В редакцию «Эврики» с просьбой защитить водителей «Газелей» обратились жители посёлка. По их словам, между местной службой такси и маршрутными «Газелями» развернулось настоящее противостояние, вылившееся в череду проверок, штрафов и неудобств для пассажиров. По их словам, доходило буквально до абсурда, когда пустую «Газель» останавливали и штрафовали за перегруз.
ПОМЕХА БИЗНЕСУ
Предприниматель Канай ЕРМУХАМБЕТОВ уверен, что жалобы на него пишут конкуренты. Его маршрутные «Газели» делают несколько рейсов в день из Сарыжара в город и обратно, за поездку берут 100 тенге.
– У нас есть согласование с инспекцией, график поездок, налоги исправно платятся, – рассказывает Канай Ермухамбетов. – Проблема заключается вот в чём: раньше я делал 2 рейса в день. Сейчас население посёлка увеличивается. И 95 процентов населения, грубо говоря, ездит в город работать и учиться, а потом возвращается обратно. Поэтому в настоящее время делаю целых 12 рейсов в день. После этого сразу начались возмущения со стороны таксистов, якобы я занимаюсь незаконными перевозками.
Как утверждает предприниматель, с тех пор на него посыпался шквал жалоб и необоснованных обвинений. Несколько раз по требованию конкурентов проводились тщательные проверки, которые, впрочем, ничего не выявили. И с документами, и с «Газелями» всё в порядке.
– Конечно, у нас всё в порядке, но это мешает развиваться моему бизнесу, – говорит Канай Ермухамбетов. – Это препятствие. У меня лично претензий никаких нет, предвзятого отношения со стороны проверяющих я не вижу. Но то, что на меня заявление написали, – это, я считаю, необъективно.
НАС ПРОВЕРЯЕТ УЧАСТКОВЫЙ
Мнения же жителей разделились. Это и понятно: пользоваться ли услугами маршрутных «Газелей» и такси, решают сами пассажиры. Разница в уровне комфорта и стоимости поездки.
– Таксисты просто не дают работать, – жалуется жительница посёлка Айгуль БУЛЕКОВА. – «Газель» по дороге едет, они в ГАИ звонят и говорят: «Они с перегрузом едут». Сразу начинают останавливать, штрафовать.
Защитники «газелистов» уверены, что большая часть водителей такси работает незаконно, без трудовых договоров и соответствующего оснащения. За месяцы противостояния у них накопилась целая папка бумаг, писем и заявлений, но конца и края спорам так и не видно.
– Мы же сами выбираем, каким транспортом пользоваться, а каким – нет, – разводит руками Айгуль Булекова. – Если нам удобно, мы на такси садимся, если нет – на «Газель». На такси ведь каждый день ездить не станешь. А «Газели» в то же время прямо участковый наш останавливает и проверяет. А какое он имеет на это право?
ДАРОМ НЕ НУЖНЫ
Существует и другое мнение. Пользоваться обыкновенной маршруткой согласны далеко не все жители села Сарыжар. Кому–то, наоборот, удобнее знать, что автомобиль может подъехать прямо к двери дома и быстро отвезти в город буквально до нужного дома. Цена вопроса – 200 тенге с человека или 800 тенге полностью за салон. Учитывая, что ехать предстоит из посёлка в город, сумма действительно смешная.
– «Газели», действительно, ходят регулярно, но в нашу сторону они не едут, – возмущается жительница Сарыжара Мариям Бисеновна. – В одну сторону посёлка они доезжают, а в другую – нет. Людям нужно самим добираться до места посадки. А так что? Я сейчас вызову такси, оно приедет и заберёт меня. 200 тенге от дома до дома. И идти никуда не нужно по снегу и грязи. Да зачем мне нужны такие «Газели»? Даром не нужны.
РАБОТАЙ, НО ПО ЗАКОНУ
Индивидуальный предприниматель Дархан БАХЫТЖАНОВ со звучащими в его адрес обвинениями категорически не согласен. Он уверен, что все его претензии к конкурирующему перевозчику вполне обоснованны.
– Существует определённая система, которую они нарушают, – рассказывает Дархан Бахытжанов. – По закону регулярные маршруты должны ехать с автовокзала, официально, через кассу. Все же автобусы из города в районы так едут: только с автовокзала и только определённое количество рейсов. А «Газели» доезжают до Жилгородского рынка, набирают людей – и обратно.
Заявления на проверку, утверждает Дархан Бахытжанов, написаны на законном основании, опираясь на существующие договоры и правила. Претензии же к его собственному бизнесу предприниматель считает безосновательными: водители работают по трудовому договору, проходят регулярный медицинский осмотр, пассажиров набирают через диспетчерскую.
Тем временем поток утомительных споров и жалоб с обеих сторон продолжается. Оба конкурента уверены в своей правоте и отступать не собираются, тем более что у каждого уже сформировался костяк клиентов. Но конкуренция – дело принципа.
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО