КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ ПРОВАЛИЛСЯ
Десятиклассник Леонид ИЩЕНКО пропал 20 декабря 2014 года. По некоторым свидетельствам, он ушёл из дома в летних туфлях и тонких брюках, хотя последние дни прошлого года выдались на редкость морозными. С тех пор от него не было никаких вестей, а версии произошедшего представителей РОВД, школы и родителей никак не вязались одна с другой.
Когда «Эврика» первый раз писала об этой истории
(«Три версии одного исчезновения» // газета «Эврика» от 07.01.2015), шумиха вокруг внезапно пропавшего мальчишки ещё не утихла. Ещё висели многочисленные ориентировки с фотографией и в Хромтау, и в Актобе, волонтёры собирались в группы, а уполномоченные органы прочёсывали местность в поисках хоть каких-нибудь зацепок. Но старшеклассник Лёня как будто сквозь землю провалился. По словам тех, кто его знал, у него не было ни друзей, ни родственников, у которых можно спрятаться на время крепких январских морозов.
Одним словом, поиски не дали результатов, а через время о них и вовсе словно позабыли. Между тем прошёл почти год. Вспоминает ли хоть кто-нибудь пропавшего Леонида Ищенко?
В СПИСКАХ ЗНАЧИТСЯ
Стоит напомнить, что, по словам педагогов, учился Леонид Ищенко посредственно, особого рвения ни к какому занятию не проявлял, ни в какие кружки записан не был. Да и друзей закадычных у него никогда не водилось. Мальчик всё держал в себе, никому о собственных проблемах, если таковые были, не рассказывал. Одним словом, очень закрытый и необщительный ребёнок, который, впрочем, лишних проблем не доставлял и даже пропускал уроки не чаще прочих.
В этом году все одноклассники Леонида заканчивают одиннадцатый класс. Впереди у них сложные экзамены, выпускной вечер, поступление в университет. Эти хлопоты мог разделить с ними и Лёня, если бы, конечно же, нашёлся и вернулся, чтобы продолжить учёбу. Однако за партами до сих пор на одного ученика меньше, чем числится по журналу.
На первый взгляд может показаться, что никаких напоминаний о пропавшем ученике в стенах учебного заведения не осталось, но стоит присмотреться к информационному стенду, и фамилия Ищенко тут же обнаруживается среди будущих выпускников. Позднее классный руководитель покажет и документы на класс: в каждом из них обязательно указаны данные исчезнувшего Леонида.
Но ищут ли мальчика?
– Мы постоянно интересуемся, что и как, – заверила завуч СШ №1 г. Хромтау Рста БЕГИМКУЛОВА. – И социальный педагог, и классный руководитель регулярно ходят в РОВД, чтобы узнать новости. Это же наш ученик! Он у нас до сих пор в классе числится. Мы его даже отчислить не можем и из списков убрать, пока нет документов. А документов нет, и никакой информации тоже нет. Мы интересуемся постоянно. Конечно, жалко, что так и не нашёлся.
ПРОБЛЕМ НЕТ И НЕ БЫЛО?...
Родители Леонида, Анатолий и Лилия ИЩЕНКО, во время нашей последней встречи в январе уверяли, что на них оказывали давление сотрудники РОВД, заставляя признаться в совершённом против своего единственного сына преступлении. Они не знали, как продвигается расследование, потому что (опять же, по их словам), никто не делился с ними информацией.
Претензии возникали и к школе. И Лилия, и Анатолий, вопреки рассказам учителей, утверждали, что никаких проблем с алкоголем у них нет и не было. Родители сетовали, что их сын последнее время стал бояться ходить в школу, большую часть времени проводил в домашних стенах. Связывали они такое поведение с нездоровыми отношениями между школьниками, рассказывая о фактах вымогательства и продаже наркотиков.
Кто прав, а кто виноват, разобрать в этой истории сложно, но родители уж наверняка должны переживать за судьбу собственного ребёнка куда сильнее, чем учителя и сотрудники полиции. Впрочем, когда речь зашла о родителях, в школе тут же поспешили убавить пыл:
– Он же у нас числится в классе до сих пор. Мы звонили несколько раз родителям, чтобы пригласить их и поговорить, но они не приходят…
ДО СВИДАНИЯ!
Подъезжаем к знакомому уже дому, находим нужный подъезд. Домофон, вероятно, в нужную нам квартиру не проведён, а потому приходится просить помощи у соседей. Металлическая дверь на первый взгляд закрыта, да и немудрено: разгар рабочего дня. Но попытка – не пытка.
Несколько минут уходит на то, чтобы достучаться до жильцов, но никто не спешит отворять. Казалось бы, самое время уходить, но выясняется ещё одна занятная деталь: металлическая дверь легко продвигается на несколько сантиметров вперёд, словно закрыта изнутри на цепочку. Расстояние достаточное, чтобы просунуть руку.
В квартире тут же слышится шорох, затем раздаётся недовольный мужской голос.
– Я закрыт снаружи, – утверждает мужчина. – Открыть вам сейчас не могу.
Разговор длится совсем недолго: собеседнику визит сотрудников газеты явно не по душе.
– До свидания! – грубо прерывает он любые попытки узнать о пропавшем Леониде.
Почему родители не хотят идти на контакт с учителями и прессой? С одной стороны, их можно понять: раз за разом вспоминать о собственном ребёнке очень нелегко и больно. А наплыв любопытствующих, особенно в первые дни, явно был немаленький.
В то же время, такое поведение только подтверждает то, что успели рассказать в школе. Родители на контакт не идут. И эта версия очень хорошо вяжется с утверждениями, что семья у Ищенко неблагополучная. Так кому же верить?
ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ
Когда Леонид Ищенко пропал, сотрудники правоохранительных органов взялись за поиски. Обыскивали подвалы и чердаки, дачи, многоэтажки, заброшенные шахты. Не исключали даже, что подросток мог отправиться из Хромтау в Актобе. Как пояснил тогда начальник хромтауского РОВД, конфликт в семье произошёл на почве употребления родителями спиртных напитков, а из уст мальчика напоследок прозвучала страшная фраза: «Я вам ещё покажу».
Сегодня, спустя почти год, поиски школьника из Хромтау продолжаются.
– Все оперативно-розыскные мероприятия продолжаются, хотя Леонид ещё не найден, – прокомментировал руководитель пресс-службы ДВД Актюбинской области Ардагер УАЙДИН. – Существует множество версий, каждая из которых отрабатывается и тщательно проверяется. Мы проводим все необходимые мероприятия. Что касается всевозможных слухов, то нужно понимать, что государственные органы со слухами не работают. Только с фактами. И эти факты мы проверяем, розыскное дело ещё не прекращено.
Сейчас Леонид Ищенко числится пропавшим без вести. Его ищут дольше всех, но результатов до сих пор нет. Напомним, что уголовное дело возбуждено по статье «Убийство».
– Если завели уголовное дело об убийстве, это вовсе не значит, что его действительно убили, – отмечает Ардагер Уайдин. – Не нужно поднимать панику. Уголовное дело заводится, если ребёнок пропал на долгое время, чтобы было больше возможностей для поисков и реагирования.
А Леонид Ищенко из Хромтау так и не найден. Неизвестно даже, жив ли он. Проходят месяцы. И в школе, и в ДВД утверждают, что поиски по-прежнему не прекращены. Но помнит ли кто-нибудь, кроме них, что жил в Хромтау мальчик по имени Лёня?
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото автора
Актобе-Хромтау