалжар, газификация» в Глобальной Сети, как тут же на просторах интернета всплывают всевозможные официальные доклады и отчёты местных чиновников. Так, согласно одному из них, в качестве проекта, который должен был быть реализован ещё в 2012 году, было обозначено проведение газопровода к посёлку Мугалжар.
– Мне сельчане деньги собирали, чтобы я съездил в Астану и вручил письмо о наших чаяниях верхам, – говорит Куандык ата. – Это было в прошлом году. Я отвёз письмо с подписями жителей премьер–министру Серику Ахметову и сенатору Ирану Амирову. И никаких результатов. Письмо вернули в область, оттуда оно было направлено в район, из района – опять к нам... А у нас дети зимой в школе в одежде сидят.
При этом мугалжарцы недоумевают: почему в соседних аулах, где проживает меньше людей, чем в Мугалжаре, голубое топливо уже появилось. В связи с этим Ажгулов пытался провести собственное расследование и открыл много интересного. Из министерства регионального развития, куда он обратился, пришло письмо, что деньги, выделенные на газификацию Мугалжара, из–за низкой демографии и прочих социально–экономических показателей решено было перенаправить на нужды других населённых пунктов Актюбинской области.
– Президент страны без устали твердит, что в перспективные сёла необходимо провести все средства коммуникации и налаживать инфраструктуру. В нашем ауле более 2.000 человек живет, 421 дом, два щебневых производства, рядом железная дорога. Неужели мы бесперспективнее, чем соседние Журун и Бирлик, где 40 и 100 домов соответственно? Там же газ есть, – говорит Куандык Ажгулов.
Т ретьей проблемой в Мугалжаре называют плохое качество дороги. Зимой, понятное дело, она становится худо–бедно ровной, а вот летом никакой критики не выдерживает.
– В–четвёртых, у нас нет дома культуры, хотя заведующая ДК имеется! – говорит аксакал. – Концерты проводятся силами педагогов и воспитателей в школьном актовом зале. А артистов мы давно не видели. Да и кто приедет к нам по таким дорогам и выступать в зале на 70 мест? Не оправдаются расходы артистов.
Пятая причина недовольства жителей населённого пункта – это отсутствие земель для выпаса молодняка. Точнее, луга есть, те самые сочные поля а–ля альпийские пейзажи, только вот все они выкуплены богачами, по словам местных жителей.
– Молодняк так и ходит по улицам аула, забредает на железную дорогу. Хотя мы очень бережно относимся ко всему, что имеется в Мугалжаре, стараемся содержать всё в чистоте и в порядке. Но так тоже дело не пойдёт! – сетует председатель совета аксакалов. – Если продать скот, то будут деньги. Оставишь себе – тоже хорошо. Но его ведь надо где–то пасти, разве не так?! Мы в недоумении. Понятно, что на газ деньги нужны, на развитие культуры – тоже деньги. Но неужели теперь и поля нам надо отвоевывать?!
66 –летний аксакал признаётся: аульные чиновники, узнав, что Ажгулов собрался в областной центр, начали уговаривать его не выносить сор из избы, звонили на мобильный телефон и отговаривали.
– Но я сказал: на одной чаше весов – ваши просьбы, а на другой – чаяния сотен людей. Вторая чаша перевешивает, – говорит пенсионер.
В областном акимате, куда обратился корреспондент «Эврики», удалось выяснить, что сейчас проект газопровода проходит государственную экспертизу в министерстве регионального развития.
– После того, как будет определена стоимость проекта, мы будем делать финансовую заявку, – отметил заместитель руководителя управления энергетики и жилищно–коммунального хозяйства области Жаннат ЖУБАНЫШЕВ.
– Можно с точностью сказать: строительство газопровода начнется в этом году, или это долгая история?
– Что вы?! Сразу после экспертизы и определения стоимости проекта мы подадим финансовую заявку и начнем строить, – заверил чиновник.
Асия АЗИМКАЛИ,
|