Даёшь стране угля!
В начале октября Актюбинская область снова попала в нехороший рейтинг. Выяснилось, что уголь в Актобе – самый дорогой в стране! Цены на него поднялись на 245,2%. В прошлом году уголёк еще можно было купить по 5.000 за тонну. Сейчас он стоит 14 с половиной. И это без стоимости доставки. Однако и в других регионах Казахстана твёрдое топливо подорожало в среднем на треть.
Причиной резкого скачка цен аналитики назвали раннее похолодание. В доказательство тому приводят тот факт, что в Алматы уголёк даже чуть подешевел. Незначительно, на 0,2% относительно прошлого года, но всё-таки. Другими словами, люди обычно запасались углём чуть позже, и поставщики ориентировались на конец октября. Ранние морозы спровоцировали активный спрос на уголь, чем и воспользовались спекулянты. Особым спросом в стране пользуется карагандинский уголь. Больше всего его покупают в северных регионах Казахстана, но в Актобе он тоже востребован.
Уголёк второй свежести
Чтобы удовлетворить спрос населения, компания «Шубарколь комир» стала выдавать уголь круглосуточно, а многие компании перешли на авральный режим работы, но всем желающим уголька всё равно не хватает. Что любопытно, на самом угольном месторождении отпускная цена если и поднялась, то совсем незначительно. Например, на Сарыкольском разрезе (Экибастуз), уголь как стоил в прошлом году 3.900 за тонну, так и стоит до сих пор, но в посёлках Актюбинской области жители покупают сарыкольский уголь по 12.000 тенге. Правда, по качеству экибастузское топливо несколько уступает карагандинскому, и недостатка на складах в нём нет. Люди берут его неохотно, несмотря на низкую цену. Прогорает он быстрее, тепла даёт меньше, так что экономия получается сомнительная. Но в этом году, в связи с ажиотажем, и сарыкольское топливо неплохо расходится. Власти были вынуждены принимать меры.
Склад есть? А если найду?
21 октября аким Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ посетил базы хранения угля и увиденным остался очень недоволен. Своё недовольство он тут же высказал поставщикам:
– Вы покупаете по 9-10 тысяч тенге за тонну, а продаёте людям по 16 тысяч. Откуда взялась эта цифра? – негодовал глава региона. – У вас нет таких расходов! Из чего складывается такая высокая наценка?
Не меньшее недовольство вызвало и техническое оснащение баз. В частности, там не оказалось складов хранения угля, а материально-техническая база предприятий, занимающихся сбытом твёрдого топлива, по мнению акима области, сильно устарела.
– Почему за 8 лет работы вы не смогли построить нормальную базу для хранения угля? Такую, чтобы все нормы пожарной и технической безопасности были соблюдены. Тут должны быть складские помещения, погрузочная. Почему вагоны не разгружаются автоматически? – спрашивал Бердыбек Сапарбаев руководителя компании.
Посчитали – прослезились
Очевидно, что подорожание угля сильнее всего ударит по сельским жителям. Чтобы протопить небольшую саманную землянку, нужно минимум две тонны угля и машина дров. Если брать самый дешёвый уголь, то даже без доставки запас топлива обойдётся минимум в 25.000 тенге. Машина дров стоит от 30-и до 50-и тысяч тенге, в зависимости от качества древесины и района области. В Каргалинском и Мартукском районах недостатка в дровах нет (рядом рощи, где всегда найдётся бурелом), а вот в Мугоджарах дорога каждая веточка. Минимального запаса топлива общей стоимостью в 70.000 хватит только чтобы совсем не замёрзнуть, и то при условии, что домик будет маленьким. Для полноценного отопления добротного дома нужно не меньше 5-и тонн угля, желательно карагандинского. Дрова тут тоже необходимы, для растопки. Следовательно, чтобы комфортно себя чувствовать, нужно выложить не меньше 70.000 тенге, а если хочешь хоть изредка снимать в доме тёплый свитер – то и все 100.000. Это при том, что 60.000 тенге в посёлке считаются хорошей зарплатой.
Правда, уголь позволит немного сэкономить на газе для приготовления пищи. Заправить баллон с газом стоит от 800 тенге до полутора тысяч. Хватает этого запаса примерно на месяц. Зимой же готовить можно прямо на печи. Но экономия выходит копеечная. Больше всего газ расходуется в конце лета и осенью, когда идёт период заготовок. В это время топить ещё рано.
Вчера был карагандинский, но по 19
Посёлок Косестек, что в Каргалинском районе, в плане зимнего отопления считается одним из благополучных. Село газифицировано, и большинство домов уже подключено к голубому топливу. Однако проблемы с углём коснулись и Косестека. Не все жители могут позволить себе провести в дом газ, топят по старинке. В прошлом году сельчане столкнулись с перебоями в поставках твёрдого топлива. На всё село приходило всего по два-три «КамАЗа». Сейчас неприятным сюрпризом стало подорожание угля, но жители ощущают и его дефицит.
– Я регулярно звоню в город насчёт угля, – говорит аким Косистекского сельского округа Гульжан ДОСМАГАМБЕТОВА. – Мне отвечают, что уголь там есть, только экибастузский, по 12.500. Жители посёлка его брать не торопятся, ждут карагандинский. Даже немного нервничают. Он будет стоить 19.500. Дорого, а что поделать? Водители грузовиков готовы привезти топливо хоть сейчас. Сами спрашивают людей, нужно ли везти? За многие годы этот процесс налажен. Обычно пласты угля для каждого клиента они перекрывают брезентом. Это позволяет обойтись одной машиной для нескольких домов.
И речка чистая, и люди в тепле
Из Косестека грузовики направляются в Актобе, на станцию Жинишке или к 41-му разъезду. Загружают машины в порядке живой очереди. Местные власти в налаженный процесс не особенно вмешиваются, только контролируют поставки. За счёт спонсорской помощи удалось приобрести 20.000 тонн угля. Его, по 2 тонны, раздали социально уязвимым слоям населения.
С дровами проблема решилась сама собой. Из-за весеннего паводка русло местной речушки забилось корягами и буреломом. В сельском акимате позволили брать там древесину всем желающим совершенно бесплатно и в любом объёме. Так одним махом были решены два вопроса. И люди обеспечили себя бесплатным топливом, и русло реки очистили. Для некоторых семей бурелом из русла станет единственным топливом в эту зиму.
Коксу хочешь?
Прежде, на условиях самовывоза, можно было брать уголёк с Мамытского месторождения, примерно в 70-и километрах от посёлка. Бурый мамытский уголь больше предназначен не для отопления деревенских домиков, а для использования в промышленных масштабах.
В 2015-м году был подписан меморандум между ТОО «Термококс» и сингапурской компанией «Azura International» о строительстве завода по добыче угля. В сентябре этого года достигнута договорённость о строительстве электростанции мощностью в 700 МВт, топливом для которой послужит мамытский уголёк. От такого перспективного для региона инвестиционного проекта Косестек пока ничего не выиграл. Привоз угля с Мамытского месторождения в село прекратился. А когда-то он был существенной поддержкой небогатых сельчан, согласных греться даже бурым углём.
Серик
|
Многое написано неверное. Уголь в среднем надо 5 тонн на дом, машину дров. Уголь у нас 22 тысячи и машина дров 35 тысяч. 145тысяч в среднем надо на одну зиму, у многих больше. Как выживать сельским жителям. Где потреб.надзор.
|