ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ…
Есть такой аул Беккул баба (до 2010 года – село Красносельское). Находится в 30 км от Актобе и входит в состав Благодарного сельского округа. В самом ауле проживают более 1.000 человек плюс Ульке да Белогорка, что недалече расположены, – там ещё человек 700. Итого под 2.000 душ народа и наберётся.
Аккурат в прошлый понедельник держал свой отчёт перед жителями Благодарного сельского округа новый глава Актобе Бекбол САГЫН. Так, мол, и так. Столько–то сделали, столько–то построили. Здесь отремонтировали, там запланировали. Всё чин чином.
Затем слово взял и сам аким сельского округа Бакузак ДАРИН. Рассказал, что в округе хорошего происходит, а что ещё и лучшего произойдёт, да чего за 10 лет последних достигли.
Да вот у народа много вопросов накопилось – не вполне, говорят, достижениями довольны. Живём, мол, в XXI веке, а всех благ цивилизации как бы и оценить не можем.
БОЙКИЙ МУЖИЧОК
Больше всех мужичок–старичок начальство пытать стал. Бойкий такой. Зовут меня, говорит, Сагынгали ТАНАЛИЕВ. Живу, дескать, в Беккул баба совсем рядом с центром областным и диву даюсь – освещения уличного в ауле нет, воду вроде бы нашли, да добывать не спешат. А ещё лекаря не хватает в селе. Пункт–то медицинский есть. Как положено – аккурат в школе расположен, а где ж ему быть–то ещё? И учимся, и лечимся – два в одном. А чтоб попасть к лекарю на приём – приходится в Каргалинское на перекладных добираться. Особенно хворым из Ульке и Белогорки тяжко. Сначала своим ходом до Беккул баба, оттуда на автобусе № 49 до поворота на орскую трассу, ну а там, с Божьей помощью, уже на 29–м автобусе и до лекарни. Домой – в обратном порядке. Оно, конечно, не совсем сподручно – 49–й автобус 4 раза в день ходит. А кому сейчас легко? Если нет собственного авто, то болеть не моги!
Да нет, оказывается, в казне денег ни на лекарню, ни на освещение. А чтоб воду добывать – умные бумаги сначала написать надо, проектно–сметная документация называется. Цельный год на это уйтить может.
Экмо мужичок–старичок возмутился! Хочу, говорит, с глазу на глаз с городским головой встретиться. Подать мне помощника его немедля, пусть, мол, сконектится со мной! Я не на пустом месте шум подымаю, а по делу глаголю!
И записал–то помощник телефон мужичка и пообещал устроить встречу! Но дня не назвал. Оно и понятно – с кондачка такие дела не решаются. Зайдите на недельке!
Неформальный лидер села.
НА ДЕРЕВНЮ К ДЕДУШКЕ
Решили навестить мы дедушку – а не лукавит ли он да не наговаривает ли по–пустому? Погодка–то хороша была в тот день – солнечно да морозно. Открылась деревенька нам во всей красе зимней и снежной. Со стороны худого–то и не видно ничего. Дороги вроде как чищены. А вон дедушка да две дамы с ним возле дома стоят.
– Забыли о нас совсем. Сельский аким вообще к нам не заезжает, – сокрушается Сагынгали Таналиев.
– Воды нет, канализации нет в двухэтажках, – молвит жительница аула Надежда КУДИНОВА. – Это нормально? Слава Богу, что хоть газ провели. Спасибо Сагынгали!
Поведала Надежда Михайловна, что даже печки приходилось ставить – и это в благоустроенных (когда–то) квартирах.
Когда–то в советское время здесь находился сельмашевский подхоз и работал профилакторий – чудесное было время. И свет, и вода, и центральное отопление даже было. Но в середине 90–х всего этого не стало. Всё разворовали и развалили.
– Вода солёная – никуда не годится, – продолжает педагог с 30–летним стажем. – Мусорных баков даже нигде нет. Всё это сделать бы сейчас, да хозяина нет.
Оно, конечно, верно, что чисто там, где не сорят. Самим надо за чистотой следить. Но пока хозяина нет, никто не будет баки мусорные для посёлка выбивать да владельцев скота к пальцу прижимать. А скотине–то учёт не ведётся в ауле. Она ходит да на центральных улицах гадит. Участкового тоже никто не видит. Поэтому тёмные людишки (говорят, что пришлые) несколько раз под покровом ночи (освещения же нет) коровушек да лошадок уводили, и те смертушку от ножей барымтачей где–то в овраге за околицей приняли.
– Двухэтажки требуют капитального ремонта, особенно кровля, – вздыхает Кудинова. – Нам бы по программам термомодернизации или капремонта это сделать. Дома скоро развалятся. Да нет до нас дела никому. Спасибо, Сагынгали, что он добился ремонта одной двухэтажки! И даже дороги чистят благодаря ему.
А дома-то в аварийном состоянии.
ПРОСТО ТАК
Кто ж он такой, местный филантроп? Князь иль боярин какой? Да нет, обыкновенный прораб, отдавший всю свою жизнь строительству сельскохозяйственных и других объектов. Причём делает он для села всё абсолютно бескорыстно, хотя не обошлось без злых языков.
Благодаря Таналиеву в Беккул баба несколько лет назад появился газ и городской телефон. Номера начинаются на 225ххх. Были, конечно, и такие, кто пытался очернить дедушку. Мол, не чист он на руку. Однако сельский филантроп поведал байку, как при проведении газопровода одна дама подрядчикам пыталась доказать, что дедушка приворовывает деньги из народного общака. Директор строительно–монтажной компании бросил гневно перед ней сметы и другие бумаги со словами: «Сагынгали вам хорошее дело делает, а вы на него клевещете. Была бы ты мужиком, я бы тебе по морде заехал!..». С 2004 года Сагынгали Таналиев добивался проведения газопровода. Кому только ни писал – начиная от руководства области и заканчивая письмом к президенту страны. В 2009 году голубое топливо пошло в село.
С лекарней в ауле правду молвят – напряжёнка. Нет её, если честно. Местные рассказывают: школа, что терем–теремок. И дети учатся, и тут же хворые взрослые приходят. Даже пенсию здесь выдают. Вход общий для всех. О каких санитарных требованиях может идти речь?
– В школе есть маленький кабинет, где расположен медпункт. Врача нет. Есть только медсестра. Никаких условий для оказания медпомощи здесь нет. Да и медсестры частенько не бывает – её постоянно начальство вызывает в Жилянку. Или на дом её вызывают. Днём и ночью она одна, – констатирует местный общественник. – А в бюджете для фельдшерского пункта или амбулатории нет денег. Дома культуры нет, красного уголка нет.
В БЕККУЛЕ ВСЁ СПОКОЙНО?
Однако в тереме–теремочке, что школой зовётся, есть и ещё одно заведение.
– Посёлок разрастается с каждым годом. Много детишек, а детского садика нет, – сообщает житель посёлка Карим ШОКБУТОВ. – В 9 часов ребятишек отводим в детский сад, что в школе расположен, а в 12 часов уже надо забирать. После обеда вторая смена – тоже на три часа. Это что за детский сад такой? Просто какая–то прогулка получается в школьном коридоре. Одно название. Люди числятся, зарплату получают – и всё на этом. У меня две снохи, у них высшее педагогическое образование. А они не могут устроиться в нашу школу на работу. Зато там преподавателем медсестра работает. Это что за образование получается? И ещё. Нам нужен свой сельсовет. Это не дело – за каждой бумажкой в Опытную станцию ездить.
Кстати, директор Красносельской основной школы Юрий КУРМАН заверил, что в школе со штатом у него всё в ажуре. Вакансий нет. А амбулаторию уже скоро построят, и медпункт переедет. Вот показать нам его почему–то не счёл нужным. Типа, а вам зачем, тем более на камеру снимать?
Ой, нужен хозяин в таком большом селе. Уж ежели мы на Запад смотрим, то тысяча человек по тамошним меркам – уже городок небольшой со своей мэрией и шерифом. А тут как–то непонятно получается. Тем более закон «О местном самоуправлении» уже принят.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО