По понятиям или по закону?
23 апреля 2014 года. №16 | ||||||
В областном суде судьи со всего региона обсудили проект нового гражданско–процессуального кодекса. Служители Фемиды говорят, что он сделает процесс рассмотрения дел проще и качественнее. О том, какие новшества предлагается ввести в кодекс, «Эврике» рассказал председатель коллегии по гражданским и административным делам актюбинского облсуда Нурсапа ПРИМАШЕВ. | ||||||
– Зачем нужен новый ГПК?
– С момента принятия действующего ГПК (в 1999 году) в него вносились коррективы более 50–и раз. Только за последние три года принято свыше 20 законов, которыми внесены поправки в кодекс. Сейчас наш ГПК заформализован, это создаёт большие неудобства для участников гражданского процесса, для судей, об оперативности судопроизводства говорить не приходится. В проекте нового кодекса детально прописываются и регламентируются полномочия судьи, права и обязанности участников судебного процесса. Это позволит ликвидировать то, на что сейчас чаще всего жалуются люди: установление необоснованных требований при приёме исковых заявлений, умышленное затягивание судебного процесса.
– Какие новшества нас ждут?
– Одно из новшеств – это возможность привлечения к уголовной ответственности в рамках гражданского судопроизводства по очевидным преступлениям за проявление неуважения к суду. Второй важный момент – будет усовершенствована стадия подготовки дела к судебному разбирательству. В частности, речь идёт о внедрении нового механизма уточнения у сторон судопроизводства обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в том числе необходимости проведения экспертиз, истребования доказательств, разрешения имеющихся у сторон ходатайств. Кроме этого, будут определены стадии судебного процесса, на которых возможно предоставление сторонами и участвующими в деле лицами новых доказательств, с исключением возможности их предоставления суду кассационной и надзорной инстанций. Мы предлагаем больше использовать возможности электронного правосудия. В частности, в плане дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений. Кроме этого, будет возможно подать исковые заявления и возражения, замечания на протокол, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и протесты в электронном виде.
Чтобы снять огромную нагрузку на суды, которая есть сейчас, в новом проекте ГПК предлагается ввести обязательное досудебное урегулирование по отдельным категориям дел.
В Германии действует институт обязательного мирового заседания, когда суд обязан принять меры по достижению мирового соглашения перед первым заседанием. Такая же норма, скорее всего, будет и в нашем ГПК.
Если в нынешнем ГПК сказано, что судья оценивает доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, но в новом варианте ГПК это уберут. Судья будет оценивать доказательства только по закону.
– В проекте нового ГПК предлагается увеличить госпошлины. Для чего?
– В целях стимулирования сторон к активному применению досудебных и внесудебных способов разрешения конфликтов будут увеличены размеры госпошлины по некоторым категориям дел, за исключением исков, связанных с защитой прав социально уязвимых слоев населения. Лица, обратившиеся в суд для решения крупных имущественных споров, должны быть готовы к соответствующим тратам, в том числе по оплате высокой госпошлины. Для таких лиц правосудие дешёвым быть не может.
Налоговый кодекс РК предусматривает оплату государственной пошлины при подаче искового заявления по имущественным спорам в размере 1% от суммы иска, а по неимущественным спорам – всего 50% от минимального расчётного показателя, поэтому очень много предъявляется необоснованных исков, а также по незначительным поводам. В Актюбинской области, например, имеются случаи, когда одним и тем же лицом подано более 100 исков. Если учитывать, что на рассмотрение таких исков затрачиваются колоссальные государственные средства и временные ресурсы, то такое положение вещей не может дальше продолжаться. В проекте нового ГПК РК предлагается оплата государственной пошлины не только при подаче искового заявления в суд, но и при обжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядках. Однако конкретный размер государственной пошлины будет определён Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Здесь предлагаются разные варианты, в частности, некоторые члены рабочей группы предлагают определить размер государственной пошлины, исходя из размера иска, а другие – определить размер государственной пошлины в твёрдой сумме, в кратном исчислении минимального расчётного показателя. Оплата государственной пошлины во всех судебных инстанциях, на наш взгляд, приведёт к тому, что граждане все чаще будут решать все конфликты, споры во внесудебном порядке. Более того, в случае разрешения споров во внесудебном порядке оплаченная государственная пошлина будет возвращена. Это, в свою очередь, приведёт к тому, что закон РК «О медиации» заработает в полную силу.
– Для чего предлагается увеличить срок подготовки к судебному разбирательству?
– Сейчас срок подготовки дела к судебному разбирательству составляет 7 рабочих дней, за это время судья должен произвести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, запрашивать необходимые документы, оказывать содействие сторонам, в случае необходимости и прочее. Все эти работы очень сложно выполнить всего за одну неделю, поэтому судьям приходится восполнять недостатки в ходе рассмотрения дела, в связи с чем предлагается в новом проекте ГПК продлить срок подготовки дела к судебному разбирательству до 15 рабочих дней.
– Разработчики нового ГПК настаивают, чтобы граждан даже в гражданских делах, представляли только профессиональные юристы. Не является ли это дискриминацией?
– Новый ГПК РК действительно предусматривает, что интересы граждан и юридических лиц будут представлять профессиональные юристы, в частности, интересы граждан будут защищать адвокаты, а юридических лиц – юристы предприятий. Принятие данных мер необходимо для того, чтобы оказать гражданам и юридическим лицам квалифицированную юридическую помощь. Нередки случаи, когда граждане и юридические лица не могут защитить свои нарушенные или оспариваемые права по причине недостаточной квалифицированности представляющих их интересы лиц, кроме того, эти меры соотносятся с государственной программой оказания гарантированной юридической помощи. Таким образом, интересы гражданина будут защищать адвокаты, кроме случаев, когда представителями могут быть законные представители или один из соистцов по поручению других. В остальных случаях это будут делать профессионалы. В Верховном суде Республики Казахстан представителями могут быть только аккредитованные в Верховном суде Республики Казахстан адвокаты.
Дмитрий МАТВЕЕВ,
|