Налетай народ, ярмарка зовёт!
Почему два века назад шкуры животных стоили дороже мяса? Как чувствовали себя английские господа в казахских степях? Почему Ленин не стал закрывать ярмарку в Уиле? Чем ещё была знаменита «Кокжарская ярмарка»?
| ||
Идея возродить знаменитую некогда торговую ярмарку в Уиле появилась ещё 15 лет назад. Местные жители неоднократно обращались с просьбой реконструировать торговые ряды, которым уже больше 150 лет.
– Мы благодарны всем, кто принимал участие в возрождении ярмарки: это и акимы, и предприниматели, и сами уилцы. Это же наша история, которую мы должны передать потомкам, – говорила в 2010 году жительница Уила Кумис ЖЕТЕКОВА.
ЧЕРЕЗ ПЫЛЬ И ПЕСОК. Это сейчас дорога от Кобды до Уила идеальная, строится магистраль и до Кобды, а раньше торговые караваны сутками добирались до ярмарки. Гружённые товаром телеги и арбы по бездорожью, сквозь пыльные бури и непогоду добирались до места назначения. Такие мучения стоили того – ни один из торговцев не уезжал с ярмарки без прибыли.
Возродили проведение ярмарки лишь в 2008 году, правда, пока только на уровне района. В этом году в честь 145–летия со дня проведения первой ярмарки в Уиле здесь решили провести настоящий фестиваль, уже на республиканском уровне.
В минувший четверг в нескольких метрах от реставрированных торговых рядов «Кокжарской ярмарки» развернулся юрточный городок. Каждый район представил не только свою юрту, но и предметы искусства, которые были найдены и сохранены, образцы народного промысла.
– Мы постарались сделать так, как было раньше – столетие назад, показать людям, что Уилская ярмарка – это место не только торговли, но и обмена информацией, это место отдыха и развлечений. Надеемся, что подобные фестивали выйдут на международный уровень, – рассказал аким Уилского района Мавр АБДУЛЛИН.
ПОСЕЛОК-МУРАВЕЙНИК. На два дня райцентр превратился в подобие муравейника. Привычную тихую жизнь пяти тысяч сельчан нарушили шумные гости, обеспечив праздничное настроение. Начался фестиваль с конференции музейных работников. В Уил за новостями съехались все руководители музеев нашей области. Директор Мартукского районного музея Ирина СУХЕНЬКАЯ в Уиле первый раз:
– Сейчас музеям уделяется гораздо больше внимания, чем десять лет назад. Нынешняя ярмарка – это хороший пример того, что мы не забываем о своём прошлом, о своей истории. Это правильно, нужно учить современную молодёжь на примерах.
О своём родном крае директор Уилского историко–краеведческого музея Балкия РЫСПАЕВА может говорить часами. Много лет женщина посвятила изучению Уила и местных достопримечательностей:
– Мы очень хотели, чтобы наша «Кокжарская ярмарка» проходила в республиканском масштабе. Строительство ярмарки началось в 1863 году, и через четыре года всё было готово. Сюда приезжали ежегодно купцы из России, Узбекистана, Ирана, Индии. Добирались любыми способами – на лошадях, ослах, верблюдах. Было престижно попасть на уилскую ярмарку.
Узбеки привозили в актюбинские степи вату и сладости, из Индии к нам попадали чай и шёлковые ткани. Неслучайно местные уилские жители считались одними из самых богатых людей во всём Казахстане. Архитектура торговых рядов особенная. Возведены здания лишь из жженого кирпича, без единого гвоздя. Даже сейчас их можно использовать для торговли. А кирпич использован местный: лили из песка и глины. По некоторым сведениям, замешивали состав для него, добавляя овечью шерсть и кобылье молоко.
Ярмарки проводились дважды в год – весной и осенью, с 15 апреля по 15 мая и с 15 сентября по 15 октября. Минимальный годовой ярмарочный оборот составлял три миллиона рублей золотом. К 1890–му году престиж «Кокжарской ярмарки», которая располагалась на Великом Шёлковом пути, был настолько огромен, что она входила в число пяти самых лучших ярмарок российской империи.
ХУДОЖЕСТВО НА ВОЗДУХЕ. По свидетельству казахстанских учёных–историков, обычно гостей на Уилской ярмарке встречали акыны и художники. Вот и на этот раз всех участников ярмарки встречали художники, которые устроили мастер–класс прямо на улице.
Среди них оказался и актюбинский художник Вячеслав ЩУКИН.
– Я уже не первый раз в Уиле. За последние годы посёлок заметно преобразился. Здесь отреставрировали торговые ряды, начали возрождать ярмарку. Мы только рады, когда пишем свои картины о здешних краях. Это своеобразный дух, пропитанный стариной. Творческие люди это чувствуют всегда.
Совсем рядом с художниками своё искусство показывали мастера–прикладники. Здесь можно было увидеть и гончарное ремесло, и ювелирное дело.
Еркосай АБИЛОВ – мастер–инструментальщик: изготавливает всё: от домбры до контрабаса, от камчи до седла.
– Сейчас многие не знают, что ярмарка была чем–то вроде большого тоя. Здесь были песни, айтыс, национальная борьба. Ярмарка не затихала ни на минуту, бойкая торговля шла даже ночью, при свете костров. Это всё стало потихоньку забываться, хорошо, что нашлись люди, которым небезразлично прошлое.
ИМПЕРАТОРСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ. Изначально торговая ярмарка располагалась в окрестностях Оренбурга, с 1749 по 1754 годы здесь был специально построен «Меновой двор». По свидетельству российских и иностранных историков, в Оренбург приезжала императрица Елизавета Петровна, она и дала своё благословение купцам и торговцам. Территория ярмарки занимала 11 гектаров земли, здесь работали не только торговые ряды, но и заготовительные пункты, и места обработки. Дабы торговые места не подвергались нашествию со стороны мародёров, с нескольких сторон установили крепости и заборы, которые охранялись несколькими пушками и стражей.
Спустя почти сто лет ярмарку решили перенести чуть южнее, как раз в район Уила.
По свидетельству известного ученого Фердинанда Гельмгольца, это имело значительное преимущество перед Оренбургом: «В Уиле возвдвигаются каменные корпуса с лавками и складами товаров. Всех корпусов строится 18, в каждом по 9 лавок. Скота в прогоне было втрое больше, чем в Оренбурге, а шерсть и кожи раскупались нарасхват. Киргизы охотнее продают свой скот и другие продукты, чем на оренбургском меновом дворе».
ЛЕНИН И СТЕПИ УИЛА. С приходом советской власти в казахские степи многие торговцы были уверены, что «Кокжарской ярмарки» больше не будет. Однако лидер пролетариата посчитал иначе. Лишь в 1922 году традиционная уилская ярмарка была закрыта, однако потом Ленин вновь разрешил её открыть. Конечно, в уилских степях Владимира Ильича не было, но о ходе ярмарки и о прибыли ему неизменно докладывали.
– «В целях поднятия экономического состояния киргизского региона должно восстановить работу уилской ярмарки, также нужно организовать различные пункты пропаганды советской власти», – говорилось в директиве товарища Ленина.
С 1923 года «Кокжарская ярмарка» обновилась. Новшеством стало открытие 26 агитпунктов, а также трёх театров при фестивале.
ХОТЬ ШЕРСТИ КЛОК. «Кокжарскую ярмарку» предки жителя Уила Амантурлы САТЫБАЛДИНА знали очень хорошо. Как–никак, почти сто лет назад, Сатыбалды ИТЕЛГЕНОВ и сам был заведующим на рынке. Именно он организовывал торговлю шерстью и кожей. В 1937 году его, как и сотню других баев, расстреляли.
– Каждый торговец, который приезжал на нашу ярмарку, обогащался. Здесь было очень выгодно продавать или менять. Казахи выделывали шкуры прямо на берегу реки, женщины чистили шерсть , рыбаки продавали свежую рыбу... Тут же в казанах варили куырдак и бесбармак.
В 1902 году впервые на Уилскую ярмарку приехали представители Туманного Альбиона. Пышно разодетые англичане привезли на продажу и шерсть своего региона. Диковинными были специи и пряности. В начале века местные жители увидели и съёмочные бригады... Говорят, какой–то английский лорд заказал документальный фильм о «диковинных кочевниках».
– Мне прадед рассказывал, что дети и взрослые сами смеялись над костюмами англичан. Уж больно они были яркие и вычурные. У нас же было всё просто, а они с пышными юбками приехали в наши степи. Но всем нравилось, – говорит Амантурлы.
Кстати, на нынешней ярмарке мужчина и его дочь торговали национальными казахскими изделиями – корпе, одеялами и тканями.
– Я не так давно начал выделывать шкуры, думаю, надо поднимать и этот вид деятельности. Скоро буду изготовливать изделия из шерсти, начну валенки катать. У нас всего этого добра – море, никто не хочет их обрабатывать. Цех у меня уже есть, думаю, спустя год, наша национальная продукция появится и в Актобе.
ВЕСЬ МИР - ТЕАТР. Второй день ярмарки, как и 150 лет назад, начался с традиционного театрального представления. Организаторы – управление туризма, внутренней политики, культуры и районного акимата – постарались на славу. Зазывалы в национальных костюмах объявили о караванном шествии. На нескольких верблюдах в уилские степи тащили сундуки с товарами. Всё это сопровождалось песнями куйши Курмангазы, Дины, акынов Шернияза, Кердери Абубакира. В национальной борьбе казакша курес принимали участие батыры Кажимукан Мунайтпасов и Кобыланды батыр.
– Это очень красочное представление. Если честно, и сама не думала, что татары тоже выставляли свои товары на здешней ярмарке, – поделилась впечатлениями художественный руководитель татарского культурного центра «Шаттлык» Эльвира ХАБИБУЛЛИНА.
Помимо татар, на ярмарке были и вездесущие цыгане, и даже циркачи, которые не давали скучать народу.
Кстати, с 1909 по 1913 годы на ярмарке была запрещена продажа верблюжьего молока – шубата. По какой причине это было сделано – неизвестно.
В ДУХЕ ПРЕДКОВ. Шубат, сметану и баранов привёз на ярмарку глава крестьянского хозяйства «Идеят» Тилекбай АМИРОВ.
– Я здесь не первый раз, но так ярко не праздновали никогда. Хорошо, что торговые ряды сумели сохранить. Вот здесь сейчас торгую и реально ощущаю дух предков, их силу. Может быть, благодаря им, мне удалось за час всё распродать.
22–летняя Асель ХАЙРУЛЛА приехала из Кандыагаша. Привезла с собой войлочные изделия собственного изготовления.
– Мне нравятся народные ремёсла. Хочу возобновить пошив войлочных изделий. Здесь не нужно чертежей, это же бесшовное искусство. Пока занимаюсь этим только год. Знаю, что казахи–ремесленники, продавали войлочные изделия. Сейчас это не так популярно, конечно, но нужно, чтобы это передавалось из поколение в поколения. Нынешняя ярмарка – это хороший пример того, что история не забыта. Надеюсь, что в следующем году этот фестиваль будет проходить с участием всех стран СНГ.
...В последний раз «Кокжарская ярмарка» проводилась в далёком 1937 году, причем в довольно урезанном варианте. Не было ни байги, ни казакша курес, ни театрализованных представлений. Товарооборот в тот год составил в 30 раз меньше, чем в 1936 году.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
| ||
Костюмированные участники стали настоящим украшением фестиваля. | ||
Открывал ярмарку обычно самый почтенный аксакал. | ||
Традиционные шутки между девушками и парнями обычно перерастали в кыз куу. | ||
Это сейчас бабули позволяют себе отдохнуть, а раньше старушки трудились с утра до ночи. | ||
Уилские красоты для актюбинских художников - сплошная благодать. | ||
| ||