Никому не нужное богатство?
2 апреля 2014 года. №13 | ||
В Актюбинской области кроме нефти, газа, хромовых и медных руд, есть и другие полезные ископаемые, которые востребованы во всём мире, но почему–то не разрабатываются именно в нашей стране. Причём добывать их можно открытым способом. Ждём, пока в очередной раз иностранные транснациональные компании опять «уведут» наше богатство за кордон? | ||
Запасы диатомитов в Актюбинской области оцениваются в несколько миллиардов тонн. | ||
В Мугалжарском районе геологами несколько десятилетий тому назад были разведаны залежи породы диатомит (кизельгур). Запасы этого полезного ископаемого только по предварительным подсчётам оцениваются почти в 3 миллиарда тонн. Для сравнения: в США этот показатель в четыре раза меньше. Хотя считается, что именно в этой стране сосредоточены самые крупные запасы диатомита. Диатомит применяется во многих отраслях промышленности. Но почему–то при всех огромных запасах данного полезного ископаемого, имеющихся в Актюбинской области, его добыча так и не ведётся. Если честно, даже не было каких–то серьёзных начинаний в этом направлении. Наверное, опять будем ждать китайских, американских или других разработчиков.
БЛАГО ДЛЯ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ
– Диатомит или кизельгур – это замечательное природное вещество, которое имеет очень много областей применения, – говорит член–корреспондент Академии минеральных ресурсов РК Владимир ЮРИШ. – В строительстве, медицине, нефтехимической промышленности, в сельском хозяйстве и даже в пищевой промышленности. Залежи этого полезного ископаемого в нашей области колоссальные. Практически они не ограниченные. Причём и сконцентрированы довольно компактно в Мугалжарском районе.
Диатомит – осадочная горная порода, обычно рыхлая или слабо сцементированная, белая, светло–серая, розоватая или желтоватая. Он более чем на 50% состоит из кремнистых створок разного вида диатомовых водорослей в смеси с глинистым и кремнистым материалом. Диатомит обладает большой пористостью и малой плотностью. Средняя плотность этого вещества в зависимости от месторождения колеблется от 380 до 1000 кг/м3. Диатомиты характеризуются способностью к адсорбции, слабой тепло– и звукопроводностью, тугоплавкостью и кислотоустойчивостью.
МИЛЛИОНЫ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Данная порода образовалась при осаждении кремнистых створок диатомовых водорослей и имеет пресноводное и морское происхождение, начиная с третичного периода.
– Наиболее полное знакомство моё с диатомитами и опоками состоялось в 2010–2012 годах, когда мне было поручено составление геологической карты обширной территории, куда входила западная часть Мугоджарских гор, Примугоджарье с городом Эмба и бывшим военным полигоном, – продолжает Владимир Владимирович. – Выяснилось, что диатомитовые поля слагают значительную часть отложений акчатской свиты палеогена, возникших 45–50 миллионов лет тому назад. В тот период у подножья Мугоджарских гор существовало море, его прибрежная часть, мелководная и тёплая, весьма благоприятна для бурной жизнедеятельности диатомей, микроскопических водорослей с кремнёвыми раковинками. На изучаемой мной площади выделилось четыре поля диатомитов и опок. Опоки – это легкие тонкопористые, кремнистые породы, отличающиеся от диатомитов большей твердостью и большим объёмным весом.
ЗАПАСОВ НЕПОЧАТЫЙ КРАЙ
По словам геолога, к юго–востоку от Эмбы, примыкая к железной дороге, расположено Утесайское поле диатомитов площадью почти 100 квадратных километров. Здесь разведано в 60–х годах XX века два месторождения (Утесайское и Киргизское). Мощность диатомитового слоя здесь более 8 метров. Диатомиты этих месторождений разведывались как активная добавка в белые цементы для цементного завода, расположенного более чем за тысячу километров от месторождений. Эти диатомиты были признаны также пригодными для изготовления легковесного кирпича. Месторождения Утесайское и Киргизское выделены не как обособленные геологические тела, а как участки обширного Утесайского поля. Прогнозные ресурсы по этому полю оцениваются в более чем миллиард тонн.
К северо–востоку от Эмбы в междуречье рек Ауилья, Кундызды и Эмба выделено Жалпакское поле диатомитов, площадью 84 квадратных километра. Здесь диатомиты обнажаются в виде эффектных белых обрывов высотой до 20 метров. Мощность продуктивного слоя диатомитов здесь 17 метров, а прогнозные ресурсы оцениваются почти в два миллиарда тонн.
КИРПИЧ, ДИНАМИТ И МНОГО ДРУГОЕ
Диатомит используется как адсорбент и фильтр в текстильной, нефтехимической, пищевой промышленности, в производстве антибиотиков, бумаги, различных пластических материалов, красок. Его используют как сырьё для жидкого стекла и глазури, а также в качестве строительного тепло– и звукоизоляционного материала.
Кизельгур (диатомит) прославил и обогатил Альфреда Нобеля (1833–1896), который довольно долго пытался превратить чрезвычайно взрывчатый тринитроглицерин в более безопасное, но столь же мощное взрывчатое вещество. Нобель шёл по испытанному пути и, подобно многим другим исследователям, пытался использовать нитроглицерин в виде композита. Для этого смешивали тринитроглицерин с мелом, кирпичной крошкой и многими другими веществами. Но только Нобелю удалось найти идеально подходящий наполнитель. Изобретённый Нобелем динамит – это кизельгур, пропитанный тринитроглицерином.
Кирпич диатомитовый теплоизоляционный предназначен для тепловой изоляции сооружений и промышленного оборудования. Эта продукция относится к группе негорючих материалов и может быть использована для противопожарной защиты стальных, железобетонных и деревянных конструкций, а также в жилищном и гражданском строительстве.
Обожжённую пенодиатомитовую крошку используют в качестве заполнителя при изготовлении жаростойких и лёгких бетонов, а также в качестве засыпки для тепловой изоляции гражданских и промышленных сооружений, тепловых печей и технологического оборудования при температуре до +900°С.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАЛИЦО, НО...
– В 2010 году нами с Жалпакской площади из обнажений была отобрана проба диатомитов весом около 150 килограммов, – рассказывает Владимир Юриш. – Часть этой пробы была передана гендиректором ТОО «Региональный индустриальный технопарк Актобе» Игорем Бондаренко, фирме «Самрук – Интернейшнл» (Алматы), которая использовала материалы пробы в качестве теплоизоляционной основы для водорастворимых красок производственного назначения, при этом были получены хорошие результаты по получению утепляющих красок и шпатлёвок.
Другую часть пробы диатомита Бондаренко передал ТОО «Актюбинская сельскохозяйственная опытная станция» для испытания в качестве влагосберегающего средства с целью повышения урожайности ячменя, яровой пшеницы и сафлора. На основе диатомита на Опытной станции был создан новый тип минерального азотно–фосфорного удобрения с эффектом влагозадержания «дженерик» и проведён опыт по его эффективности.
Применяемый «дженерик» обладает влагоудерживающими и влагонакапливающими свойствами. Одновременно с посевом яровой пшеницы сорта «Каргала–9», ячменя «Илек–6» и сафлора «Алкызыл» был внесён изучаемый препарат. Для сравнения был взят контрольный вариант без их внесения.
При использовании «дженерика» урожай яровой пшеницы составил 10 центнеров с гектара, что больше контрольного образца на 56%. Урожайность ячменя повысилась в два раза, а сафлора – в полтора раза.
– Планом мероприятий по развитию и внедрению инноваций в Актюбинской области на 2012–2014 гг. предусматривалась разработка технологии получения «дженериков» на основе диатомитового сырья и строительство опытно–экспериментального завода производительностью 25 тысяч тонн в год. Информация о результатах работы Актюбинской СХОС с диатомитами Жалпакского поля получена мной от Бондаренко. Поскольку никто ко мне по поводу диатомитов больше не обращался, то, видимо, этим всё и закончилось, – сетует геолог.
ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ
Диатомит – это уникальный материал для производства легковесного кирпича, причём обладающего высокой жаропрочностью и отличными теплоизоляционными свойствами. Во всём мире этот материал используется также в качестве лёгкого наполнителя для бетонов, цементов и в дорожном строительстве. На его основе также производят теплоизоляционные материалы и фильтры. У диатомита высокие адсорбирующие свойства.
– Вот представьте, если используете обыкновенный силикатный кирпич при строительстве. Делаете кладку, например, в три кирпича. А если применять строительный материал на основе диатомита, то можно ограничиться толщиной в два кирпича. При этом теплоизоляция здания будет выше, а масса конструкции гораздо меньше. То есть, уменьшится нагрузка на несущие опоры, – поясняет Владимир Владимирович. – А если учитывать, что сейчас идёт в основном строительство 9–16 этажных зданий, то это несомненный плюс в пользу диатомита. Кроме того, обожжённый диатомитовый кирпич выигрышно смотрится с эстетической точки зрения. Строительный и облицовочный материал – два в одном.
Как говорит почётный разведчик недр РК, у нас в Мугалжарском районе практически неиссякаемые запасы диатомитов и опок. Добывать их можно открытым способом. К тому же рядом находятся железная и автомобильные дороги. Все перспективы для разработки есть, но нет инвестора. Деньги лежат прямо под ногами, нужно их только поднять. Утесайское и Киргизское месторождения частично разведывались. Но на этом так всё и закончилось.
МИРОВОЙ РЫНОК ДИАТОМИТОВ
По данным Геологической службы США, мировые ресурсы диатомита в обозримом будущем будут адекватны масштабам его потребления. При этом необходимость в сбыте этого материала стимулирует развитие новых сфер его использования. База запасов в мире велика, хотя точной её оценки не имеется. Известно, что наиболее крупные запасы сосредоточены в США и составляют в настоящее время около 500 миллионов тонн.
Ведущим производителем диатомита в мире является США. Доля США в мировом производстве диатомита составляет около 33%. Диатомит добывают 7 компаний, имеющих 12 горнодобывающих и 9 перерабатывающих предприятий в штатах Калифорния, Невада, Орегон и Вашингтон.
В России кизельгур стали добывать ещё в XVIII веке в Симбирской губернии. Сейчас в Ульяновской области на базе Инзенского месторождения действует крупный диатомовый комбинат, производящий теплоизоляционный кирпич и пенодиатомитовую крошку. Месторождения кизельгура есть в Пензенской, Ростовской, Свердловской, Костромской, Калужской и многих других областях России. Трепел (название происходит от города Триполи в Ливии, вблизи которого долгое время велась добыча этого ископаемого), добываемый неподалеку от города Дмитров Московской области, использовали как добавку в бетон при строительстве канала Москва–Волга. Когда крупные месторождения кизельгура в 80–е годы XX века были обнаружены в Сибири, событие считали сопоставимым по значимости с открытием тюменского месторождения нефти.
А мы… Будем ждать, пока придут иностранцы и за нас разработают месторождение? И получат при этом громадную прибыль.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|