Некогда колхоз имени Ленина, чуть позже – посёлок Прогресс, славился своими трудолюбивыми жителями. Сельчане разводили скот, выращивали хорошие урожаи картофеля и бахчевых. А говорить о пшенице и просе и вовсе не приходится. В общем, село числилось на хорошем счету. Развал СССР сильно ударил по посёлку: огромные стада перерезали и сдали на мясо, а поля просто перестали обрабатывать.
КАК КОРАБЛЬ НАЗОВЁШЬ…
В 1997 году полуразвалившийся Прогресс передали в ведение Алгинского района, а в 2008 году населённый пункт, в котором тогда проживало 1486 человек, решили называть Маржанбулак. За пять лет население увеличилось всего на сто человек, впрочем, оно и понятно: в бывшем колхозе имени вождя мирового пролетариата не было благ цивилизации. В прошлом году в посёлок пришла долгожданная вода, население сразу же выросло до двух тысяч. Ещё семь тысяч человек подали заявки на получение земли под индивидуальное строительство жилья.
– Все прекрасно понимали, что без нормальной и качественной холодной воды невозможно развиваться дальше. 70 процентов сельчан не могли держать скот, да и работать тоже сложно, – говорит аким Маржанбулакского сельского округа Болатбек КАНГУЖИН.
За пять лет на своём посту сельский руководитель успел сделать многое, впрочем, до былой славы посёлку ещё далеко. Сейчас Маржанбулак является опорным селом и входит в актюбинскую агломерацию. Это значит, что именно этот посёлок государственные мужи посчитали одним из самых перспективных. А раз перспективный, значит, нужно обеспечить людей благами цивилизации. Вслед за центральным водопроводом сюда протянули газовую ветку, а в этом году доделали последний километр качественной дороги. Если раньше дорога от Прогресса до областного центра занимала около часа, то теперь временной интервал сократился почти в два раза. Наладилось и пассажирское сообщение с городом – за 100 тенге автобус (который курсирует с получасовым интервалом) довезёт вас до Маржанбулака.
А вот дороги внутри самого посёлка оставляют желать лучшего: местные жители сетуют, что весной и осенью пройти по ухабистому грейдеру практически невозможно. Предполагается, что асфальтные дороги в Маржанбулак всё же придут, но пока только две: центральная (Абая Кунанбаева) и Актюбинская.
Не обошёл вниманием аким и проблемы, которых оказалось не так уж и много.
– Население у нас растёт, скоро нужна будет новая школа. Что касается действующей, построенной в 1987 году, то она до сих пор отапливается углем, необходима же газовая котельная… Ещё одна проблема – залежные земли. С этого года мы начали разъяснять людям, что нужно использовать земли, добровольно нам вернули 4700 га. Сейчас у нас числятся 39 крестьянских хозяйств, но лишь 15 из них реально работают, – с сожалением отмечает глава Маржанбулакского сельского округа.
Что касается работы, то это головная боль. Она вроде как и есть, но желающих трудиться в посёлке нет.
– В Маржанбулаке будущее есть! – уверенно заявляет Болатбек Танжарбаевич. – Строится тепличный комплекс, уже существует молочная ферма, есть козья ферма, будем открывать две пекарни. Проблема в том, что никто не хочет работать, особенно молодёжь. В основном все едут в Актобе, где легче трудоустроиться в качестве подсобного рабочего.
На словах получается, что Маржанбулак начинает подниматься с колен, а как обстоят дела на самом деле?
ПРОДУКТЫ В КРЕДИТ
Согласно данным, из 25 объектов малого и среднего бизнеса 16 в Маржанбулаке приходится на магазины. Очередей в них нет, хотя нет и недостатка в покупателях. Странно, но на селе, где традиционно сами пекут хлеб, приобретают именно этот продукт.
– Продукты люди будут покупать всегда, особенно пользуются спросом хлебобулочные изделия, которые мы привозим из города. Городские люди до сих пор думают, что в сёлах пекут в печах хлеб, но это не так, прошли те времена. Сельчане обленились, им проще купить буханку, чем самим напрягаться. Редко кто делает сметану и творог, в основном, покупают упакованное, – откровенничает продавщица Акерке.
Основными покупателями остаются пенсионеры: раз в месяц бабушки и дедушки отовариваются по полной. А в остальные дни пожилым людям отпускают товар в кредит, до следующей пенсии. Впрочем, продукты питания здесь значительно дороже, чем в Актобе: кило окорочков – 550/600 тенге, сахар дотягивает до 230 тенге.
Матрёна Рагзина выживает на мизерную пенсию.
БАБУШКИНЫ СЛЁЗЫ
Практически всю жизнь баба Мотя прожила в посёлке. В свои 83 года пенсионерка, с трудом волоча ноги, собирает сухую траву и щепки для розжига печки. Топят в доме по старинке, углём и дровами. Кстати, уголь в зиму пенсионерке только предстоит купить. Конечно, если на это хватит средств. Да и водой из центрального водопровода баба Мотя пока не пользуется. Каждый день внуки бабули идут к колодцу, где и набирают нужное количество воды. С десяти лет бабушка проживает в Маржанбулаке: много лет проработала телятницей, дояркой, поваром в столовой. Ветеран труда практически выживает на те деньги, которые заработала за свой многолетний труд.
– Газ и воду провели по улице, а чтобы воспользоваться этими ресурсами, нужно подвести в дом. Денег у меня на это нет, пенсия маленькая – всего 40 тысяч тенге. Вот и получается, что всё рядом, а пользоваться – возможностей нет. Прошли и голодные годы, и холод пережили, а сейчас в современном веке живём, как при царе Горохе, – со слезами на глазах говорит Матрёна РАГЗИНА.
На лекарства у бабушки денег нет, если сильно донимает болезнь, то ветеран труда ложится на кровать, закрывает глаза, стискивает зубы и старается думать о хорошем. Говорит, что помогает…
25–летний внук бабушки Андрей ЧЕРНЕНОК помогает по хозяйству, иногда выбирается в Актобе, где трудится подсобным рабочим на складах:
– Здесь работы нет, заниматься абсолютно нечем. За бабушкой смотрю, когда есть возможность. А так… В город надо перебираться, там возможностей больше. А молодёжь, которая здесь остаётся, начинает пить. Хотя раньше пили больше…
Кто хочет, тот работает
Несколько дней назад две обычные семьи приступили к работе в крестьянском хозяйстве «РусАрт». Одна из них – супруги ЯКОВЛЕВЫ, Галина и Николай, переехали в Маржанбулак из Актобе. Мужчина согласился на работу скотника, а его жена будет дояркой и хозяйкой. За труды семье пообещали платить 70 тысяч тенге. К тому же, их полностью обеспечивают продуктами питания, одеждой и расходами на мелкие нужды.
– Много раз предлагал работу местным жителям, но никто не согласился. Было очень обидно. Тогда решил нанять рабочих из города. Что касается маржанбулакцев, то они могут сидеть дома на печи и говорить, что работы нет. Работу всегда можно найти, просто нужно уметь трудиться, а вот этого, к сожалению, у нынешней сельской молодёжи нет, – делится своим мнением глава крестьянского хозяйства «РусАрт» Руслан ШУИНШАЛИН.
Сам уроженец Хобды, выпускник медицинского института, он привык трудиться, не покладая рук. Несколько лет Руслан Маликович занимался бизнесом в России, а в 2003 году приехал в Актобе. Бизнес пошёл в гору, и мужчина решил окунуться в животноводство.
– Я понял, что это именно то, чем могу и хочу заниматься. Мне как–то сказали, что если заниматься сельским хозяйством, то могу потерять и деньги, и здоровье. Хочу это опровергнуть и доказать, что если всё делать с умом, то земля даст неплохие плоды, – говорит Руслан.
В 2013 году предприниматель обратился в акимат Алгинского района и попросил выделить землю на развитие хозяйства. Дважды ему отказывали в просьбе. Получался парадокс: деньги у бизнесмена есть, он их готов вкладывать в сельское хозяйство, но, как оказалось, свободных земельных участков в районе просто не было…
– Я возмутился: огромные пространства пустуют, нам постоянно говорят о том, что нужно поднимать сельское хозяйство, а тут творят беспредел. В конце концов мне выделили в частную собственность в Маржанбулаке 6 га, потом на 49 лет взял в аренду 1200 га. Но и этого мне мало – планирую заниматься земледелием: сажать рапс, сою, лён и сорго, – рассказывает бизнесмен.
Заниматься сельским хозяйством у Шуиншалина получается отлично. И это несмотря на то, что у него нет специального агрообразования. Свободное время Руслан проводит за литературой, читает мнения экспертов на различных фермерских форумах.
В этом году предприниматель закупил несколько десятков коров в РФ породы «Симменталь». Элитные коровки уже дали приплод: сейчас в хозяйстве «РусАрта» – более полусотни тёлок и около 30 телят. На выделенные по государственной программе средства Руслан приобрёл новую технику и потом открыл молочно–товарную ферму. Параллельно с крупнорогатой скотиной мужчина решил разводить индюков и гусей.
– В день у меня выходит около 220 литров молока, но это только начало. Хочу заниматься племенным скотоводством. «Симменталь» – это элитная порода коров, которая ценится во всём мире. Идей много, со временем буду их реализовывать. А работа в селе есть, главное – иметь голову на плечах и не лентяйничать. Нужно иметь терпение и трудолюбие, только тогда земля будет кормить тебя, – подытоживает Руслан Шуиншалин.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото автора