Одна из жалобщиц, которая пришла на приём к сенатору, пожаловалась на чиновников из областного управления образования.
– Зачем они по телевизору говорят, что всех обеспечат бесплатными учебниками? На деле–то этого нет! – возмущалась женщина.
Бекназаров пообещал быстро разобраться и попросил своих помощников тут же организовать ему встречу с начальником областного управления образования.
– Организуйте встречу сегодня же, будем разбираться в этой ситуации, – попросил сенатор. Также он попросил пригласить на встречу и женщину, которая пришла с этой жалобой.
Другая женщина жаловалась на судоисполнителя, который не торопится взыскивать алименты с её бывшего мужа. Вежливый сенатор попросил найти для него исполнительное производство по этому делу.
– Я сам его посмотрю и разберусь, почему судоисполнитель не взыскивает алименты, – пообещал сенатор.
Журналисту «Эврики» также удалось задать несколько вопросов Бектасу Бекназарову. Он ответил на них, ничего не утаивая.
– В апреле этого года, встречаясь с актюбинскими кандидатами на должность судей, вы сказали, что наш народ не готов к суду присяжных. Сейчас глава государства высказывается за расширение категорий дел, которые должны рассматривать присяжные. В связи с этим вы изменили своё мнение?
– Тогда вы меня, наверное, не совсем правильно поняли. Быть присяжным – это почётная обязанность каждого гражданина. Но у нас часто бывает такая ситуация: назначается судебный процесс, приглашаются присяжные заседатели. И вдруг кто–то из присяжных, который должен участвовать до конца процесса, перестаёт на него приходить. Оказывается, присяжный к примеру, к детям в другой город уехал в гости. Процесс срывается. Судья в этой ситуации должен распустить остальных присяжных и набирать новых. Это значит, что дело рассматриваться будет с самого начала. В развитых государствах такого нет. Люди понимают свою ответственность. Это говорит о том, что у наших граждан нет чувства огромной ответственности перед своей почётной обязанностью.
– В числе последних новшеств сейчас предлагается пожизненное содержание казахстанских судей. У многих возникает вопрос: а почему пожизненное содержание не ввести для педагогов, врачей, прокуроров? Чем они хуже судей?
– Мы сравнили пенсии обычного судьи, который 15 лет проработал в районе, и прокурора. Прокуроры получают в три раза больше, чем судьи.
Работа судьи очень эмоциональная, нервная, сложная, тяжёлая, поверьте. Есть международный подход к этому вопросу. Если брать страны СНГ, то Казахстан – единственная страна в содружестве, где судьи не обеспечены пожизненным содержанием. В Кыргызстане, к примеру, пенсию, которая начисляется судье, государство увеличивает в 2 с половиной раза. В Узбекистане судейская пенсия – 60 процентов от заработной платы, в России, Белоруссии – 80 процентов, в Украине, в Таджикистане – 85 процентов. Это международная практика. Сделать это у нас не позволяла экономическая ситуация. Но пожизненное содержание государство гарантирует не любому судье. Это будет только для тех судей, кто 15 и более лет проработал безупречно. И это решается тайным голосованием. Малейшее нарушение или дисциплинарное взыскание лишает судью почётной отставки и права на пожизненное содержание. Такой судья будет получать обычную пенсию. Есть тут и другая сторона. Люди будут стремиться, чтобы работать безупречно. Судья будет знать: работаю честно и беспристрастно – получу пожизненное содержание от государства.
– Благодаря новому уголовному кодексу, который действует в Казахстане с нового года, по крайней мере, у нас в области ни один крупный взяточник не попал за решётку. Это из–за новой нормы, по которой срок заменяется штрафом. Теперь коррупционеры могут откупиться от государства. Вместе с тем, к примеру, женщины–мошенницы обязательно попадают за решётку. У них такой возможности нет, даже если у них есть малолетние дети. Насколько это справедливо?
– В нас сидит старая советская психология. По ней преступник должен обязательно сидеть, и никак иначе. Это очень твёрдо в нас застряло. Но давайте посмотрим. Сравните наказание, связанное с лишением свободы, которое назначает суд за преступления в развитых странах. К примеру, в той же Германии. Там процент лишения свободы – 15 процентов. У нас же 41 процент. Поэтому мы решили коррупционеров наказывать материально. Это ведь выгоднее государству и нашим людям. Осуждённый коррупционер уже никогда на госслужбу не попадёт, никакие руководящие посты он занимать уже не будет. Если мы его в тюрьму отправим, как государство выиграет?
Дмитрий МАТВЕЕВ,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО