Иллюзия благополучия
По данным бюро национальной статистики, уровень инфляции в Актюбинской области за март составил 4,1%. Если это объяснить доступным языком, то человек, который получает зарплату в 100.000 тенге, может купить на неё столько же, сколько на 95.900 в начале февраля. Ситуация неприятная, но вроде бы терпимая. 4.100 тенге не ахти какая сумма. Тем не менее, в статистике есть большой подвох. При подсчёте уровня инфляции учитываются, в первую очередь, цены на товары и услуги из списка 500 социально значимых. В этом перечне не предусмотрены траты на алкоголь, сигареты, развлечения, детские игрушки, книги, косметику и прочие приятные мелочи, без которых жить можно, но скучно. Также при подсчёте трат на одежду учитываются самые дешёвые шмотки, которые и бомж постесняется надеть. Такая же ситуация и с парикмахерскими услугами.
Таким образом, как это ни странно, беднее стали средний класс и люди с приличной зарплатой. Такси подорожало на 6%, стройматериалы – на 11%, игрушки – на 4%, мебель – на 8,9%, брендовая одежда и посуда – на 12,6%, корм для животных – на 4%, а бытовая техника – на 9,7%.
Богатые тоже плачут
Естественно, средний класс и сейчас не голодает, но от привычек, приобретённых ранее, им приходится отказаться. Времена нынче такие: не до отпуска в Шарм-эль-Шейхе и не до новенького айфона. Да и средний класс нынче не слишком и средний.
Повышение стоимости аренды жилья остро почувствовалось именно с благоустроенными, дорогими квартирами. Арендовать двушку со всей мебелью, бытовой техникой в хорошем районе сейчас стало на треть дороже. А вот обшарпанная квартирка в «хрущёвке» на окраине подорожала лишь на 5,6%.
За обед в ресторане сейчас придётся выложить на 15% больше, чем два месяца назад, а в столовых яства подорожали всего на 6%.
Билеты на самолёт выросли в цене на 20%, да ещё в праздничные дни они втрое дороже, чем обычно. а вот стоимость проезда на плацкарте практически не изменилась.
Что касается российских товаров, то тенге привязан к рублю, и все колебания валюты РФ отражаются и на нашей денежке, поэтому больших скачков цен на товары из России незаметно. Тем не менее, если в расчёт брать не банковский курс, а покупательскую способность, то сейчас российских товаров можно будет купить на 12% меньше, чем в начале февраля.
У кого щи пустые, а у кого жемчуг мелкий
По данным бюро национальной статистики, в марте повышение цен в среднем по Актюбинской области зафиксировано:
- на рис – на 15,1%;
- макаронные изделия – на 8,4%;
- муку – на 3,4%;
- крупы – на 7,4% (из них перловая – на 14%, овсяная – на 10,3%, гречневая – на 7,8%, манная – на 7%, пшено – на 4,8%);
- мясо – на 4,9% (конина на 9,4%, свинина – на 5,3%, баранина – на 4,9%, говядина – на 2%, колбасы – на 3,2%, куры на 2,6%);
- рыбу и морепродукты – на 6,2%;
- молочные продукты – на 4,8%;
- хлеб – на 4%;
- из фруктов: бананы – на 36%, апельсины – на 25,6%, виноград – на 9,6%, яблоки и груши – по 6,4%;
- из овощей: капуста – на 50,9%, морковь – на 44,6%, картофель – на 28,7%, чеснок – на 24,2%, лук – на 22,7%, перец сладкий – на 6,3%;
- сахар – на 23%;
- фруктовые и овощные соки – на 8,3%;
- кондитерские изделия – на 4,5%;
- сигареты – на 1,9%.
Нетрудно подсчитать: в целом с начала года каждая семья, от бедной до богатой, стала беднее на треть. То есть, человек с зарплатой в 100.000 тенге, про которого мы говорили в начале, может на всю зарплату накупить столько же товаров, сколько в конце прошлого года накупал на 67.000 тенге.
По франкфуртскому счёту
В начале марта доллар в казахстанских обменниках стал ползти вверх, а к середине месяца он преодолел психологический рубеж в 500 тенге. Вслед за этим выросли в цене и многие импортные товары, и значительная часть отечественных. Удивления это ни у кого не вызвало. Давно уже не секрет, что отечественная промышленность сильно зависит от импортного сырья и комплектующих. Значит, платить за них приходится по нынешнему курсу. Нацбанк назвал резкий рост курса паникой и попыткой спекуляции, и вместо привычной английской системы торгов на валютной бирже был применён франкфуртский метод, при котором задрать курс попросту невозможно. Плюс ко всему для обменников была введена предельная курсовая разница. Результат стараний финансистов мы наблюдаем и сейчас. С 520 тенге курс американской валюты скатился до 458 тенге. Это на 22 тенге больше, чем было до экономических потрясений из-за боевых действий в Украине, но, тем не менее, довольно хороший показатель. Однако цены на импортные товары не снизились, а уверенно продолжают расти. Для человека, далёкого от экономики, причина этого кроется в жадности перекупщиков. Этот факт отрицать тоже нельзя, но дело тут не только в скаредности.
«Алиэкспресс» и 40 чехольчиков
От всяких фьючерсных сделок казахстанцы далеки, а вот покупки в зарубежных интернет-магазинах совершал, пожалуй, каждый. Крупнейшая торговая площадка «Алиэкспресс» чутко реагирует на все экономические колебания. Проверим это на самом популярном из недорогих товаров, – чехольчике на смартфон.
Если выставить в настройках цену в долларах, то чехол на «Самсунг» будет стоить ровно 1 бакс. Самый высокий курс в казахстанских обменниках на сегодняшний день 457 тенге. Но при попытке рассчитаться тенговой картой счёт почему-то выставляется на 486 тенге. Может быть, «Али» просто пытается нажиться на покупателе? Для проверки выставляем в настройках польскую валюту. В этой стране у правительства пока нет смысла искусственно сдерживать курс доллара. Для чистоты эксперимента выбираем вариант, где доставка оплачивается отдельно. Тут долларовый чехольчик стоит 4,30 злотых, то есть точь-в-точь по тому курсу, что в варшавских обменниках. Дальше ещё интереснее. Устанавливаем местоположение «Казахстан», но цену запрашиваем в долларах. Теперь тот же чехол, что поляку доступен ровно за 1 бакс, казахстанцу втюхивают за $1,2.
Похожая ситуация и с остальными товарами.
Дело в том, что люди с торговой площадки явно не читают оптимистичных отчётов казахстанского нацбанка. А если и читают, то работать в убыток себе не собираются и выставляют товару реальную рыночную стоимость. Тут учитывается себестоимость того же чехольчика, расходы на выплату зарплаты персоналу, а так как китайские продавцы выставляют минимальную добавочную стоимость, то 5-10 центов для них серьёзные убытки.