Осторожно, лифты закрываются
Актобе – один из немногих областных центров в стране, где до сих пор нет централизованного лифтового хозяйства. Таят ли опасность те лифты, которые отслужили положенные 25 лет? Между тем, актюбинцы по-прежнему «со скрипом» сдают деньги на лифты, а их культура поведения в подъёмных устройствах и вовсе оставляет желать лучшего. | ||||||||
Первые лифты в нашем городе появились в 1972 году. Многие актюбинцы помнят, как ещё детьми приходили на «небоскрёбы» и «катались на лифтах». Четыре девятиэтажки на центральном проспекте возле здания областного акимата были самыми первыми в Актобе. Сейчас в этих четырёх зданиях работают только два лифта, двери остальных заколочены.
На балансе у КСК «Тан» как раз и находятся самые первые (а значит, и самые старые) актюбинские лифты. Хлопот с ними у председателя – выше крыши.
– В первую очередь, с оплатой очень тяжело. Жильцы пользоваться лифтом хотят, а вот платить – нет. Даже по 500 тенге с квартиры для них – непосильная ноша, – рассказывает председатель КСК Людмила ШТЕКЛЕР.
Лифт в 34-м доме главного проспекта работает с апреля 2009 года. После девяти лет простоя 41-летнее подъёмное устройство снова начало служить людям. Жильцы первых трёх этажей за лифт не платят, а значит, и не пользуются. Собрать деньги с других владельцев квартир – тяжелейшая задача.
– Сейчас у нас задолженность только по этому дому за обслуживание лифтов составляет 69.000 тенге. Тех крох, которые мы собираем, едва хватает на оплату работы лифтёра. Если, не дай Бог, что-то сломается, лифт встанет, – продолжает Людмила Яковлевна.
Дом под номером 158 по улице Есет батыра введён в 1974 году. Тогда же в нём запустили и лифт. Вплоть до 1991 года подъёмное устройство работало вполне исправно, с развалом же СССР лифт пришёл в запустение.
В январе 2013 года собрание жильцов этого дома передало на баланс КСК «Тан» всё своё хозяйство.
– Когда я посмотрела на состояние лифта, то ужаснулась. Он практически в аварийном состоянии! Как его можно было довести до такого состояния, как проверяющие структуры вообще разрешали им пользоваться? Я не знаю! – возмущается председатель КСК Людмила Штеклер.
Вот уже четыре дня один из самых старых лифтов не работает: рассыпались ролики, которые должны закрывать двери. Кстати, детали на подъёмные устройства такого типа уже давно не выпускают. Только косметический ремонт, по предварительным данным, составит более 150.000 тенге. По-хорошему лифт вообще нужно менять, однако на это средств у жильцов нет.
– Я давно уже говорю, что городу просто необходимо единое лифтовое хозяйство. Иначе скоро они начнут просто падать, и никто не будет за это нести ответственность.
«Обкомовская» шестиэтажка построена в 1973 году. В каждом из трёх подъездов исправно работал лифт. За этим следила целая бригада лифтёров, механиков и инженеров. С 1992 года подъёмные устройства работать перестали: где-то украли мотор, части лифтов разобрали на цветмет. Лишь в 2007 году лифт в первом подъезде полностью отремонтировали. Обошлось это удовольствие в 400.000 тенге. А вот стоимость восстановления лифтов в других подъездах была бы дороже – по 700 тысяч каждый. Учитывая то, что здесь проживают одни пенсионеры, понятно, что собрать такую сумму и восстановить первые лифты в Актобе невозможно.
| ||||||||
Прокатиться с ветерком
... Скрип и скрежет лифта в одной из девятиэтажек по проспекту Абилкайыр хана заставляет сжиматься сердце. Благо, рядом со мной – опытнейший электромеханик Иван ГНАТЮК. Смотрит на меня хитро и успокаивает (кстати, примерно у каждого пятого, кто хотя бы раз пользовался лифтом, возникает страх застрять или упасть).
– Да там смазать надо. Всё никак руки не доходят. Но ты не бойся, домчимся с ветерком! – пенсионер попался-таки с юмором.
Дядя Ваня обслуживает всего три лифта, мог бы взять и больше, но в последнее время не позволяет здоровье. Один из первых электромехаников в Актобе (а пришёл он в эту профессию в 1978 году) знает городские лифты, как свои пять пальцев.
– Если честно, то сейчас нет хороших сотрудников. Мне уже 72 года, думаете, меня бы приглашали обслуживать лифты, если бы были нормальные лифтёры?
По словам Иван Ивановича, лифты советских времён достаточно надёжные и могут прослужить не один десяток лет. Естественно, при правильном обслуживании.
| ||||||||
Когда всё было единым
Руководитель ПК «Изель» Темиргали ЕРГАЛИЕВ сейчас занимается обслуживанием лифтов юридических лиц. Говорит, что так проще. Ровно 30 лет назад он вступил в должность главного инженера тогда ещё существовавшего лифтового хозяйства «Актюблифт». А до этого ещё десять лет проработал лифтёром и электромехаником.
– В то время все лифты относились к управлению теплосетей. С 80-х годов подъёмные устройства перешли в ведомство «Горжилкомхоза». Обслуживали городские лифты один мастер и три электромеханика, – рассказывает Ергалиев.
Обучались лифтовой профессии в Гостехнадзоре. Шестимесячные курсы тогда не стоили ни копейки.
Отлаженное хозяйство работало, как часы. Лифты практически не застревали, не ломались, а если и случалось ЧП, то механики восстанавливали устройство в течение нескольких часов. Вплоть до 1996 года, когда вышел закон о демонополизации ЖКХ. После того, как лифты перешли в ведение домоуправлений, следить за ними оказалось некому.
К 1996 году, когда «Актюблифт» объявили банкротом, в Актобе насчитывалось 187 лифтов. Часть из них – около 40 подъёмных устройств – взяло к себе на баланс ПК «Изель», остальные отправились в свободное плавание.
Оставленные без присмотра лифты стали лакомыми кусочками для собирателей цветмета. С 1996 по 1999 год практически все подъёмники в жилых домах были разграблены.
– Воровали всё, что плохо лежало: края, уголки, обшивку, моторы, тросы. Мы восстанавливали своими силами всё. Сейчас уже не воруют, антивандальные устройства идут. С 2000 по 2010 годы – это трудное десятилетие. Никто за обслуживание лифтов не хотел платить, – вспоминает Темиргали Ергалиев.
Вплоть до 2000 года актюбинские лифтёры использовали детали советского производства. Сейчас специалисты поговаривают, что достать новые детали несложно, но выльется это в кругленькую сумму.
Рассказал руководитель ПК «Изель» и о том, как в Актобе в 1992 году, используя положительный опыт Алматы, пробовали вводить диспетчеризацию лифтового хозяйства. Пробный пуск осуществлялся в пяти домах 11 микрорайона. Только просуществовало новшество недолго.
– Такую систему нужно восстановить. К примеру, сломался лифт, сразу же диспетчер на это реагирует. Люди не ждут по несколько часов мастеров-ремонтников.
| ||||||||
Лифт-убийца?
Согласно правилам эксплуатации лифтового оборудования, срок его службы составляет 25 лет. Официальные данные таковы: более половины из всех актюбинских лифтов уже отслужили свой нормативный срок или близки к этому в ближайшие год-два. Однако ими пользуются до сих пор. Впрочем, большинству пользователей лифтов совсем неважно, сколько лет подъёмному устройству, лишь бы работало исправно. Не важно до тех пор, пока это не закончилось трагедией.
– Мы уже давно твердим, что лифтовой парк в Актобе давно изношен, – рассказывает начальник отдела управления по промышленной безопасности ДЧС Актюбинской области Бауыржан БЕКЕЕВ. – Это действительно проблема, которая требует внимания со стороны властей.
Практически все лифты находятся в частной собственности, поэтому проверять их можно только раз в пару лет. Кстати, если раньше при испытании старых лифтов сотрудник ДЧС должен был присутствовать обязательно, то, согласно новым правилам, обслуживающие компании могут и не звать представителей этого ведомства.
В соседнем Костанае на ремонт и обслуживание лифтов ежегодно выделяются десятки миллионов тенге. Впрочем, бюджетные деньги практически всех областных центров и помогают содержать лифты. А вот единого лифтового хозяйства в Актобе нет. Значит, и финансирования со стороны городских властей тоже не будет.
– Мы неоднократно обращались с письмом о решении проблем и к Сагиндикову, и к Мухамбетову, и к Умарову. Пока ничего не сдвинулось с места, нам говорили, что нет денег. От нынешнего градоначальника пришёл ответ, что сигнал принят во внимание. Пока это всё. На самом деле, создание единого специализированного предприятия по обслуживанию лифтов назрело давно, но без финансовых вливаний это невозможно, – отмечает Бауыржан Мунсызбаевич.
Кроме того, ухудшают состояние парка подъёмных устройств несвоевременное техническое освидетельствование и отсутствие обученного персонала.
– Я официально говорю, что на сегодня 60-65 процентов лифтов в городе – изношены, они выработали свой нормативный срок. Конечно, не все лифты у нас в ужасном состоянии. Есть и такие, которые и после 25 лет использования отлично функционируют. Важно лишь вовремя проводить ремонт и проходить техническое освидетельствование. Это ещё хорошо, что с прошлого года ввели экспертизу лифтов.
Оказывается, несколько лет назад лифты проходили ежегодную проверку, сейчас государство ратует за уменьшение различного рода проверок.
– Раньше мы знали, где и какой лифт в каком состоянии находится. Сейчас – нет. К примеру, еду я в жилом доме на лифте. Как специалист, знаю, что есть недочёт, но с проверкой сунуться туда не могу. Для этого у нас есть график проверок, – отмечает ЧС-ник.
| ||||||||
Вандализм налицо
Сетуют лифтёры и на бескультурье горожан. Люди подшофе по-прежнему пытаются поджечь обшивку подъёмного устройства. А если случится так, что товарищи застревают, то и тут дикая ярость и злость выплёскивается на лифт.
– Особенно не жалеют старые лифты, ломают внутреннюю обшивку. У нас не тот уровень развития культуры. К примеру, у нас был случай, когда в новом лифте застрял парень. Так он откуда-то достал кирпич и начал всё выламывать. В уголовном деле нам отказали, так как ущерб не превысил 100 МРП. А нам теперь всё восстанавливать за свой счёт! – возмущён заместитель директора «Табыс Актобе» Бакытжан Книсарин.
Одна из основных причин поломок подъёмных устройств – перегруз. Как правило, стандартный лифт рассчитан на 4-5 людей со средним весом в 80 кг. Однако наши граждане набиваются и по 8-10 человек.
– Нужно помнить, что лифты предназначены только для перевозки людей. Ни строительный мусор, ни технику в лифтах жилых домов перевозить нельзя. Не нужно самим рыть себе яму.
| ||||||||
Функцию единого лифтового хозяйства готовы на себя взять в «Табыс Актобе». Компания одной из первых (после ликвидации «Актюблифта») начала отслеживать ситуацию с лифтами.
– Лифт – одно из многочисленных технических устройств, которые таят опасность. За ними нужно следить, все это понимают. Наши люди хотят, чтобы лифт работал, но менталитет в Актюбинской области такой, что граждане не хотят платить за это. Нам так и говорили, что будут ходить пешком по лестнице на 9-10 этажи, – рассказывает заместитель директора по производству Бакытжан КНИСАРИН.
Кстати, согласно правилам использования лифтов, от оплаты услуг за лифт освобождены только жильцы первых двух этажей. Средняя себестоимость обслуживания лифта в одном подъезде девятиэтажки составляет 21.000 тенге. При тарифе в 500 тенге с квартиры эта сумма вполне набирается. Загвоздка в том, что около половины жильцов платить вообще отказывается.
– У нас законодательная база в этом плане сырая. Лифтовые предприятия несут убытки. Поэтому мы и говорим, что в лифтовом хозяйстве сейчас бардак, – возмущается Бакытжан Айсултанович.
На балансе в «Табыс Актобе» несколько десятков лифтов. В основном в тех домах, которые построены совсем недавно. В обязанности фирмы входит не только поставка, замена и модернизация лифтов, но ещё и три года постобслуживания. Если же КСК пожелает заключить договор с «Табыс Актобе», то опытные сотрудники продолжают следить за лифтами.
Чтобы хоть как-то решить проблему старых лифтов, с 2011 года в Актобе действует программа модернизации. Суть её в том, что государство (в лице «Табыс Актобе») меняет или ремонтирует лифт (по желанию жильцов), а горожане в течение нескольких лет за это расплачиваются.
Таким способом в городе уже было заменено 15 лифтов, в 2013 году под ключ сдадут ещё пять.
– При желании самих актюбинцев, через 5-7 лет парк лифтового хозяйства можно обновить на 40 процентов. Поэтому всё в руках самих жильцов, – подводят итог в компании.
Проблему подготовки кадров: электромонтёров, лифтёров и механиков – призваны решить спецпредприятия. Таких в Актобе насчитывается семь. Одно из них – ТОО «Энергокран» – обучает электромехаников подъёмных устройств уже десять лет.
– В основном к нам приходят люди со средним образованием. Обучаем их месяц. Берём за свои услуги 28.000 тенге. Наши слушатели получают удостоверение на право обслуживания лифтов, – делится информацией инженер-техник ТОО «Энергокран» Нурсагуль КОШМАГАМБЕТОВА.
|