Насколько дорога изношена, знает каждый, кто проезжал по орской трассе на автобусе, автомобиле или грузовике. Ухабы и ямы заставляют водителей выбирать путь скорее параллельно дороге, чем по ней самой. А ведь именно здесь пролегает путь между прикаспийским регионом и Южным Уралом – крупными промышленными регионами стран Содружества.
О том, как сегодня актуальны вопросы транспорта и логистики, говорили главы государств на XIII форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который проходил 4 октября в Астане. Акимы регионов и депутаты парламента обратились к президентам, в том числе относительно дорог, соединяющих Казахстан и Россию через Актюбинскую область. Как сейчас развиваются события, мы попросили рассказать депутата мажилиса парламента Казахстана Глеба ЩЕГЕЛЬСКОГО.
– Автомобильная дорога, которая соединяет города Орск и Актобе, была построена в 60-70-х годах прошлого века. Её прокладывали с учётом строительных норм, действовавших в тот период. До нынешнего времени дорога соответствует требованиям только третьей технической категории, то есть предназначена для автомобилей с осевой нагрузкой не более 8 тонн на одиночную ось. К тому же, пропускная способность, установленная в то время – 3.000 автомобилей в сутки, тогда казалась достаточной, а сейчас на подъездах к областному центру, городу Актобе, интенсивность транспортного потока составляет более 15.000 автомашин в сутки, и это не может удовлетворить транспортные запросы. Перевозка грузов идёт в промышленных масштабах, то есть дорога эксплуатируется со значительным превышением нормативной нагрузки.
Задача была поставлена ещё в послании президента Н.А.Назарбаева от 11 ноября 2014 года «Новая экономическая политика Казахстана «Нұрлы жол». Глава государства определил, что транспортно-логистическая инфраструктура будет развиваться в рамках макрорегионов по принципу хабов. При этом инфраструктурный каркас свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. В числе основных автодорожных проектов были названы: «Западная Европа – Западный Китай» и «Актобе-Атырау» в Актюбинской области.
Реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Актобе – граница России (на Орск)» не менее значима для западного региона, так как она обеспечивает выход на Российскую Федерацию, связывает транспортный поток Южного Урала с прикаспийским регионом и имеет выходы на международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай», автомобильные коридоры «Центр-Запад» и «Актобе-Атырау».
Для достижения поставленных президентом целей крайне необходимо решить вопрос выделения средств на разработку технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации, и далее – собственно реконструкцию автомобильной дороги. 10 сентября этого года на совещании по вопросам социально-экономического развития Актюбинской области, которое проходило под руководством премьер-министра Республики Казахстан Бакытжана Сагинтаева, министерству по инвестициям и развитию, совместно с министерствами национальной экономики, финансов и акиматом Актюбинской области, было дано поручение рассмотреть предложения по выделению дополнительных средств из республиканского бюджета на завершение реконструкции автомобильной дороги «Актобе-Орск» на 2017 год.
Акиматом Актюбинской области совместно с компанией «КазаАвтоЖол» в этом году была начата реконструкция участка автодороги 0-8 км, на ремонт которой из республиканского бюджета выделено 300 млн. тенге. Однако сейчас процесс приостановлен. Мы получили пояснения представителей АО «Национальная компания «КазАвтоЖол», которая реализует госпрограмму «Нурлы жол» по направлению «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры». Туда входит и автодорожный проект «Актобе – Атырау – Астрахань». Строительство участка дороги «Актобе – Орск» выпало из этого проекта – по причине отсутствия финансирования, сообщил директор АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» Ермек Кизатов.
На заседании нашей комиссии по контролю за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств и средств, выделяемых из Национального фонда Республики Казахстан при фракции партии «Нур Отан», в мажилисе парламента Республики Казахстан заместитель директора «КазАвтоЖол» дал обещание, что финансирование будет продолжено за счёт средств экономии. Однако на деле этого не произошло. Когда и из каких источников будет возобновлено финансирование? И кто вправе вносить корректировки в программу «Нурлы жол»? Ответов на эти вопросы ждём от руководителей АО «КазАвтоЖол».
Маншук ИЛЬЯСОВА,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА