Две смерти в одной семье
Старший из парней, 20–летний Шохрух ЗАКИРОВ уговорил поехать на заработки в Россию своего 19–летнего двоюродного брата Мухаммадина ХУСНИДДИНОВА. Шохрух в прошлом году уже работал на одну турецкую строительную компанию. По словам его отца Тохиржона РАХИМОВА, парень сумел привезти из Москвы приличные деньги. Поэтому во вторую поездку предложил взять и двоюродного брата. А заодно и своих двух приятелей по кишлаку.
Тот же посредник Ахрор (он и в прошлом году возил ребят) набирал новую группу. И та же турецкая фирма на этот раз взялась за стройку в Казани, куда и ехали четверо шохидонцев. Отец лично Ахрору передал в руки своего сына Мухаммадина.
– О том, что мои племянники подались снова на заработки в Россию, узнал уже после их отъезда. А в четверг сообщили о сгоревшем автобусе. Я всё никак не хотел верить, что там оказались Шохрух и Мухаммадин. Не мог уснуть до глубокой ночи – всё думал, как сообщить брату и сестре о гибели их сыновей, – рассказывает дядя погибших ребят Мухаммадсоли ЗИЁВИДДИНОВ.
Отец одного из парней Тохиржон РАХИМОВ, в свою очередь, с болью в голосе рассказал, что уже поздно вечером к ним домой пришёл участковый. От него родители и узнали о случившемся. Но даже после публикации официального списка погибших они продолжают надеяться на чудо – вдруг произошла какая–то ошибка.
– Вроде один из жителей кишлака Чиндовул, тоже ехавший в злополучном автобусе, потом пересел в другой и остался живой. Потом он из России позвонил родным. Хотя тоже числится погибшим, – со слезами на глазах говорит Тохиржон.
Конечно, это только слухи, но понять мужчину можно: он никак не может смириться с потерей сына.
– Жена пока не знает ничего – боимся ей сказать об этом, у неё слабое здоровье. Пока ей только сказали, что Шохрух серьёзно заболел, – добавляет убитый горем отец.
Гибель молодых парней потрясла всё село. Соседи и знакомые говорят о них самые добрые слова.
– Мухаммадин подрабатывал учеником сварщика, закончил Туракурганский социально–экономический и спортивный колледж, мечтал стать тренером. Увлекался карате, участвовал в районных и областных соревнованиях, – рассказывает о племяннике Мухаммадсоли Зиёвиддинов.
Несколько завоеванных им медалей и почётных грамот сейчас хранятся в семье как самая драгоценная реликвия, напоминая о безвременно погибшем парне. Отец его, Абдурашид ИСОМИДДИНОВ показывал коробку с фотографиями и наградами сына, вытирая скупые мужские слезы. Говорить он не мог – не было душевных сил.
Шохрух тоже учился в Туракурганском социально–экономическом и спортивном колледже, но пошёл по стезе специалиста в компьютерных технологиях. Увлекался гиревым спортом, штангой, был высокого роста, здоровым парнем.
Что потянуло этих ребят, как и сотни тысяч других узбекистанцев, в далёкую Россию? Родные в один голос утверждают: отсутствие в Шохидоне возможности заработать на жизнь. Здесь нет ни одного промышленного предприятия, вакансий в школах – тоже. Найти постоянную работу нельзя, приходится перебиваться случайными заработками. Вот и едут молодые и не очень мужчины прочь из Богом забытого кишлака, надеясь поймать удачу на стороне.
К тому же их вдохновляет пример земляков, сумевших сколотить на «стройках века» в России приличные деньги. На них они открыли свой бизнес, построили дом, сыграли свадьбу. Да и какого уважающего себя мужчину прельстит перспектива сидеть на шее у отца? Вот и пытаются жители сёл вырваться из бедности всеми силами. Отсутствие работы и достойного заработка гонит их всё дальше от родного дома. А результат, увы, часто выходит печальный.
У погибших ребят остались по два брата. Последуют ли они примеру своих старших братьев и поедут в поисках счастья Бог весть куда? Или всё же наши власти – и в столице, и на местах – смогут создать условия для развития экономики...