Меня уверяли, что в Мартуке проблем нет. Ни одной! Взамен заметок о настоящей жизни в райцентре, предлагали написать о творческих коллективах, о том, как местные школьники добились успеха на олимпиаде по робототехнике. О том, что же на самом деле творится в посёлке, не говорили. Чуть позже я понял, почему.
ЭХ, ДОРОГИ…
Трасса по пути к Мартуку – идеальная. Исключение составляют два километра дороги от международной «Западная Европа–Западный Китай». Именно эти два так вытрясут душу, что отходить от поездки придётся минимум полчаса. На первый взгляд, дороги в самом Мартуке заасфальтированы полностью, но это всего лишь обманчивое впечатление.
– Улицы у нас заасфальтированы уникальным способом, – горестно качает головой местный житель Антон. – Посудите сами: начинается проспект с асфальта, а заканчивается уже грязью: всё дело в том, что строители решили сэкономить и заасфальтировали только те части, где наибольшее движение транспорта. Есть у нас такие улицы, где в асфальте только середина, а начало и конец – обычная грязь.
Недоволен состоянием дорог и 32–летний Асхат ШАКИРОВ. В 2000–м году парень попал в аварию, с тех пор может передвигаться только с помощью инвалидной коляски.
– Если честно, то улицы узкие, тротуаров нет. Когда выезжаю из дома, то страшно ездить по дорогам – в голове постоянно мысли: «А вдруг собьют?». Если бы для пешеходов были предусмотрены хотя бы небольшие дорожки, то все чувствовали бы себя безопаснее, – говорит Асхат.
Обидно мартучанам и за Героев Советского Союза, именами которых названы несколько улиц – дороги никогда не видели асфальта. Если летом здесь можно пройти, то зимой люди передвигаются по ним только на лыжах.
Недоделки при строительстве детской площадки видны невооружённым глазом.
БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ
В середине 2009 года в Мартук провели газ: местные жители вздохнули с облегчением – теперь не нужно будет топить печки некачественным углём и дровами. Впрочем, провести голубое топливо к каждому дому оказалось для многих непосильной задачей. Мария Фёдоровна ЯКУНИНА живёт одна. Пенсия у старушки – 47.000 тенге. Этих денег едва хватает на еду и лекарства.
– Крыша прохудилась совсем, когда в марте снег таял, то дома потоп был. Дети у меня все в России, помочь некому. К властям обращалась лет пять назад, «завтраками» кормили, а потом перестала ходить. Помирать, так с гордостью, – пробормотала бабуля.
Что–что, а вот вода в Мартуке отменная. Правда, на окраине города под открытым небом ржавеет некогда дорогостоящее оборудование, которое всего лишь четыре года назад обеспечивало водой пару крупных заводов. В кризисный период скважину законсервировали, а насос снять забыли. Местные говорят, что в прошлом году в посёлок приезжали инвесторы: то ли немцы, то ли австрияки – поцокали, заметив гниющую технику, покачали головами и уехали. До сих пор нет ни инвестиций, ни других результатов визита иностранцев.
ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ
Мусор в Мартуке вывозят раз в неделю – в четверг. По посёлку ездит трактор с прицепом и собирает мешки с отходами. За свой труд тракторист получает определённую зарплату. Кто не успел в этот день собрать пакеты, вынужден ждать ещё неделю.
– В последние годы в Мартуке процветает безответственность и безалаберность, – в сердцах говорит Анатолий КУЦ. – Много к нам приезжают из мелких отдалённых аулов... Вот они и не знают порядков, сколько раз мы уже объясняли им, что сорить нельзя, а они не понимают. Поэтому сейчас в посёлке и пакеты валяются, и туалетная бумага летает.
Вход в парк завален ветками деревьев.
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ КРАЙ
То ли в дорогах дело, то ли в том, что мартучане возомнили себя самыми спортивными в области, но местные жители предпочитают передвигаться исключительно на велосипедах.
– Алматинцы за нами сейчас повторяют и пересаживаются на двухколёсный транспорт, – деловито заявляет пенсионер Михаил КАЛУЖНИКОВ. – Общественный транспорт в Мартуке не прижился, хотя его дважды пытались ввести. Население не хочет платить за дорогу, проезжая на маршрутном такси по посёлку. Мы и бесплатно можем доехать – хоть в магазин, хоть в детский садик. Мне уже 78 лет, а я и сам езжу за пенсией исключительно на велосипеде.
ВОКЗАЛ ДЛЯ ДВОИХ
Больше ста лет назад, в 1905 году в Мартуке был построен первый железнодорожный вокзал. Именно с этого года населённый пункт стал развиваться, как железнодорожная станция. За годы существования вокзал перестраивался трижды – впрочем, всё оказалось зря. В 2009 году здание вокзала признано негодным для эксплуатации: прокуратура выявила многочисленные нарушения, начиная от антисанитарии в уборных до некачественного обслуживания клиентов. К 2010 году всё якобы привели в порядок, а заодно и пообещали, что в райцентре построят новый вокзал.
Сказано – сделано! В 2013 году в Мартуке красовался новенький железнодорожный вокзал. Ориентировочная стоимость – 31 миллион тенге. Всё хорошо: зал ожидания, зал для пассажиров, касса – всё по международным стандартам. Единственный минус – не работает новостройка.
– В конце 2014 года практически все поезда стали направляться в Жайсан мимо Мартука. Либо останавливались на 5–7 минут. Вот и получается, что вокзал людям практически без надобности, – рассказывает бывший работник вокзала Есенгельды.
Пару месяцев функционировали оба вокзала, а потом новый решили закрыть. Старый вокзал действовал до конца 2015 года, а потом на двери здания повесили замок. Получается, что в Мартуке сейчас вокзалов нет вообще, а железнодорожные билеты люди покупают в ларьке одного из торговых центров.
Фёдор Епифанов готов облагородить парк, были бы деньги.
ПАРК И НЫНЕ ТАМ
Много лет назад в парке культуры и отдыха в Мартуке было людно в любое время года: летом бил фонтан, устраивались танцы, вечерами читали стихи, для детей работали карусели, зимой же заливался каток, бесплатно выдавались коньки. Сейчас всего этого нет – за деревьями в парке давно никто не ухаживал, дорожка практически полностью заросла, а постоянными обитателями сквера всё чаще становятся местные выпивохи, которые спокойно распивают спиртные напитки.
Если бы акимом Мартука был Фёдор ЕПИФАНОВ, то в первую очередь облагородил бы парк. 35–летний школьный учитель физкультуры объездил города Казахстана и уже знает, с чего начать.
– Да там работы на всю жизнь хватит! Только денег, скорее всего, нам не выделят. А пока своими силами постарался сделать красоту около своего дома. Сначала забор соорудил – выстругал, вырезал. Потом посадил ёлочки, берёзки, огородил. И мне приятно, и людям, – отметил Фёдор.
Не иначе, как уродством, называют детскую площадку, которую соорудили аккурат в парке. Строительство детской площадки началось в… декабре 2015 года. В мёрзлую землю рабочие забивали железные стойки, заливали бетонный раствор в основание горок и качелей. Хотя для мамаш и детворы и это праздник – больше в Мартуке поиграть детям просто негде.
– Что вы! Мы довольны – пусть хоть так будет, а то сейчас мы начнём говорить о недоделках и площадку сразу же разберут. Из двух зол люди выбирают меньшее, – высказывает своё мнение мать двоих детей Елена СОХАРЕВА.
Стадион 1975 года постройки является единственным местом, где собирается мартукская молодёжь. Здесь проходят и школьные выпускные, и сельские мероприятия. В лихие 90–е спортсооружение осталось ничейным, лишь в середине двухтысячных стадион передали на баланс школе. Правда, в выходные вход туда закрыт – заниматься физкультурой можно только в будние дни.
Пустующие здания дорожно-эксплуатационного управления – «гордость» Мартука.
ЗОРКОЕ ДОРОЖНОЕ ОКО
Гордость Мартука – дорожно–эксплуатационное управление. Говорят, что на строительство суперсовременного здания было потрачено более 50 миллионов тенге. За огороженной территорией – с десяток отапливаемых боксов, которые могли бы вместить по меньшей мере 50 машин спецтехники. По мнению профессионального механика Алтая УСМАНОВА, все мартучане ждали этого события, так как минимум у 25 человек появилась бы постоянная работа. Но…
– Работы нет, потому что техники нет. Два трактора, один «КамАЗ» – это смешно! Поэтому и дороги практически не чистили ни в Мартуке, ни на трассе. Вот тебе и эффект ожидания. На выходе мы получили полный ноль! – возмущается Усманов.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото автора
Продолжение читайте в следующем номере «Эврики»