Кто развалил Карасу?
Актюбинскому Карасу, за возрождение которого местные власти рьяно взялись примерно лет пять назад, так и не суждено было зацвести, принять новых жителей и вновь появиться на карте области. Однако его единственный житель Жетпис РШИМОВ настроен решительно – он не покинет родные места, еще добьется у акимов ответа за такой печальный исход и не даст второй раз разворовать аульное добро! | ||
«Последний из могикан» Жетпис Ршимов не прочь возродить аул с помощью оралманов.
| ||
–Идемте в наш аул, я покажу вам свой дом, он у меня огромный – 120 квадратных метров! Кстати, он еще и с мансардой! А то что толку сидеть в этом моем маленьком офисе?!
С этими словами Жетпис Ршимов направляется к незаконченным постройкам из шпал, что примерно в ста метрах от его «офиса» – летнего домика. Я же, все время придерживая длинную челку, которая нагло лезет в глаза и неприятно щекочет лицо из-за сильного завывающего и холодного ветра, следую за ним. Вместе мы направляемся к аулу, а точнее, к тому месту, где стоят шесть мазанок.
«ЛУЧШЕ Б Я УМЕР…». Мне повезло – в 2008 году я присутствовала при закладке их фундаментов. То было, без преувеличения, историческое событие: Карасу, который оставался заброшенным 15 лет, с легкой руки местных властей решено было возродить. Тогда сельчане закатили пышный той. Каждый дом скинулся по 3.000 тенге, напекли пышных баурсаков, зарезали двух тучных барашков. Помнится, келин, помешивая готовящиеся блюда в казанах, шепотом делились, кто на каком месяце, и какие имена дадут своим малышам – первым жителям возрожденного Карасу.
Но, увы. Опустевший когда-то в начале девяностых прошлого столетия Карасу вновь настигла та же печальная участь. Теперь даже те шесть мазанок, которые построили сельчане, стоят на замке.
– Я не могу спокойно говорить о своем родном поселке! – говорит Жетпис агай. – В прошлом году из-за всего этого свалился с инфарктом. Да лучше бы я помер, чем вновь пережить развал родного аула! Лучше бы я помер...
АКИМ ШУТИТЬ НЕ ЛЮБИТ. То, как добивались карасусцы возрождения своего поселка, достойно отдельной книги. Лет пять назад народ настрочил письма – президенту страны, акиму области, правым и левым партиям, в редакции газет. В них, полных боли и слез, сельчане писали о бурлившей некогда жизни в Карасу, о том, как дружно жили и как в начале девяностых тогдашние местечковые бастыки разворовали поселок, вынудив их тем самым покинуть родные места. Писали также и о том, что, даже разъехавшись кто куда, народ не бедствует, но очень хочет возвратиться на отчую землю. Мол, разрешите. Взамен люди обещали… не болеть и «не наглеть», то есть не просить строительства школы и дорог, детского сада, медпункта.
– В семи километрах от Карасу расположен поселок Коктау, где есть и школа, и производство, и все остальное. Нам этого было достаточно. Но тогдашний аким Хромтауского района, к которому до упразднения относился Карасу, Оразбек Далмагамбетов сказал нам не шутить на серьезные темы. Мол, как мы будем, к примеру, без электричества, и построил в нашем ауле трансформатор! И добро на заселение, конечно же, дали! Всем выделили по 25 соток земли, – вспоминает Жетпис – агай.
ДОРОГОЙ ТЫ НАШ! Больше всего, по словам Ршимова, радовались старики, у которых в ауле все детство, юность, и даже старость прошли. Предполагалось построить 47 домов, хотя разрешили до 100. Народ тем временем даже названия будущим улицам придумал – решили дать имена ветеранов Великой Отечественной войны. Радостной вестью стало и то, что в будущем поселок обеспечат и другими благами цивилизации, одним словом, наладят инфраструктуру.
– Так почему же планам не суждено было сбыться?! – интересуюсь я.
– А это у хромтауских властей необходимо спросить! – говорит Ршимов. – Далмагамбетов недолго проработал на посту акима района. Как он ушел, никому из новеньких ничего не нужно стало. Никто не пришел к нам, не поинтересовался, чем живем, чем можем быть полезны. Более того, наобещали, что более 5 км газопровода в Карасу проведут, представляете?! Но голубым топливом обеспечили лишь Коктау, а о нас словно забыли. Зачем давать обещания, если их не выполнять?!
Зато не забывают теперь местные власти каждый раз пинать Ршимова за электричество. Мол, не положено тебе одному пользоваться светом – и все тут! Дело доходило до неоднократных отключений, но всякий раз агай с боем добивался подключения.
– Это просто форменное издевательство! Мне акиматовские говорят: мол, ты самый дорогой в Казахстане единственный житель заброшенного аула! Мол, сидишь в степи и жжешь электричество. Можно подумать, я за него не плачу или незаконно себе провел! Пусть лучше займутся владельцами пекарни и других объектов в Коктау, которые тоже подключились к ветке. Это электричество государство провело именно в Карасу, для его жителей, а я как раз и есть тот самый житель! И если сейчас в ауле, кроме меня, никого нет, то я не виноват, что власти не умеют слово держать! – негодует агай.
«НИКУДА Я НЕ УЕДУ!». – А куда делись все остальные? – спрашиваю я.
– В каждом деле есть старейшины, старшие, активисты, если угодно. Их роль выполняли мы – я, еще несколько аксакалов из Карасу, ажешки. И даже когда разъехались в разные стороны в начале девяностых, мы держали с друг другом связь, и молодые приезжали к нам за советом. Но за четыре года, царство им небесное, все аксакалы отошли в мир иной. Остался один я. Молодежь, которая начала строиться, видит, что в Коктау и газ есть, и школа – и все туда переехали. К тому же, туда власть активно оралманов заселяет, – говорит Жетпис-агай. – И молодые, несмотря на то, что у них по 25 соток в Карасу, остались в Коктау. Молодежь ведь какая: она любит скорость, все делать быстро, а не сидеть и ждать, когда же власти соизволят свои обещания сдержать...
Чтобы хоть как-то заинтересовать разъехавшуюся молодежь, Ршимов предпринимает все возможное. К примеру, рядом с Карасу на берегу богатого рыбой водоема у него расположено несколько гектаров плодородной земли. Агай разрешил двум жителям из Коктау посадить на ней картофель. Причем, совершенно бесплатно! Помимо этого сделал властям (в том числе и тем, кто сидит в белых кабинетах на левом побережье Ишима) следующее предложение: давать оралманам, прибывающим на историческую родину по программе «Нурлы кош», не квартиры в кредит, а земли в Карасу. Мол, пусть они лучше на те подъемные, что дает государство, дома себе построят, чем 15 лет платить кредит!
– Знаете, я ведь часто один и тот же сон вижу – мазары рядом с Карасу... Я растолковал, что там, где могилы, там и аул. А это значит, что Карасу возродится. Так что никуда я отсюда не уеду! – говорит Жетпис агай.
Асем ТОЛЕУ,
|