Давно уже поднимался вопрос о региональной авиации в Казахстане, которая приказала долго жить практически сразу после развала СССР. Как, в принципе, почти и вся гражданская авиация нашей страны, и малая, и большая.
Это раньше из нашего аэропорта выполнялось несколько десятков рейсов ежесуточно по Союзу и областным центрам Казахской ССР. А в последнее время можно было самолётом отправиться лишь в Астану, Алматы, Актау и в ставшую уже заграницей Москву.
Теперь же появилась надежда на возрождение региональной авиации в лице новой казахстанской авиакомпании «Qazaq Air», осуществляющей внутренние рейсы в 7 аэропортов страны: Астана, Алматы, Актобе, Атырау, Костанай, Павлодар и Шымкент.
ЧТО ТЫ ЗА ПТИЦА?
«Qazaq Air» зарегистрирована в апреле 2015 года. Она создана по указанию президента нашей страны. Её учредитель – АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», которой принадлежат 100% акций авиакомпании. В настоящее время авиапарк компании состоит из трёх канадских турбовинтовых самолётов «Bombardier Q400».
– В июле этого года у нас прошла презентация компании, – говорит PR-менеджер «Qazaq Air» Айнур НАЗХАНОВА. – После получения сертификата и других разрешительных документов мы с 27 августа начали выполнять регулярные рейсы. Первый полёт выполнялся по маршруту Алматы-Астана. Наша компания занимается только региональными авиаперевозками по Казахстану. Мы не лоукостер*, хотя у нас демократичные и доступные тарифы. Деятельность нашей компании соответствует всем мировым стандартам безопасности полётов. Только за месяц самолётами нашей компании перевезено свыше 5.000 пассажиров. Новые среднемагистральные «Bombardier Q400» приобретены у завода-изготовителя в лизинг.
Руководство авиакомпании «Qazaq Air» планирует в дальнейшем расширять географию полётов по Казахстану.
ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЁТ
Количество посадочных мест в салоне «Bombardier Q400» (а он там один, экономического класса обслуживания) 76-78. Однако авиакомпания использует при перевозке пассажиров три тарифа: промо, базовый и универсальный, отличающиеся ценой и условиями применения.
Если говорить проще, то самый дешёвый – это промо-тариф. Но, купив билет, вы уже не сможете его ни сдать, ни изменить дату вылета. Скидка есть лишь на перевозку ребёнка до двух лет без предоставления отдельного места – 100% от стоимости билета. Бесплатный провоз – 10 кг багажа.
По базовому тарифу билет сдать также не получится, но при доплате (штрафе) 3.000 тенге можно изменить дату вылета. Для детей от 2 до 14 лет предоставляется 50%-ная скидка от тарифа. Если же вы решили своего малыша разместить на отдельном кресле, то покупаете билет с 50%-й скидкой от тарифа. Бесплатный провоз – 10 кг багажа.
Самый дорогой тариф – универсальный. Но, покупая билет по данному тарифу, вы имеете право сдать его обратно с возвращением полной стоимости билета (за вычетом комиссионного сбора), либо изменить дату вылета. Перевозка детей осуществляется по тем же правилам, которые предусмотрены базовым тарифом. Бесплатный провоз – 20 кг багажа.
За отдельную плату можно перевезти до 30 кг сверхнормативного багажа.
Для сравнения. Стоимость билета из Актобе в Атырау: промо – 12.187 тенге, универсальный – 22.314 тенге. Стоимость билета из Актобе в Алматы: промо – от 15.554 тенге, универсальный – от 29.446 тенге.
Кстати, билеты в Алматы по промо-тарифу раскуплены уже до 24 октября включительно. Пока только до этой даты есть расписание рейсов авиакомпании «Qazaq Air» .
Завтрак в Алматы, а обед – в Актобе.
ДЕНЬ ОТЛЁТА, ДЕНЬ ПРИЛЁТА…
По понедельникам, средам и пятницам в наш аэропорт прибывает рейс из Алматы через Шымкент и далее следует на Атырау. Затем по обратной схеме борт уходит обратно в Алматы. По вторникам, четвергам и субботам выполняется рейс Алматы-Костанай-Актобе и обратный – Актобе-Костанай-Алматы.
Шасси первого борта регулярного рейса Алматы-Шымкент-Актобе-Атырау коснулись бетонки нашего международного аэропорта 2 октября в 12.35 по местному времени. Пассажиров было всего 7 человек плюс несколько блоггеров и представителей СМИ. Кислых и страдальческих мин от перенесённого полёта у пассажиров я не заметил.
– Я летел из Алматы. Была посадка в Шымкенте, – рассказывает пассажир Георгий БОВТИК. – Самолёт комфортный, тихий, несмотря на то, что он турбовинтовой. Во время полёта предлагали сэндвичи и напитки.
Испанский шарм с исландской улыбкой.
КТО ТАМ?
Экипаж «Bombardier Q400» – 2 пилота и 2 бортпроводника. Аршидин РАЗИЕВ и Регина ГУЗАИРОВА – казахстанцы, а вот пилоты – иностранцы. КВС – испанец Педро ГРАНАДО, а второй пилот – очаровательная исландка Карен ДОДДС.
– «Bombardier Q400» очень лёгок в управлении, у него хорошая курсовая устойчивость, – уверяет командир воздушного судна. – На взлёте/посадке пилотирование происходит в ручном режиме – самолёт прекрасно слушается штурвала. Именно на этапах взлёта и набора высоты или снижения и посадки получаешь огромное удовольствие от пилотирования.
43-летний Педро Гранадо раньше летал в подобной региональной авиакомпании «Air Nostrum» у себя на родине, а затем в африканской «Rwandair».
37-летняя Карен Доддс успела полетать в польской «Eurolot» и английской «Airsouthwest».
Все пилоты «Qazaq Air» – экспаты. Проще говоря, иностранные специалисты. Когда свои появятся?
В 13.35 «Bombardier Q400» оторвался от ВПП и взял курс на Атырау.
*Лоукостер (англ. low-cost carrier, low-cost airline) – авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.