Весь сыр–бор разгорелся из–за платы за проезд по дороге из Кенкияка в сторону Жанажола. Несколько подрядных организаций устали от постоянных поборов со стороны «CNPC–Актобемунайгаз». Оказывается, чтобы подрядчикам проехать на само месторождение или добраться до близлежащих населённых пунктов, нужно пройти проверку на контрольно–пропускном пункте, который установила китайская компания.
– Чтобы получить пропуск, нужно подписать договор долевого участия на содержание дороги. Но это же дорога не частная, а государственная, – говорит представитель подрядной организации Кенжетай ТЛЕУМАГАМБЕТОВ.
Проблема возникла весной 2014–го, когда был установлен КПП. В силу разных обстоятельств компании, работающие с CNPC, ситуацию не обостряли, но, видимо, предел когда–то должен был наступить.
ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО?
Вот уже несколько лет, как АО «CNPC–Актобемунайгаз» приняло на себя обязательства и несёт затраты на содержание автодороги «Кенкияк–Жанажол» (от посёлка Кенкияк и до самого месторождения Жанажол). За эти годы китайская компания инвестировала в дорогу более 30 миллионов американских долларов. Ежегодные затраты на ремонт и содержание дорожного полотна обходятся ещё в три миллиона долларов.
– Только зимнее содержание обходится китайским инвесторам в 68 миллионов тенге, – пояснили в пресс–службе АО.
Выяснилось, что суммы для компании достаточно большие, вот и решили в «CNPC –Актобемунайгаз» подключить ещё и тех, кто ездит по этой дороге, а заодно и сократить свои расходы на её содержание. Решение простое: общество предлагает коммерческим организациям, которые следуют транзитом по участку автомобильной дороги Кенкияк–Жанажол, на добровольной основе заключить соглашение о долевом участии по обслуживанию трассы. Тянуть дорожную лямку в единственном числе нефтедобывающей компании оказалось не по силам.
– Это касается только коммерческих компаний, которые совместно с АО «СNPC–Актобемунайгаз» пользуются данной автодорогой и тоже заинтересованы в её надлежащем качественном состоянии. Что касается владельцев личного транспорта близлежащих населённых пунктов (Сага, Шенгельши, Кожасай, Жагабулак), то они проезжают беспрепятственно, проходя только процедуру регистрации, – рассказал заместитель руководителя администрации генерального директора АО «CNPC–Актобемунайгаз» Юрий ШИКАРЕВ. – Мы настоятельно просим наших партнёров, которые движутся по этой дороге, участвовать в долевом добровольном финансировании нашей деятельности по ремонту дороги.
Что касается досмотра всех машин, которые пересекают КПП, то, по мнению представителей китайской компании, эта мера позволяет пресечь незаконный вывоз нефтепродуктов с территории месторождения.
ДОРОГА НЕ ДЛЯ ВСЕХ.
По данным сотрудников управления автодорог и пассажирских перевозок, речь идёт об участке дороги областного значения «Покровка–Темир–Кенкияк–Эмба», протяжённостью 23 километра.
– На данном участке этот шлагбаум (контрольно–пропускной пункт) находится незаконно. Разрешение или согласование нашим органом не выдавалось, – отметил начальник отдела управления автомобильных дорог Дастан АМАНОВ. – Дорога эта общего пользования, и плата за проезд по ней взиматься не должна. Могу даже озвучить расценки: так, за проезд грузового автотранспорта нужно заплатить 307.000 тенге в год, за легковой – 227.000 тенге. Мы уже направили в прокуратуру запрос об устранении этого КПП.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ.
Представители же китайской компании ссылаются на постановление Мугалжарского акимата от 30 декабря 2008 года, где чётко прописано, что земельный участок отведён на пост и на контрольно–пропускной пункт. Также имеется договор о предоставлении земельного участка в аренду на 14 лет пользования.
Законность этого документа сейчас изучают прокуроры. Кстати, ещё в сентябре надзорный орган написал представление в адрес областного акимата, дабы привели в соответствие с законом все соглашения с «CNPC–Актобемунайгаз».
– Сейчас мы повторно будем проверять законность деятельности КПП. Думаю, что совсем скоро мы дадим правовую оценку действиям компании. Вопрос держим на контроле, – сказал начальник первого управления областной прокуратуры Маратбек МИРЗАМУРАТОВ.
Кстати, на сегодня соглашение о долевом добровольном участии по содержанию дороги на Жанажол подписано представителями 38 подрядных организаций.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,