Юрий ТАРАСЕНКО
БЫСТРО В КРЕСЛО!
– Могу ли я на мотоцикле перевозить своего шестилетнего ребёнка?
(Е.Ж.) – Есть правила дорожного движения, утверждённые правительством. Они вступили в силу 7 января этого года. Там чётко прописано, что запрещается перевозить детей до 12 лет на задних сидениях мотоциклов.
– У меня «Дэу-Нексия». На заднем сиденье только два боковых места оборудованы трёхточечным ремнём безопасности. А среднее сиденье – только поясным ремнём. Могу ли я перевозить ребёнка 7 лет на заднем среднем сиденье?
(Е.Ж.) – В новых правилах указано, что любое транспортное средство должно быть оборудовано специальными удерживающими устройствами для перевозки детей до 12 лет. Запрещается перевозить на передних сиденьях транспортных средств детей указанного возраста без специального кресла. На задних сиденьях можно просто использовать лишь специальные удерживающие устройства. Это могут быть ремни безопасности, площадь и степень закреплённости которых будут способствовать устойчивости положения ребёнка при экстренном торможении, либо при ДТП, чтобы ребёнок не пострадал.
– Но вот центральное место сзади оборудовано только поясным ремнём. Всё равно, что взрослый, что ребёнок будет там сидеть.
(Е.Ж.) – Давайте определимся так: если правилами дорожного движения указано, что для перевозки детей до 12 лет необходимо специальное удерживающее устройство, вы должны будете его приобрести и установить на своё транспортное средство.
– На такси эти правила распространяются? Уже ходят слухи, что службы такси отказываются перевозить пассажиров с маленькими детьми?
(Е.Ж.) – Закон одинаков для всех. Он не распространяется только на автолюбителей. Его также должны соблюдать и предприниматели, которые оказывают услуги в сфере пассажирских перевозок. Они также должны приобретать удерживающие устройства для перевозки детей до 12 лет. Я узнал в Интернете, что в Астане службы такси при приёме вызова будут выяснять, есть ли дети среди пассажиров, какого возраста. Следовательно, в зависимости от заказа, к клиенту выедет такси, специально оборудованное детскими удерживающими средствами. Значит, и в Актобе должна быть такая практика.
– И на маршрутные такси тоже? Там не только с детскими удерживающими устройствами, а с перегрузом до сих пор вопрос не решён.
(Е.Ж.) – Конечно. Наверное, сейчас перевозчик решает этот вопрос.
– Ну, а как же быть с автобусами средней и большой вместимости? Там ведь ездят и родители с маленькими детьми, и подростки до 12 лет.
(Е.А.) – Пока законодатели по этому поводу нам разъяснений не дали. Думаю, что этот вопрос актуален не только для Актобе, но и для всего Казахстана. Надеюсь, в ближайшее время мы получим все ответы на эти вопросы.
СТОЯТЬ, БОЯТЬСЯ!..
– Может ли транспортное средство, кроме инспектора дорожно-патрульной полиции, остановить любой сотрудник органов внутренних дел и в каком случае?
(Е.Ж.) – По требованию любого сотрудника органов внутренних дел в форменной одежде водитель обязан остановиться. В принятом законе «О дорожном движении» от 19 октября 2014 года предусматривается порядок остановки транспортных средств. Остановка может производиться жезлом, рукой, но при этом обязательно сопровождаться звуковым сигналом (полицейский свисток, громкоговорящее устройство. – В.Б.). Жест должен быть понятен для водителя.
Определён конкретный порядок остановки транспортного средства:
• при нарушении правил ПДД
• при объявлении в розыск транспортного средства (угона)
• если есть основания полагать, что данное транспортное средство скрылось с места ДТП
• на стационарных постах для проверки документов
• при объявлении чрезвычайных ситуаций
• при проведении оперативно-профилактических мероприятий
• для выяснения ситуации о ДТП, произошедшем по маршруту следования.
– Обязан ли водитель предоставить своё транспортное средство сотрудникам ОВД в служебное пользование?
(Е.Ж.) – Да. Это регламентировано ст.54 закона «О дорожном движении». Например, для доставки пострадавших в ДТП в больницу. Также в законе прописано, что в случае повреждения транспортного средства при возникшей ситуации предусмотрена денежная компенсация его владельцу. Но, честно говоря, сейчас все экстренные службы хорошо оснащены транспортом, и таких случаев не было. В остальном же запрещается беспричинная остановка транспортного средства. Если сотрудник ОВД остановил т/с, то он обязан немедленно подойти к нему, представиться водителю, назвав должность и звание, объяснить причину остановки.
– Почему по новым правилам, если сотрудник полиции остановил автомобиль, то водитель и пассажиры не могут выйти из транспортного средства без его разрешения?
(Е.А.) – Данная норма была введена прошлой осенью. За её нарушение предусмотрена административная ответственность. Зачем без надобности человеку выходить на проезжую часть из автомашины? Законом и внутренними правилами предусматривается, что сотрудник полиции сам должен подойти к транспортному средству.
ЧТО ЕЩЁ НОВЕНЬКОГО?
– Правда ли, что теперь по городу нужно ездить с включёнными фарами?
(Е.А.) – Если в старых правилах было обозначено, что с включёнными фарами нужно было ездить только на загородных трассах, то с 7 января, согласно новым правилам, и в населённых пунктах необходимо при движении включать ближний свет, «противотуманки» или ходовые огни в светлое время суток.
Насчёт фар, думаю, люди уже достаточно информированы. Уж включить ближний свет водителю, думаю, не тяжело.
– Какие ещё новшества ввели в ПДД в 2015 году? Говорят, что теперь зимой нельзя ездить на летней резине.
(Е.Ж.) – Это использование зимних и летних шин в соответствии со временем года. Непосредственно эта норма в правилах не отображена, но есть технический регламент Таможенного союза, который вступил в силу с 1 января этого года. Согласно этому техрегламенту запрещается управлять транспортным средством, не оснащённым зимними или шипованными шинами в зимний период времени – декабрь, январь, февраль. Это прописано в п.5 данного регламента. А в летний период времени – июнь, июль, август – зимнюю (шипованную) резину использовать нельзя.
(Е.А.) – На шинах есть специальная маркировка, по которой инспектор ДПП сможет определить, зимняя она, летняя или всесезонная.
– У меня возник такой вопрос: где можно парковаться, а где нельзя? Вообще не пойму, что происходит. То запретили, потом опять разрешили. Поясните, пожалуйста!
(Е.А.) – В законе «О дорожном движении» было принято, что парковаться можно только в месте, обозначенным знаком, что парковка разрешена. В прошлом году шло очень бурное обсуждение этого положения. Подключились юристы, генеральная прокуратура. В конце концов, уже здесь на местном уровне стали продумывать, как это нам технически организовать. Поставить во всём городе знаки «парковка разрешена» оказалось довольно затруднительно. К тому же, конфигурация улиц не только в Актобе, но и во всём Казахстане не позволяет сделать так, чтобы машины не парковались. Куда их денешь? Поэтому законодатели это изменение из правил убрали.
ДОСТАЛО УЖЕ!
– Когда водители перестанут говорить по мобильным телефонам? Сколько можно уже? Особенно это пугает в общественном транспорте. Смотришь на водителя и думаешь, довезёт он тебя до твоей остановки или в аварию попадёт. Неужели на них нет управы даже в новых правилах?
(Е.Ж.) – При движении водителю транспортного средства запрещено пользоваться мобильным телефоном, если нет специальных устройств (наушники, «bluetooth»). Эта норма была введена ещё в 2008 году. За это нарушение предусматривается штраф в размере 5 МРП (в 2015 году 1 МРП=1.982 тенге). Повторное нарушение влечёт за собой штраф уже 10 МРП. Данная норма распространяется на всех водителей.
– Надоели таксисты-бордюрщики, которые стоят прямо возле остановки. Водители автобусов им сигналят, а тем хоть бы хны. Приходится выходить из автобуса за 50 метров от остановки. Особенно на «Акации» и «ЖД вокзале». Когда с ними уже бороться начнут?
(Е.Ж.) – Запрещена остановка и стоянка транспортных средств, кроме автобусов и маршрутных такси, ближе 15 метров от остановочных площадок и на самих остановках. Дорожно-патрульной полицией принимаются меры по выявлению и предотвращению таких нарушений. Только в прошлом году к административной ответственности за подобные нарушения были привлечены более 13.000 автовладельцев.
– Я оформлял свой автомобиль в РЭО. Это было что-то! Такая очередь – яблоку негде упасть. Когда наконец будет обещанный ЦОН для автовладельцев с электронной очередью?
(Е.А.) – На сегодняшний день то помещение, где располагается регистрационный отдел, не позволяет создать такие условия, как в ЦОНе. Предполагается строительство специализированного ЦОНа в 2017 году. Земля, проектно-сметная документация есть. Осталось дело за финансированием.
В специализированном центре обслуживания населения будет производиться приём экзаменов, выдача водительских удостоверений и техпаспортов на транспортные средства. Автодром планируется построить там же.
ОБЪЯСНИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
– Объясните, пожалуйста, что такое сокращённое производство по штрафам. Правда ли, что можно будет заплатить при совершённом нарушении ПДД только 50% штрафа?
(Е.Ж.) – В этом году введена новая норма в КоАП в виде сокращённого производства. То есть лицу, нарушившему ПДД и в отношение которого было вынесено постановление за данное правонарушение, даётся право в течение семи суток оплатить штраф в размере 50% от предусмотренной суммы. Но данная норма применяется лишь в том случае, если лицо согласно с фактом совершения правонарушения и обязуется добровольно оплатить штраф. В противном случае, выносится полное постановление, которое будет рассмотрено в суде. Если в течение семи дней штраф (на льготных условиях) не оплачен и квитанция не предоставлена в органы, наложившие его, то на восьмой день правонарушителю придётся заплатить 100% суммы.
Данная норма не применяется в тех случаях, когда нарушение ПДД выявлено при помощи фото –
и видеофиксирующей аппаратуры. Всё это касается только денежных штрафов. Случаев с арестом это не касается.
– Почему в Актобе неоправданно стоят запрещающие знаки? Например, на въезде на улицу 8 Марта в сторону ЖД вокзала? Там же находится багажное отделение КТЖ. А тут знак – движение запрещено. Как туда проехать? Ведь и полицейские зачастую там стоят, ловят. А как багаж получать? В руках же его не понесёшь.
(Е.Ж.) – Ой, с этим знаком столько лет проблема!
(Е.А.) – Его установку когда-то работающие там организации инициировали.
(Е.Ж.) – Знак 3.2 «Движение запрещено». Но, тем не менее, под него могут проехать таксисты, привёзшие клиента, автотранспорт организаций, находящихся в том районе, или автовладельцы, живущие там. Когда человек едет за грузом к багажному отделению – проблем не должно быть. Если инспектор ДПП начинает злоупотреблять своим должностным положением, тогда водитель имеет полное право обратиться с жалобой по телефонам доверия либо по всем известному телефону 102.
– Когда будет наведён порядок на подъездах к Центральному рынку? Проехать даже на автобусе невозможно. Водители паркуют свои авто с двух сторон улицы. Остаётся лишь одна полоса, на которой постоянно возникают пробки.
(Е.А.) – В ближайшее время там хорошо не будет. Как было, так и будет. Знаками вокруг рынка мы всё укомплектовали. Но вопрос может решиться лишь в том случае, если рынок оттуда куда-нибудь перенесут. Либо там построят многоярусный автопаркинг: подземный или надземный. Этот вопрос мы уже задавали, но он так и не решился. Этой проблеме уже много лет. Транспорта в городе стало очень много, а дорога в том месте так и осталась на уровне 70-80-х годов прошлого века. Проезжая часть не увеличилась.
– В советское время ГАИ участвовала в проектах по реконструкции дорог. А сейчас такое есть или уже кануло в Лету?
(Е.А.) – Обязательно участвуем – это определено законом. Наши сотрудники всегда находятся в составе областной и городской градостроительных комиссий. Раньше этого не было на законодательном уровне, а сейчас это есть.