«Газ без посредников не получить»
Бизнесмены заявляют, что большой объём топлива, выделенного на область, оказался в руках газосетевых организаций. Не имея возможности поднять цены, станции-одиночки вынуждены работать себе в убыток.
– К примеру, в Жанаозене напрямую все заправки получили газ без посредников, а Актюбинская область на сегодня работает только в интересах газосетевых организаций (ГСО), – рассказывает председатель областной ассоциации поставщиков сжиженного газа Алтынай МУХАНОВА. – Поэтому я делаю выводы: в нашем регионе нас не видят, не слышат и не думают о населении, которое сейчас могло бы по ещё более дешёвой цене получать газ, если бы нам позволили получать газ напрямую. Ежемесячно из 10.000 тонн сжиженного газа, выделяемого на область, 8.000 тонн предназначено для всех АГЗС со своим или наёмным транспортом. А вот 2.000 тонн остаются для поставок железнодорожными путями методом «слива-налива», которые есть только у ГСО. И при том, что на долю «слива-налива» приходится меньший объём газа, данный метод транспортировки всё равно включили в обязательный наравне с автовывозом. И получается, что АГЗС, у которых нет железнодорожного транспорта, ЖКХ отказывает и в прямом получении без посредников остальных 8.000 тонн. Хотя никакими законами требование «слива-налива» вообще не закреплено. Малым АГЗС этот метод не нужен, он для них нерентабелен, но его требуют почему-то.
Если бы мы напрямую автовывозом получали газ, скажем, по цене 32 тенге за литр и плюс 10 тенге доставка, то могли бы даже цену опустить до 45 тенге за литр на своих АГЗС. Но сейчас, когда зарабатывают на этом ГСО, мы так сделать не можем.
Методом «слива-налива», по словам Алтынай, АГЗС получают газ по цене 56.000 тенге за тонну, тогда как автовывозом – 31.360 тенге за тонну.
Достойных мало
Распределение топлива от ГСО проходит по усмотрению самой организации, а значит, высок риск разделения объёма среди крупных реализаторов, уверены предприниматели. Кроме того, ГСО накручивают цену, перепродавая продукт. Из-за моратория на рост цен на газ, предприниматели не имеют возможности поднять стоимость топлива и теперь вынуждены нести убытки.
– План поставки на март как только пришёл, так «мохнатые» руки ГСО топливо между собой и разделили, а многие АГЗС ко мне потом обратились, что им газ так и не выдали! – негодует Алтынай Маханова. – Наибольшую выгоду ищут здесь крупные компании, у которых есть сеть заправок, и им выгодно с ГСО работать, потому что те дают им большие объёмы, несмотря на то, что есть одиночные АГЗС. И это порождает коррупцию. Здесь страдает малый бизнес. ГСО получили большие объёмы, а мелким АГЗС вообще газ не дают.
В январе этого года глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ на встрече с представителями отечественного бизнеса дал важное поручение ликвидировать искусственно созданные на рынке посреднические цепочки. Но, по мнению руководства ассоциации поставщиков сжиженного газа, работа в этом направлении в нашей области ещё не началась.
– Когда я отправила письма в аппарат президента страны, акима области, мажилис и министерство энергетики, то от последних мне пришёл ответ, – рассказывает Алтынай Маханова. – В документальном ответе прописано, что с марта газосетевые организации не будут заниматься оптовой торговой. Но на сегодняшний день мы видим обратную ситуацию: в начале марта мы получили план поставки, согласно которому только 3 АГЗС напрямую будут газ получать, а остальные объёмы газа пойдут в ГСО.
Согласно данным областного управления энергетики и ЖКХ, в марте сжиженный газ напрямую получили 10 ГСО (100% поданных от данного звена заявок одобрено) и 5 АГЗС (из 69 заявок). Остальным АГЗС заявки не одобрили из-за отсутствия у них функции железнодорожной транспортировки.
Бесполезных звеньев не бывает
– Всё в рамках правил распределяется, жалоб на убытки от АГЗС к нам не поступало, – утверждает заместитель руководителя областного управления энергетики и ЖКХ Нуртай СЕРТАЕВ. – Здесь понятие «посредничество от ГСО» не совсем подходит, так как и ГСО (правильнее будет газонаполнительные станции: ГНС) и АГЗС с января этого года имеют равный доступ к приобретению сжиженного газа. В рамках приложения №2 утверждённых правил есть пункт «слива-налива», согласно которому все получатели топлива должны указывать адрес места разгрузки собственной газонаполнительной станции либо адрес по договору хранения, и у АГЗС ни первого, ни второго нет. И поэтому с ними ГНС отказываются заключать договора.
АГЗС нашей области обеспечиваются газом с 3 заводов: с двух из них газ транспортируется автовывозом и с одного – «СНПС» – автовывозом и железнодорожным транспортом. Если делить их согласно механизму, то всегда есть вероятность у АГЗС попасть на «СНПС», у которого они просто обязаны забрать часть топлива железнодорожными путями. Следовательно, если АГЗС не получит газ поездом, то и вся область недополучит положенного топлива, а пострадают по итогу рядовые жители.
В управлении уверены, что, если исключить из газотранспортной цепи ГНС, то исключать придётся и их парки хранения.
– Если напрямую выдавать газ АГЗС, исключив все ГНС, то у каждой из них будет храниться от 10 до 20 кубометров на самих заправках, – объясняет Нуртай Сертаев. – А если этот объём заканчивается, то, естественно, и во всём регионе газ заканчивается. В таких случаях наличие парка хранения ГНС необходимо, поэтому их не отменяют. К тому же, в случае аварии на заводе ГНС может еще 3-4 дня питать АГЗС со своих складов.
На сегодняшний день областное управление энергетики не может регулировать, какой заправке давать газ автотранспортом, а какой – железнодорожными путями. Это, по словам Нуртая Сертаева, в компетенции министерства энергетики.
– На сегодняшний день мы провели анализ правил, у нас есть по ним замечания, которые акимат области направил в виде письма в министерство, – говорит Нуртай. – Рассчитываем, что правила в дальнейшем будут изменены, в частности, механизм регулировки, но когда это произойдёт – неизвестно. Но подъёма стоимости газа на АГЗС после окончания моратория летом не ожидается, так как отпускная цена установлена на заводах-производителях, а не на станциях – это 31.360 тенге за тонну.