ПРОГНОЗЫ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫ
В минувшем учебном году в стенах акмоласайской школы обучалось всего 34 ребёнка. Семеро из них в этом году покидают родные стены – 10–го и 11–го классов здесь не предусмотрено. Кто–то продолжит учиться в других школах, остальные собрались поступать в колледжи.
– Таким образом, остаётся всего 27 человек, – прокомментировал исполняющий обязанности руководителя районного отдела образования Бекболат САРСЕНБАЕВ. – В первый класс пойдёт всего один ребёнок. А для того, чтобы сохранить основную школу, нужен минимум 41 учащийся. Мы проводили совещание, внимательно изучали вопрос об организации и оптимизации учебного процесса. Мы тоже хотим сохранить школу такой, какая она есть. В случае реорганизации останутся только начальные классы. Работаем над этим вопросом, но пока серьёзно об этом не стоит говорить.
Тем временем прогнозы неутешительны: к 2017–2018 учебному году в школе останется всего 14 учеников. Если, разумеется, не найдутся те, кто согласится переехать в Акмоласай или хотя бы отправить туда своих детей. Слово «работаем» звучит из уст работников районного отдела образования постоянно, но выяснить хотя бы то, почему нужен именно 41 ученик, а не больше и не меньше, не получилось. Раз сказано в документах, значит, так и нужно. К слову, в обычной средней школе, согласно тем же документам, должно быть не меньше 81–го ученика, а в начальной – всего 5.
МЫ РАБОТАЕМ!
Несколько лет назад из бюджета выделили средства для оборудования компьютерного класса. Тогда это показалось хорошим знаком: раз вкладывают деньги, значит, точно не закроют. Однако на деле получилось, что радоваться было рано.
Впрочем, с точки зрения отдела образования, никаких проблем нет, и задумываться о закрытии школы рано.
– Рядом есть байнассайская школа, в Курмансае есть интернат на 40 мест – это всего 18 км, – рассказывает Бекболат Сарсенбаев. – В райцентре при школе–гимназии есть интернат на 120 мест, в Вознесенске и Аккудуке тоже есть интернаты. В Курмансай мы обеспечим бесплатный подвоз, четырёхразовое питание. Никаких проблем. Но если дети наберутся, то и школы сохраним.
Однако, повторяет представитель районного отдела образования, на данный момент не стоит беспокоиться. Раз уж десять лет не закрывали, то и в этот раз обойдётся, а уж как отыскать детей, они придумают.
– Например, у нас есть семья, где родители – бизнесмены, работают в городе, – рассказал аким Байнассайского аульного округа Серик КОШМАГАМБЕТОВ. – За детьми следить некогда, поэтому отправили их сюда, к тёте. Она сама работает учительницей. Все ребята выросли в нашем посёлке. У нас таких много. Многие родители в городе или на вахте, а здесь дети у родственников под присмотром. Рядом со школой есть клуб, там играют по вечерам в волейбол или теннис.
– Мы ведь сложа руки не сидим, – добавил Бекболат Утеуович. – Ищем, работаем. Если нужно, обеспечим семьи и домами, и какой–никакой работой. Только пусть приезжают.
СПИСКИ УЖЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ
Сам по себе Акмоласай – посёлок небольшой. Всего 57 дворов – около 200 человек, по последним данным, и то часть из них работает или учится в городе. К 2018–му году обещали провести газ, в скором времени собираются запускать централизованное водоснабжение и устанавливать освещение на улицах.
Местная школа была открыта в 1950–м году, кроме неё и находящегося на её территории клуба работу можно отыскать только в сельском хозяйстве или вовсе отправляться в Мартук или Актобе на заработки.
Если школу реорганизуют, без дела рискует остаться почти весь школьный коллектив. Сейчас недостатка в специалистах, по словам директора Жуматая КОРЖАУЛОВА, нет, однако в начальной школе останутся работать всего двое. Остальные же будут вынуждены искать новое место работы. Если возникнут проблемы, в отделе образования и в акимате обещали помочь.
– Списки мы уже подали в районный отдел образования, – говорит Жуматай Коржаулов. – В основном все с высшим образованием, только двое со средне–специальным. Два учителя останутся здесь в начальных классах, они местные, старожилы, их мы трогать не будем. Насчёт технического персонала пока неизвестно, как будет сформирован штат, но из десяти человек останется, наверное, человека три. Кочегар, охрана, техничка.
ДОМА ЖДУТ СВОИХ ЖИТЕЛЕЙ
Другие жители Акмоласая в основном работают вахтовым методом. Живут и за счёт подворья, разводят домашний скот, птиц, продают в город масло и сметану. Из–за сильной засухи последние годы выдались неурожайными, и в этот раз местные сеются с опаской. Слишком уж много денег и сил потратили впустую прежде.
Правда, несмотря на отсутствие работы, и аким, и представитель районного отдела образования утверждают, что люди не станут покидать посёлок только потому, что не станет основной школы.
– В прошлом году из Алгинского района привезли одну женщину, мать–одиночку, и её пятерых детей, – рассказывает Серик Кошмагамбетов. – Документов у неё вообще не было. В течение года акимат совместно со школой этим занимался, мы восстановили все документы через юстицию, через суд, сами заплатили госпошлины, потому что у неё и на это денег не было. Сейчас в стадии оформления пенсия на детей. Мы её трудоустроили, она работает в этой школе техничкой. И квартирой обеспечили, и материально помогаем.
На данный момент в Акмоласае пустует три дома. Администрация рассчитывает поселить туда тех, кто изъявит желание переехать вместе с детьми. Обещают подыскать и работу, хотя бы сезонную. Только вот люди переезжать почему–то не спешат.
ДЕТИ ВАЖНЕЕ ДОЛЖНОСТЕЙ
Тех, кто сейчас работает в школе, больше волнует не должность, а судьба собственных детей. На фоне попыток представить, куда можно устроить своё чадо, мысли о работе уходят на второй план.
– Можно пытаться кому–то куда–то отдать ребёнка. А кому он там нужен? – сетует повар Людмила СУТЕЛЬНИК. – Нам желательно сохранить школу, всеми путями ищем детей. Очень часто слышим, что многодетные семьи обращаются за помощью – мы бы могли им помочь и с жильём, и с работой. Или хотя бы детей взяли бы себе, следили бы, помогали, как могли. Во всяком случае, дети будут не голодные и не холодные, и школу не закроют. Всем удобно.
Если же чуда не случится, придётся возить ребёнка за несколько километров в другие школы. В интернаты своих детей отдавать решится не каждый родитель. Переезжать с квартиры на квартиру – вариант явно не лучший, а купить собственную где–нибудь в Мартуке не всякому по карману. Да и как тут заработаешь, когда кроме сельского хозяйства и работы нет? Да и то не выгодно.
– У нас даже коммерсанты, что приезжают из города, хотят покупать дёшево, хотя и к нам продукты не с неба сыплются, – объясняет сторож Роза ПОЖАРСКАЯ. – У нас берут то же самое масло, сметану. Городские приезжают. А нам деваться некуда, мы продаём. У нас своеобразный товарообмен: они нам продукты привозят, вещи, а мы им сметану, масло и другое. С одной стороны нам тоже выгодно, у нас нет налички, поэтому мы бартер делаем.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПЕРВОКЛАССНИК
Пятилетний Никита ГАДЫЛЬШИН живёт вместе с бабушкой, дедушкой и младшим братом. В этом августе ему исполняется шесть лет – возраст, когда уже можно отправлять ребёнка в школу. Правда, в таком случае мальчику придётся учиться одному – детей такого возраста больше в Акмоласае нет. По словам бабушки, уж лучше он тогда останется ещё на год дома.
– Мне директор предложил отпускать его в пришкольный лагерь, но Никита не хочет, – рассказывает Людмила КОЗЛОВА. – Внуки у меня привыкли всегда вдвоём быть, по–отдельности не хотят. А младшему только через года три в школу.
Мама мальчиков работает в городе, о переезде обратно в Акмоласай не думает. Работы тут нет, а жить на что–то надо. Никита рассказывает, что учиться поедет к ней, в город, но пока это вопрос нерешённый. Пока дети живут с бабушкой, которая занимается с ними самостоятельно по мере возможностей. Под её руководством мальчики изучают азбуку, учатся считать.
– Ради того, чтобы была школа, может, и отдадим учиться, – размышляет Людмила Фёдоровна. – Но мне кажется, что всё–таки рановато, хотя и соображает мальчик хорошо.
До переезда в Акмоласай их семья жила в соседнем посёлке, переехали как раз с расчётом, что школа для мальчишек будет недалеко. Живут на пенсии, держат хозяйство. По словам Людмилы Фёдоровны, жить здесь можно, и люди зря разъезжаются.
– Здесь есть пастух, не надо самим пасти скот, – перечисляет она. – Коммерсанты приезжают, у них можно брать нужные вещи. Люди уезжают в Мартук, бросают здесь хозяйство ради того, чтобы там пытаться детей вытянуть на копейки. Зря. Подождали бы, пока школу окончат.
ШКОЛА ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
Когда–то Акмоласай был селом людным. Об этом времени прекрасно помнит учитель истории Нина Ивановна МЕЛЕЖКИНА. В своё время она закончила гурьевский институт и приехала работать в Мартукский район по распределению. В акмоласайской школе она преподавала практически с самого основания – с 1954–го года.
– Давно это уже было, – вспоминает она. – Тогда учителей не хватало, почти каждый год приходили новые, молодые. Год проработают и уйдут. Приходилось заменять, я даже биологию вела одно время. Ученики были другими совсем, старательнее, доброжелательнее. Учились гораздо лучше нынешних. Посёлок с тех пор, разумеется, тоже очень изменился. Тогда было много молодых парней и девчат, дружно жили, а уже потом стали разъезжаться кто куда.
Сейчас Нина Ивановна на пенсии, живёт с детьми и внучками. Две из них школьницы, в пятом и шестом классах. Если школу реорганизуют, придётся придумывать, где им продолжать учиться. Не оставишь же их даже без школьного образования.
– Школу погубила текучесть, – считает Нина Ивановна. – Пять или шесть учеников вместе с родителями уезжают, учеников становится меньше, пополняемости нет – оттуда и проблемы. А родители едут в поисках работы. Если же школу всё–таки закроют, это плохо. Сейчас люди стараются быть вместе, школа их словно объединяет – тут и дети, и работа. А без неё разбредутся кто куда, и не станет посёлка.
ДВАДЦАТЬ ДЕТЕЙ, ДВАДЦАТЬ СУДЕБ
Какое будущее ждёт акмоласайскую школу, и откроется ли она в этом году для учеников среднего звена, пока неизвестно. Пока дети наслаждаются отдыхом в летних лагерях, взрослые спешно продумывают варианты. Как бы заманчиво ни звучали слова работников отдела образования о наличии интернатов, отпускать от себя детей по понятным причинам не хочет никто.
– Двадцать детей – это двадцать чьих–то судеб, – размышляет Жуматай Коржаулов. – Некоторые могут отдать их в Мартук или другие сёла, где живут родственники и близкие люди, но интернаты – это всё–таки тяжеловато. Жизнь в нормальной семье очень важна для воспитания, а сейчас и без того многие родители на вахтах и своих детей видят очень редко. Это неправильно, а станет ещё хуже, потому что и работы не останется, станут уезжать люди кто куда. Местные не против, если кто–то переедет с детьми. Если это учителя, то вообще отлично. По мере возможности устроим их на работу, хотя бы сезонную, поможем с жильём. Только бы школу не потерять.
Ксения ВИШЕНИНА,