Чёрный август
Летом 2007-го 14 взрослых и грудной ребёнок заживо сгорели в «Газели» неподалёку от Кандыагаша. Виновник аварии получил 10 лет – по 7,5 месяцев за каждую загубленную жизнь.
Пожилую женщину, собиравшуюся ехать в Шубаркудук, в «Газель» попросту не пустили. Водитель посчитал, что ехать на приставном стульчике несколько часов ей будет утомительно. Женщина долго ругалась, но ушла.
А другая, молодая и беременная, сама отказалась ехать на приставном стульчике. Уступить ей место на сиденье никто и не собирался.
…А в это время недалеко от Кандыагаша за посёлком Покровка на берегу реки Темир отдыхала весёлая компания. Их было человек 8 на 3 автомобилях. Парни пили пиво, жарили шашлык. Среди культурно отдыхающих был и 23-летний Дамир МАГУСУМОВ. Правда, несколько месяцев назад его на год лишили водительских прав за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Что не помешало ему приехать на речной берег за рулём своей «десятки» и бухать наравне со всеми.
Пива оказалось с собой настолько много, что выпить всё парни так и не смогли. Вечером, сложив недопитое пиво, шампуры, одеяла и что у них там было для проведения пикника, ребята разъехались. Дамир тоже сел за руль и, прихватив с собой друга, помчался в сторону Кандыагаша.
«Газель» с 18-ю пассажирами к тому времени уже выехала из Кандыагаша и ехала им навстречу.
Последний обгон
Пьяный Магусумов давил на газ – «десятка» летела по дороге со скоростью 100-110 км/ч, то и дело обгоняя попутные машины. Когда до Кандыагаша оставалось 8 километров, он стал обгонять красную «Мазду», которая была вынуждена прижаться к обочине. По встречной полосе шла та самая «Газель».
«Десятка» с такой силой влетела в микроавтобус, что вырвала у неё переднюю балку с колёсами, а рессоры согнулись дугой. Маршрутка перевернулась через крышу, легла на правый бок и съехала в кювет. В салоне резко запахло бензином. Вспыхнул огонь.
Вытолкнул жену, но сам не спасся
Пламя полыхало меньше 10 минут. В огне заживо сгорели 3 мужчин, 11 женщин и грудной ребёнок.
Спастись удалось только 3 пассажирам. Беременную Акмарал АБИЛОВУ из пылающей «Газели» в окно вытолкнул муж. Жену спас, а сам погиб. Через несколько дней Акмарал в больнице скорой помощи родила девочку, которая скончалась через несколько минут.
Ещё один пассажир – Алтынбек ТУКЕШЕВ, – скончался от ожогов в районной больнице.
А удостоверение Жалгаса КАЛЕНОВА каким-то образом оказалось в микроавтобусе. Его, обгоревшее, найдут позже в салоне, и Жалгаса внесут в список 15 людей, погибших в пламени. Говорят, узнав о своём втором дне рождения, Жалгас несколько дней праздновал его на отдалённой чабанской точке.
Виновник аварии сразу после ДТП впал в кому – его машину несколько раз крутануло по дороге. Его пассажир, грубо говоря, отделался лёгким испугом.
Канистра бензина и заваренные двери
Тела 15 человек из «Газели» превратились в пепел.
Также выяснилось, что в салоне микроавтобуса находилась канистра с бензином – поэтому-то он так быстро и воспламенился.
Более того, задние двери «Газели» были накрепко заварены. Видимо, чтобы от перегруза кто-либо из пассажиров в пути не вывалился.
Чрезвычайное происшествие не могло остаться без последствий. Приказом начальника ДВД Патриса НОКИНА от занимаемых должностей были освобождены заместитель начальника дорожной полиции области Мурат ЖАЛГАСОВ и все 4 имевшихся в штате сотрудника дорожной полиции из Кандыагаша. Ещё 4 сотрудника полиции получили «неполное служебное соответствие», несколько – строгие выговоры.
На свободу с чистой совестью?
Дамир Магусумов «заработал» в той аварии вывих ноги, закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. На заседании суда, начавшееся в декабре в Кандыагаше, его привезли с костылями. Он просил прощения у родственников погибших, но за решётку отправляться не собирался, наняв сразу двух адвокатов из областного центра. Те пытались рассказать, что «Газель» вспыхнула исключительно от беспечности водителя, а совсем не из-за аварии с машиной Магусумова.
Магусумову дали 10 лет колонии общего режима – по 7,5 месяцев за каждую загубленную жизнь. Вскоре его перевели в колонию-поселение, так как вышестоящий суд посчитал, что преступление он совершил по неосторожности. А весной 2012-го он и вовсе вышел на свободу по амнистии, отбыв меньше половины срока.