20 ноября на расширенном заседании комиссии областного маслихата по вопросам законности, правопорядка и депутатской этики было жарко.
Для ощущения ответственности момента в самом начале встречи руководитель департамента агентства республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Актюбинской области Кайрат СУНТАЕВ рассказал депутатам, как коррупция косит ряды госслужащих, а также, как с ней борются все определённые законом ветви власти, и не только.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТИПОЭМА.
Самой коррумпированной сферой жизни на актюбинщине Сунтаев назвал образование. Так, в 2013 году каждое 4–е коррупционное преступление совершено работником образования (15 из 61), в 2014 году каждое 2–е (22 из 51) и за 10 месяцев этого года выявлено 15 фактов коррупционных преступлений в отношении 2–х директоров школ, 3–х заведующих детскими дошкольными организациями, 5–и главных бухгалтеров и 3–х руководителей районного отдела образования. 32 коррупционных преступления, отметил Кайрат Сунтаев, совершено в районах области и 20 – в городских подразделениях.
После одной из проверок, проведённых с начала 2015 г. в городском отделе образования, выяснилось, что 20 детей, фамилии которых не значились в списках очередников на получение места в детском садике, в итоге его получили.
Виновных найти не удалось. Как оказалось, для направления в детские дошкольные организации отдел образования составляет лишь список заявителей и их детей, который не фиксирует их очерёдность, но при этом даёт им право на получение направления в детсады.
Именно данная бюрократическая хитрость позволила Кайрату Сунтаеву сделать заключение: «В горотделе образования созданы условия, создающие системные коррупционные риски».
А–ЛЯ 1937 ГОД НАСТУПИЛ, ГОСПОДА.
Рейтинг коррупционных правонарушений в образовании выглядит так: на первом месте хищение денежных средств, на втором – фиктивное трудоустройство, на третьем – незаконное начисление зарплаты, использование служебных полномочий и получение взяток. Сумма, на которую работники образования причинили ущерб стране, в общей сложности составила 166 миллионов тенге.
– Мы с акимом даже решали вопрос о возбуждении в отношении начальника областного департамента образования уголовного дела за халатность, – поделился с депутатами «тайнами следствия» Кайрат Сунтаев. Те, кто находился в этот момент в зале, переглянулись: всем стало понятно, кто теперь у нас даёт добро на возбуждение уголовных дел. Прокуроры тут, оказывается, могут быть совсем ни при чём.
От возбуждения уголовного дела главного педагога области спасло то, что она отвечает только за организацию работы областного образования, а не за финансы.
Задним числом и умом все мудры. Досталось от Сунтаева и теперь уже бывшему замакима области Саре НУРКАТОВОЙ.
– Отсутствует и ведомственный контроль по соблюдению антикоррупционного законодательства со стороны заместителя акима области Сары Нуркатовой, курирующей эти сферы.
Грозный чиновник ещё раз напомнил о «родственном скандале» Нуркатовой. О том, что 14 октября на заседании республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан» поднимался вопрос о законности занятия должностей заместителей управления образования и молодёжной политики области сыном Нуркатовой Максимом ЧАРКИНЫМ и её снохой Алуой КАСИМОВОЙ. Эти сферы курировала замакима области Нуркатова.
– Однако на сегодняшний день данные лица продолжают работать на вышеперечисленных должностях и не принимают предусмотренных действующим законодательством мер для устранения нарушений. Моё личное мнение: она, как политический служащий, должна принять волевое решение и подать в отставку, – грозно с трибуны заявил Кайрат Сунтаев.
Тут он, что называется, «попал в струю». Сразу же после заседания начальник облдепартамента образования рассказала журналистам, что Максим Чаркин накануне подал заявление об увольнении. А вечером того же дня в СМИ появилась информация, что и Сара Нуркатова, и её сноха также подали заявления об увольнении.
ВСЕМ СЁСТРАМ ПО СЕРЬГАМ.
Областной департамент юстиции не отстаёт от департамента образования по числу нарушений. Антикоррупционная служба помогла актюбинцу, которому сотрудники департамента юстиции устроили волокиту при рассмотрении его обращения о снятии ареста с квартиры. Другой случай – просто из ряда вон. Женщина проигрывала в суде дела из–за того, что госорганы скрывали и не давали ей архивные документы, которые могли повлиять на принятие судебного решения в её пользу.
Горархитектура по праву занимает особое место в рейтинге коррупционных нарушений. Число жалоб на это управление только растёт. Актюбинцы для получения госуслуги в отделе архитектуры и градостроительства обязаны получить так называемый «бегунок» и пройти процедуру согласования с рядом коммунальных служб и других организаций на наличие либо отсутствие коммуникаций. Как установили антикоррупционщики, этот административный барьер создан искусственно. Данная обязанность входит в компетенцию отдела архитектуры и градостроительства. Кроме этого, отделом архитектуры установлена обязательная процедура вынесения на заседание градостроительного Совета всех архитектурно–планировочных проектов, в том числе и незначительных, что приводит к дополнительным коррупционным рискам.
Не отстают в плане коррупционных нарушений и полицейские. Речь идёт о набившей всем оскомину регистрации машин через посредников. Чтобы не стоять в бесконечных очередях, люди готовы платить посредникам, которые через свои связи в департаменте дорожной полиции делают всё очень быстро. Помощь посредников, соответственно, оказывается на платной основе. Стоимость посреднических услуг за одну операцию в среднем составляет 5.000 тенге.
ПРОСТО КОШМАР! ТОНЕМ!
Другая тема обеспокоенности главного борца с мздоимством – коррумпированность в местных исполнительных органах. В этом году удельный вес коррупционных преступлений, совершённых сотрудниками акиматов, составляет почти половину (46%) от общей коррупционной преступности. После образования наиболее коррумпированными сферами, как отметил Сунтаев, оказались здравоохранение, архитектура, строительство, жилищно–коммунальное хозяйство, земельные отношения, субсидирование, налогообложение. Сфера государственных закупок по–прежнему самое лакомое место для желающих урвать на дармовщинку бюджетных денег.
КОМПЬЮТЕР НАМ ПОМОЖЕТ.
При помощи специальной компьютерной программы департаментом по борьбе с коррупцией проводится мониторинг по объявленным конкурсам государственных закупок на предмет аффилированности участников и завышения стоимости товара и услуг. Благодаря данному ноу–хау предотвращено нерациональное использование бюджетных средств на сумму более 109 миллионов тенге.
Молодцы!
Дмитрий МАТВЕЕВ,