И обогреться и SOSнуть
С ноября по всей стране действуют около 600 пунктов обогрева. Что они из себя представляют? И как встречают тех, кого в пути застала непогода?
| ||||||
П ериод с октября по апрель не любят ни специалисты по ЧС, ни работники дорожных служб.
РОЖАТЬ, ТАК В ТЕПЛЕ
В начале 1970–х годов Валентин УХАЕВ вытаскивал полуобмороженных людей из авто, попавших в снежные заносы. Сейчас 72–летний пенсионер работает сторожем в одном из ТОО, а прежде трудился в службе по расчистке дорог межгосударственного значения. Правда, всего три года, но этот период своей жизни он запомнил надолго.
5 марта 1971 года Валентин Николаевич помнит, как сейчас. В нескольких десятках километров от Хромтау в снежном буране застряла легковушка, пассажиры которой должны были прибыть в центральную районную больницу.
– В салоне ехала роженица. Когда они застряли, молодая женщина и её супруг сильно испугалась, начали паниковать. Тогда сотовых телефонов не было, к нам дозвонились родственники жертв снежного плена. Сразу же на место выехали пять автомашин спецтехники, в течение восьми часов пробивали дорогу, снег был в четыре метра высотой. Но всё закончилось благополучно, благо, по дороге были пункты обогрева, где постоянно дежурили как спасатели, так и сотрудники дорожной службы. Забрали молодых супругов и переждали в теплоте. Беременную доставили в больницу в полночь, а к утру она родила, – вспоминает Валентин Ухаев.
УПРЯМСТВО КАК ПОРОК
В понедельник утром недалеко от посёлка Новый сломался пассажирский автобус, ехавший из России. Прибывшие на место спасатели предложили пострадавшим их эвакуировать, но россияне отказались.
– У нас часто так бывает, когда сотрудники службы спасения выезжают на место, предлагают помощь, но люди сами отказываются, не хотят бросать свои машины, – сетует главный специалист пресс–службы ДЧС Актюбинской области Айгерим НАУРЫЗБАЕВА.
Немного иной характер у жителей Западно–Казахстанской области. Те практически никогда не отказываются от помощи спасателей. Только вчера утром возле посёлка Камыстыколь из снежного заноса спасён 21 человек.
Сетуют на упрямство наших людей и сотрудники «Казавтодора».
– Бывает, приезжаешь на место, начинаешь чистить, оттаскиваешь автотранспорт на обочину дороги, предлагаешь людям довезти их до ближайшего населённого пункта или пункта обогрева, но они закроют дверь и сидят в машинах. Будут мёрзнуть, но всё равно не бросят авто, – говорят в этой организации.
И НАКОРМЯТ, И НАПОЯТ
По словам сотрудника ДЧС области Кумара ТУРМАГАМБЕТОВА, в области действует негласная договорённость с придорожными кафе о том, чтобы оказывать помощь терпящим бедствие.
В любом случае никто в дороге не замёрзнет! В чайхане отогреют, там же можно заказать и еду. Если жителей и гостей города непогода застала в степи, то мы направим к ним технику. У нас есть вездеход на 16 мест, автомобиль–снегоход (он же тягач и передвижной пункт обогрева), вездеходы–тягачи и «КамАЗ». Кроме того, в случае ЧС мы можем привлекать технику всех предприятий области.
ЭХ, ДОРОГИ ЗАМЕЛО...
Общая протяжённость автодорог Актюбинской области – 6.147 км, на них расположены всего лишь 22 пункта обогрева. В соседней России стандартные пункты обогрева существуют практически в каждом крупном посёлке. Представляют они собой небольшие домики, за которыми присматривает специально назначенный человек из сельчан (либо из администрации). Кроме того, в каждом дорожно–эксплуатационном участке существует отдельное помещение для тех, кто из–за непогоды попал в беду.
В Казахстане стандартные пункты обогрева (всего их 589) располагаются в дорожно–эксплуатационных участках (ДЭУ) и дорожно–эксплуатационных пунктах (ДЭП). Находятся они на балансе «Казавтодора». Именно их чаще всего (начиная с 2002 года) и задействует департамент по ЧС. Естественно, чем крупнее объект, тем больше потерпевших он может принять. На сегодня самый крупный, а значит, и самый комфортабельный пункт обогрева находится в посёлке Комсомольское. Здесь могут обогреть не меньше двух десятков замёрзших в пути. Помимо кушеток и кроватей, к услугам жертв стихии – мягкий уголок и телевизор. Через пару месяцев сдадут ещё один пункт обогрева, расположенный по трассе «Западная Европа – Западный Китай». Построен и оборудован он будет на европейском уровне.
Ближайший же к областному центру пункт обогрева значится в посёлке Акжар Хромтауского района (примерно в 50 км).
ПОЧТИ СПАСАТЕЛИ
Трасса «Самара–Шымкент» (которую обслуживают ребята из ДЭУ–8) всегда считалась одной из самых опасных: на некоторых участках дороги заметает так, что авто полностью засыпает снегом.
– Говорят, в 1990–е годы здесь движение было только по снежным тоннелям, – рассказывает главный специалист «Казавтодора» Асет СУЮНОВ. – Ребята у нас ответственные, да и техника никогда не подводит. Часто нас принимают за спасателей, хотя наша задача – только чистить дорогу.
В этом году больших буранов не было, но это только пока. Как правило, конец февраля и март для спасателей и сотрудников «Казавтодора» – самый сложный и опасный период. В прошлом году вдоль трассы установили несколько сот метров забора. Плоды этого уже пожинают благодарные водители: меньше стало перемётов, снега и заносов. В ближайших планах – высадить вдоль дороги деревья и кустарники. А пока... на открытых участках степи владельцы авто вынуждены пробиваться сквозь шквальный ветер, гололёд и низкую видимость.
Седьмой год Галымжан АНАРБЕК работает в должности начальника эксплуатационного участка. «В наследство» от советской эпохи ему достался и пункт обогрева в посёлке Акжар. Построенный ещё в 1970–м году, он являлся одним из лучших в нашей области. Здесь было несколько больших боксов для тягачей и тракторов, сторожка и помещение из нескольких комнат, где вмещалось до 50 человек. С развалом СССР пункт обогрева покинули и люди, обслуживающие дороги. Лишь в 2005 году обветшавшие здания снова начали обживать. Своими силами люди восстановили бокс и отопление, а три года назад провели и газ. В любую минуту с десяток сотрудников этого участка (на тягачах, тракторах и спецтехнике) придут на помощь.
– Многие думают, что пункт обогрева – это своего рода кемпинг или придорожное кафе. Это не так! Объясняю: это наш дорожно–эксплуатационный участок, который в случае необходимости может быть использован как пункт обогрева. Есть кровати, можем предложить зарядить сотовые телефоны, угостим чаем, но кормить людей не можем. Бюджетом не предусмотрено, – рассказывает Галымжан.
Если пострадавшим в пути стало плохо, то в пункте пропуска оказать первую необходимую помощь может и фельдшер.
– Да на нашем участке каждую неделю кто–нибудь да застревает! Помогаем всем, чем можем. Если есть одежда, то и вещи отдаём, лишь бы люди остались живы и не обморозили части тела.
ОБОГРЕЕМ И НАКОРМИМ
В случае экстренной необходимости оказать помощь могут и в Актобе.
– На случай ЧС в городе организованы два пункта обогрева. Расположены они в 31–й школе и станции юных туристов, – рассказала главный специалист отдела по ЧС аппарата акима города Улту КУСАНОВА. – Пару недель назад ехал рейсовый автобус из Узбекистана. Что–то у них там сломалось, и 50 человек остались в незнакомой стране, посреди трассы. Так вот, мы их эвакуировали и разместили на станции юных туристов.
|