Несвятой отец
«В период с января по август 2018 года Николай Стремский неоднократно совершал в отношении 6 опекаемых и удочерённых несовершеннолетних детей развратные действия, а также совершил изнасилование одного из них, – сообщал следственный комитет России. – Также следствием установлено, что его дочь Елена Стремская и зять Виктор Щербаков в августе 2018 года, применяя насилие, заперли 3 несовершеннолетних потерпевших в гаражном помещении, где удерживали на протяжении продолжительного времени, ограничив их личную свободу».
70 раз папа
Я дважды был у отца Николая в Свято-Троицкой обители милосердия – в 1998 и 2008 годах. В первый мой приезд у батюшки с матушкой было 29 детей, во второй – уже 70. Кровных детей у Николая и Галины нет: все они либо усыновлены, либо над ними оформлено опекунство.
24 ребёнка усыновлены Стремскими. Но тут некстати в России вышел закон, запрещающий усыновлять более 7 детей. Пришлось оформлять на остальных опеку. Но все дети (девочки – до замужества) носили фамилию Стремские и величали отца Николая папой, а матушку Галину – мамой.
– Первого ребёнка ещё в 1992 году ко мне одна бабка привела: «Батюшка, возьми! У меня ни сил нет, ни денег…», – рассказывал мне отец Николай. – Не взял я ребёнка, вижу – искушение. Велел ей через неделю приходить, потом ещё на неделю перенёс. На третий раз взял.
Рассказывают, будто бы в один из приездов в Москву на одном из столичных проспектов отец Николай увидел старый «Москвич» со спущенными колёсами и разбитым стеклом. Оказалось, что в нём в самом центре Москвы уже 3 года жили мужчина и женщина. Так в Саракташе стало на 2 человека больше.
А когда отец Николай пришёл в один из детских домов забирать очередного ребёнка, маленький мальчик подбежал к нему и огорошил вопросом:
– Ты мой папа?
– Да.
– А где ты был?
– А ты где был? – не растерялся священник.
Батюшка с причудами
– Когда у меня появились первые дети, – вспоминал Николай Стремский, – я повёл их в храм. Так они в первую же службу сумки у бабушек обчистили! Случалось им в той жизни и воровать, чтобы не умереть с голоду.
Когда священник одного за одним принялся усыновлять чужих детишек, районные власти всполошились и вызвали отца Николая «на ковёр». Отдел по связям с религиозными организациями местной администрации задался целью выяснить, как много ребятни собирается пустить в свой дом этот чудаковатый служитель православного культа.
– Как ваша жена справится, когда успеет перепеленать всех маленьких? – допытывались чиновники.
– Очень просто! – невозмутимо отвечал священник. – Возьму в штат обители воспитателей, да и прихожане помогут.
– А деньги откуда брать будете? – не унимались люди из отдела по связям.
– Буду брать из церковной казны, – признался Стремский.
Чиновники опешили: такой прямолинейности они явно не ожидали.
А священник и не собирался врать. Да, первое время брал на семейные нужды церковные деньги. В патриархии об этом знали, но не противились.
Священник утверждал, что помнит имена всех своих детей. Правда, бывает, папа Стремский не может всех перечислить и сбивается со счёта. Как тут не запутаться, когда только одних дней рождений – 7 десятков! На этот счёт существует в семье специальный список именин: ведь на каждые из них вся семья, включая родителей, готовит виновнику торжества подарки. Развязка наступает в дни рождения родителей, когда каждый из них получает более 60 подарков. Исключение делается для совсем уже маленьких братьев и сестёр. Непонятно только, когда именно поздравляют самого Стремского, ведь день рождения у отца большого семейства – 29 февраля.
Дорога к Богу
Коля Стремский родился в 1964 году в селе Карабутак, в 220 километрах от Актюбинска. В 5-летнем возрасте они вместе с мамой переехали в город. Учился в школе, после 8-го класса поступил в ПТУ №7, где выучился на машиниста экскаватора. Параллельно Стремский посещал курсы водителей в ДОСААФ.
После школы Николай поступал в Алма-Атинское пожарно-техническое училище. На собеседовании психолог спросил юношу, верующий ли он. Николай ответил утвердительно, и на следующий день ему… вернули документы. Капитан из приёмной комиссии своеобразно прокомментировал отказ в обучении молодому человеку: «Ну, представьте, придёте вы в храм в форме нашего училища. А мы не хотим, чтобы наша форма была так опозорена!».
– Конечно, я бы мог тогда и не сознаться, что верую в Бога, – прокомментировал мне свой поступок 40-летней давности Николай Стремский. – Но тогда кто бы я был? Обманщик и предатель!
Вместо училища честный Стремский загремел в армию. Сначала была сержантская школа в Самарканде, потом – воинская часть в Термезе. В интернете нередко встречаются упоминания, что Стремский служил в Афганистане. На самом деле он проходил службу в Термезе – узбекском городе на правом берегу Амударьи. В этом месте именно она отделяла Советский Союз от Афганистана.
– То не служба была, а какая-то имитация, – рассказывал мне Николай Стремский. – В песках стояли десятки казарм, железная дорога подходила. Служили несколько десятков солдат, охраняли какие-то склады. Однажды так получилось, что мы заглянули внутрь одного из складов – там было пусто.
Но и в армии старшина Стремский не изменил своим убеждениям. Когда удавалось ходить в увольнение, он всё расспрашивал у прохожих, где находится православный храм. Но никто «не мог» показать. Помог случай. Однажды на учениях за городом Стремский взобрался на сопку и увидел, как вдалеке на солнце блеснул православный крест. Наверное, тогда Николай и понял, что ему предназначено стать священником.
«Уральский Ватикан»
После окончания Московской духовной семинарии Николай вместе с супругой Галиной (выпускницей Троицко-Сергиевой лавры по классу иконописи) – приехали в Оренбургскую область. С 1990 года Стремский служит в Саракташе.
30 лет назад здесь стояла одинокая, неприметная церквушка. Сегодня – целый комплекс зданий на нескольких гектарах земли, где ранее был пустырь. Сейчас он включает в себя 2 храма, православную гимназию, пансионат для престарелых, гостиницу для гостей обители, пекарню, иконописную мастерскую, швейную мастерскую, подсобное хозяйство, общину для монашествующих и большой дом семьи Стремских.
Как подмечают российские журналисты, менее чем в 20-тысячном оренбургском райцентре Саракташ Свято-Троицкая обитель стала своеобразным «градообразующим» предприятием. Другие склонны именовать обитель «уральским Ватиканом», а самого отца Николая – крёстным отцом.
И вот отсюда мы с вами начнём другой рассказ о Николае Стремском.
Поп на «золотом» «Мерседесе»
В 2015 году священник уже оказывался в центре скандала. Тогда он за рулём «Мерседеса» припарковался в неположенном месте, а когда подъехали дорожные полицейские, попытался скрыться.
Саракташцы стали свидетелем погони! Белый кроссовер Стремского въехал в Свято-Троицкую обитель, а сам священник укрылся в трапезной. Полицейские буквально выволокли его на улицу, взяв за руки и ноги. Стремский был пьян.
Священник учинил разборки возле полицейской машины и долго отказывался ехать в отдел, называя ДПС-ников дураками. Уже в отделе, куда его всё же удалось доставить, он отказался проходить медицинское освидетельствование, заявив, что его задержание – «заказ высокопоставленных лиц», а всё происходящее – это «гонения на русскую православную церковь». Тогда же выяснилось, что у батюшки свыше 10 неоплаченных штрафов за превышение скорости.
Стремский, можно сказать, тогда легко отделался: его отстранили от церковного служения, но через несколько месяцев он покаялся, и всё вернулось на круги своя.
Несколько лет назад о Николае Стремском рассказывалось в эфире «Общественного телевидения России»:
«У него есть «Infiniti», «Hummer HZ», «Volkswagen Touareg», «Mercedes» S-класса и даже карета. Всего этого сельский священник ничуть не стесняется, а, наоборот, с удовольствием приглашает съёмочную группу прокатиться на военном «Hummer». Во дворе у отца Николая – выставка ретро-автомобилей, конюшня и фонтан с лебедями. В доме можно заблудиться, здесь есть музей, столовая, 20 спален и винный погреб».
Особую гордость владельца вызывает двухдверный спортивный «Мерседес» золотого цвета, который частенько видят припаркованным у ворот обители.
Считается, что у Стремского есть влиятельные покровители в Москве – во власти, патриархии и криминале. К нему в Саракташ частенько наведывались известные люди из Госдумы. Не исключено, что в повышение благосостояния священника Стремского значительную лепту внёс и председатель правительства России Виктор ЧЕРНОМЫРДИН, чей родной посёлок Чёрный Отрог находится в 20 минутах езды от Саракташа.
Папа – может
Когда 23 сентября 2019 года к дому Стремского через дорогу от обители подъехали сразу несколько полицейских машин, саракташцы подумали, что, возможно, священник опять решил прокатиться за рулём навеселе. Но всё оказалось намного серьёзнее.
В тот же день Стремский был задержан, а 25 сентября Ленинским районным судом арестован до 12 ноября. Обвинения против Николая Евгеньевича Стремского выдвинуто по 3 статьям Уголовного кодекса: «Изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста», «Развратные действия в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, совершённые в отношении 2 или более лиц» и «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Его дочь и зять тоже заключены под стражу по обвинению в незаконном лишении детей свободы.
Сам Стремский ограничился лишь замечанием, что «дети всё выдумали». Свою вину он, естественно, отрицал.
Как отмечает сайт orenburg.media, во время обыска у Стремского найдены документы на большое количество дорогостоящей недвижимости как в России, так и за рубежом. Следствие, принимая во внимание обширные связи священнослужителя в органах государственной власти, не пошло навстречу его защитникам, просившим заменить заключение под стражу домашним арестом.
Отче – наш!
В семье у Николая Стремского, на момент его задержания, жили 9 детей. 7 из них решили рассказать о домогательствах со стороны папы. Всех детей забрали из семьи и разместили в интернате, где они продолжают жить и учиться.
Несколько детей Николая Стремского утверждают, что преследование их отца носит заказной характер – «кто-то сильно его не любит».
По словам Евгении МИРОВОЙ, взрослой дочери Стремских, к ней приезжали незнакомцы и предлагали деньги, чтобы девушка рассказала им про папу.
– Просто кто-то очень хочет посадить папу, – сказала она в интервью телеканалу «360». – Но они не понимают, что он вырастил 70 детей, и это нелегко, у каждого ребёнка разный характер. Но он всегда искал выход из положения, чтобы было всё хорошо.
Другая приёмная дочь, Арина СПАСОВА, прожила со Стремскими с 7 месяцев до 16 лет и не разу не испытывала насилия и домогательств.
– В семье было установлено правило: возвращаться не позднее 22 часов, – рассказывает она. – Но однажды 3 девочки нарушили его и сбежали на прогулку. Тогда папа попросил свою дочь Елену и её мужа найти их. Елена привела девочек в гараж и сказала им постоять там и подумать над поведением. Детей никто не закрывал! А 25 сентября Елену и её мужа арестовали за незаконное лишение свободы.
Он использовал этих детей
– Я с ним был знаком давно: лет 40 назад, учились в семинарии ещё, в Сергиевом Посаде, – говорит протодьякон Андрей КУРАЕВ. – Это был обычный троечник, ничего интересного. Потом я был удивлён, услышав новость о его жизни, что он такое количество детишек усыновил. Очень порадовался за него! А потом как-то довелось у него в гостях побывать, и вот тут это обаяние померкло... Я заметил, что на самом деле он с детьми не общается. Там есть волонтёры или наёмный персонал, а семейной теплоты в отношении с детьми там напрочь не было. Плюс к этому уже тогда было видно, что по большому счёту он использует этих детей. То есть он, по сути, прикрывается ими... Его уровень жизнепотребления был сильно выше, чем у сельских священников тех лет. К сожалению, часто такое бывает: когда люди занимаются благотворительностью, собирают деньги на эти проекты, они изрядную часть средств кладут себе. А затем почему-то он начал пить...
«Воспринимаю это как расстрел»
Николай Стремский обвинялся сразу по 8 статьям Уголовного кодекса: истязание, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера, развратные действия, незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Священника защищали сразу 5 адвокатов, а сам процесс был закрыт для прессы.
Гособвинитель запросил для Стремского 23 года колонии.
– От того срока наказания, который запросила сторона обвинения, я, конечно, в шоке, и воспринимаю это как расстрел, – сказал подсудимый в последнем слове. – 20 или 15, или 10, или 5 лет заключения – для меня это всё… Я немолодой человек. Те обвинения, которые на меня возлагают... Я совершенно не признаю, потому что у меня их не было: они не ко мне и не про меня!
Суд приговорил Николая Стремского к 21 году лишения свободы. В предварительном заключении он находился 2 года и 3 месяца. За это время умерли его мама и супруга – матушка Галина.
Осенью прошлого года Саракташский районный суд вынес приговор и дочери священника с мужем. Напомним, в августе 2008 года они заперли и насильно удерживали в гараже трёх несовершеннолетних детей. Дочь Стремского получила 4 года колонии, её муж – 3 года условно.