С тех пор, как Актюбинское телевидение впервые вышло в эфир, прошло уже 55 лет. За долгие годы многое успело измениться, начиная с технического оснащения телестудии и заканчивая самими зрителями. Привыкшая к высоким технологиям молодёжь вряд ли способна представить, в каких условиях создавались передачи полвека назад, однако среди работников телевидения остались те, кто может поделиться воспоминаниями об ушедших годах.
БАРАБАН ВРАЩАЛСЯ, ТИТРЫ ШЛИ
Заместитель директора по техническим вопросам ТОО «Телекомпания РИКА–ТВ» Станислав КАЦЮБА попал на телевидение в конце шестидесятых. В те годы телецентр вместе со студией находился на третьем этаже драматического театра, над колоннами.
– Технически студия представляла собой квадратное помещение 12 на 12 метров, – рассказывает Станислав Евгеньевич. – В ней работало всего три камеры. Очень много света, потому что по тем временам камеры требовали такое освещение. Конечно же, из–за этого в студии было достаточно жарко: включалось множество ламп, которые всё грели. Сама студия была маленькой, но у неё было большое окно, через которое технари видели, что происходит.
Первое оборудование для актюбинской телестудии изготовили в лабораториях Новосибирского института связи. Оно работало на лампах, было громоздким и потребляло много электроэнергии, но при этом очень красиво светилось, когда работало.
Возможности для работы в конце шестидесятых, разумеется, были ограниченные.
– О монтаже тогда и речи не шло, – говорит Станислав Кацюба. – До 1972–1973 годов никакого монтажа и не было фактически, только для киноплёнки. Положено на двадцатиминутную передачу две минуты кино – вот вы эти две минуты снимаете, монтируете и всё. Из эффектов доступно только микширование: можно было плавненько сменить одну картинку на другую или так же плавно ввести титры. Бегущие титры, кстати, писались художником на бумаге и наклеивались на барабан. Барабан вращался, титры шли.
| |
Станислав Кацюба попал на актюбинское телевидение
в конце шестидесятых. | |
ВЫЕЗЖАЛИ РЕДКО, НО ОТ ДУШИ
В своё время актюбинская телестудия была настоящим окном в мир для жителей города.
– Когда ты говорил, что работаешь на телевидении, на тебя даже смотрели как–то по–особенному, – вспоминает Станислав Кацюба. – Принимали нас очень хорошо, на уровне. И если какое–то событие освещалось телевидением, то это много значило. Устраивались даже областные фестивали народных театров. Помню, даже из Уила люди на грузовике на сене приезжали в студию, чтобы показать свой спектакль.
Изначально вещание велось только из студии: оснащение и возможности просто не позволяли куда–то выезжать. Это стали делать намного позже, после 1975–го года, запомнившегося для актюбинских телевизионщиков пожаром в драматическом театре. Студия сгорела вместе с ним.
– Мы переехали в другое здание, – говорит Станислав Евгеньевич. – Вообще мы и так должны были по плану переехать, даже уже начало поступать новое ленинградское оборудование. Но пришлось форсировать события и переезжать раньше. Через несколько месяцев после пожара, в ноябре, мы вышли в эфир из новой студии. Не стали ждать наладчиков и монтажников, всё, что могли, делали сами. После этого у нас и появилась передвижная телевизионная станция.
Станция позволяла отъезжать на расстояние до 10 километров от вышки с антеннами. Ещё спустя некоторое время появились видеомагнитофоны, позволявшие хотя бы записать и воспроизвести программу, и работать стало ещё легче, а диапазон поездок расширился.
– Насколько я помню, самая крайняя точка, куда мы ездили, – посёлок Сагиз в Гурьевской области. Ездили двумя автобусами: один технический, другой – вспомогательный, с людьми. Работали на выездах с удовольствием, от души. Правда, такое случалось редко, но если выезжали, то было весело, – улыбается Станислав Евгеньевич.
В ПРОГРАММЕ НЕ ТОЛЬКО НОВОСТИ
Телестудия не закрывалась до десяти–одиннадцати часов вечера, пока шёл эфир, ведь никакой записи не предполагалось. Техперсонал работал в две смены:
– Были дежурный инженер, два техника, два киномеханика. То есть 4–5 человек в смене. Плюс старший инженер, под присмотром которого каждый день шла работа. И, конечно, режиссёры, ассистенты режиссёров, операторы, редакторы…
Три оператора обеспечивали все программы. Разумеется, график был лимитирован и ограничен чётким расписанием, но в нём обязательно находилось место творчеству. Одними новостями актюбинское телевидение не ограничивалось.
– Новости – это само собой, в первую очередь они и были, – рассказывает Станислав Кацюба. – Также существовало много редакций, ответственных за телепередачи. Редакция народного хозяйства занималась заводами, фабриками и всем прочим. Редакция сельского хозяйства ездила по всей области и снимала. Или из области приезжали люди – из–за ограничений по времени старались получить человека в студию, а не ехать. И по жанрам передачи были разные, даже детские программы существовали очень интересные.
Ксения ВИШЕНИНА,
Даёшь ТВ в Актобе!
29 октября 1960 года начала свои пробные передачи Актюбинская телевизионная студия. Для жителей города и районов области это было большим культурным событием.
| |
| Технически студия представляла собой квадратное помещение 12 на 12 метров.
В ней работало всего три камеры. Было очень много света, потому что по
тем временам камеры требовали такое освещение. |
ПРОБА МИКРОФОНА.
На тот момент в СССР действовало 83 телецентра и телевизионных станции, а телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживало свыше 75 миллионов человек.
О популярности телевидения у актюбинцев свидетельствует хотя бы тот факт, что ещё до того, как впервые прозвучали знаменитые позывные из «Актюбинского вальса», в домах горожан было установлено более 1000 телевизоров различных типов, которые уже принимали пробные передачи. С каждым днём число телезрителей увеличивалось.
Пробные передачи выходили на экран в 19.30 по средам и в выходные дни, и одним дневным блоком в 11.00 в воскресенье. Телезрители имели возможность, что называется, вживую смотреть театральные постановки, концерты приезжающих в город на гастроли артистов, спектакли коллективов художественной самодеятельности, новые кинофильмы, передачи на общественно–политические, научно–познавательные и сельскохозяйственные темы.
Первым директором Актюбинской студии телевидения был назначен наш земляк, уроженец посёлка Талдысай Хобдинского района БАБАК Владимир Иванович.
Первыми дикторами утвердили ЗАПОРОЖЦЕВУ Л.Ф. и УШАНОВА И.Я. для ведения передач на русском языке и АИМБЕТОВУ М. для ведения передач на казахском языке.
«СЕТКА».
А вот как выглядел первый программный день. Начался он с выступления заместителя председателя Актюбинского исполкома САРСЕНОВОЙ, которая поздравила всех жителей города и области с большим и важным событием – открытием Актюбинского телецентра и началом передач студии телевидения. После чего телезрителям представили киножурнал «Советский Казахстан», передачу «На просторах нашей области» и фильмы «Живой Ленин» и «Герои нашего времени». Это был первый выход в эфир Актюбинской студии телевидения.
Первоначально свои передачи готовили три редакции: общественно–политическая, молодёжная и художественная.
Редакцией художественного вещания готовились такие культурно–познавательные и развлекательные программы, как цикл передач «Царица музыки», в них рассказывалось об истории скрипки, о скрипичной музыке русских и зарубежных композиторов, «От мелодии к мелодии» – о творчестве лучших композиторов–песенников.
«Для вас, женщины» – так назывались передачи, адресованные женщинам. В них наряду с другими материалами были и советы по воспитанию детей, по кулинарии и как со вкусом одеваться.
Много внимания творческий коллектив Актюбинской студии телевидения уделял программам по воспитанию молодёжи и подрастающего поколения. Вся деятельность молодёжной редакции была направлена прежде всего на пропаганду участия комсомольцев и молодёжи в народнохозяйственном строительстве. Эти передачи выходили раз в неделю. Программы «Жастық жалын» и «Молодость» рассказывали о комсомольских организациях завода ферросплавов, железнодорожного узла, трикотажной фабрики. А с января 1966 года появился на голубых экранах ежемесячный телевизионный молодёжный журнал «Романтик».
Военно–патриоти–ческое воспитание школьников также не оставалось в стороне. Особое место в первые годы существования студии телевидения для детей занимали цикловые передачи «Дорогами славы отцов» и «Расти патриотом». Самым маленьким телезрителям показывали передачи: «Угадай–ка», «Играйте вместе с нами», «Весёлые картинки».
Популярностью пользовались еженедельные тележурналы «Общество. Человек. Закон» и «Пропагандист».
ГЛАСНОСТЬ.
Но особую любовь снискал сатирический тележурнал «Телескоп», который выходил в эфир ежемесячно. Основное его направление – выявление и критика недостатков в коммунальном и бытовом обслуживании трудящихся, строительстве, в работе транспорта, предприятий торговли и общественного питания. Готовился он совместно с правоохранительными структурами, народными контролёрами, судами.
В 1969 году Актюбинская студия телевидения впервые вышла на всесоюзный экран с отдельным репортажем о праздновании столетия Актюбинска. Сорок минут 27 мая весь СССР мог в прямом эфире следить за торжествами. По окончании трансляции руководство информационных программ ЦТ дало высокую оценку осуществлённому проекту.
В первые годы работы студия сталкивалась со многими трудностями. Штат телецентра не был укомплектован, персонал не имел соответствующего опыта. Поэтому были приглашены специалисты из разных городов Союза: Алма–Аты, Кзыл–Орды, Саратова, Ленинграда.
Архивист Актюбинского облгосархива Ж. КУАНЫШБАЙКЫЗЫ
| |
| Рис. Владимир АРАЛБАЕВ |
В день празднования юбилея произошло событие, о котором мне хотелось бы рассказать подробней, так как я принимал в нём самое непосредственное участие. 29 мая 1969 года Актюбинская телестудия впервые вышла на ЦТ с сорокаминутной программой «Ровно век». Программа транслировалась на весь Союз, причём прямым включением. Для коллектива это событие стало своеобразным экзаменом на зрелость, который был блестяще выдержан. Это если оценивать работу с лицевой стороны экрана. А вот что касается обратной его стороны, то тут возникали проблема за проблемой вплоть до дня и даже часа выхода в эфир. Я это говорю не понаслышке, потому как был автором и режиссёром передачи с начала задумки и до традиционного — «...Актюбинск прощается с Вами. Всего Вам хорошего, до свидания». Эти слова произносил ведущий программы, диктор студии Иван Яковлевич УШАНОВ.
...О передвижной телестанции в те времена мы только мечтали, так же, как и о видеозаписи. За два месяца до выхода в эфир, как и полагается, я отправил сценарий и стал ждать. Ответ пришёл дней через двадцатъ. Наш куратор Ольга Александровна СОЛОВЬЁВА просила до максимума сократить «трудовые и пр. успехи» и больше включить в передачу музыки, песен и других праздничных компонентов. Я прекрасно понимал куратора, однако без соответствующей техники, с минимальной студийной площадкой выполнить условия ЦТ было практически невозможно.
А вокруг, в том числе и на этажах власти, раскручивалась тема – нас будут показывать по центральному телевидению. Это создавало соответствующую обстановку, накаляло атмосферу, что далеко не способствовало устранению возникающих проблем. Совсем наоборот. Конечно, можно было бы и отказаться от затеи, ссылаясь на «технические причины», но упускать шанс…
К тому же, медленно, но верно начало срабатывать чувство местного патриотизма – «а чем мы, собственно»… Тем более, только что с получасовой программой вышла Оренбургская студия. Нет, надо продолжать – и точка! О возникших проблемах я, разумеется, никому не говорил. Зачем? Однако на душе постоянно щемило. Возглавлял телерадиокомитет Михаил Николаевич КОЗИН, бывший моряк, в разговорах которого иногда проскальзывали термины типа: «море, конечно, уважает форс, но предпочитает всё–таки риск». Однако он вряд ли осознавал, на что идёт, и какая доля риска наличествует в нашей затее. Да я, собственно, не очень и распространялся о возникающих проблемах. Тем более замаячил вариант «праздничного шествия без трибуны».
В официальный план праздника это не входило, но горком комсомола согласился организовать праздничное шествие молодёжи специально для передачи. Но о высокой степени риска прекрасно была осведомлена куратор Ольга Соловьёва, видимо, наученная горьким опытом. О том, что у нас нет ПТС, а студийная площадка составляет всего лишь 30 кв.м, она узнала за неделю до выхода в эфир, когда передача была заявлена в напечатанной программе. До этого она считала наш выход само собой разумеющимся, и в мыслях не могла себе представить, что громоздкие стационарные видеокамеры, весившие каждая почти полтонны, с удлинёнными кабелями до 300 метров, можно вытаскивать на площадь и вести репортажные съёмки. И всё это без трактовой репетиции! Однако реакция её была повествовательной:
– В журнале приёма я делаю отметку, что трактовую репетицию вы полностью не обеспечили. Поэтому всю ответственность вы берёте на себя. Официально предупреждаем: после первого же «сбоя» пульт будет выключен и начнётся демонстрация документального фильма. Искренне желаем вам успеха!
…Но всё обошлось. Творческий и технический коллективы оказались на высоте. Первым, кто позвонил на пульт и поздравил с успешным выходом в эфир, был Герой Советского Союза Александр БАТУРИН (От редакции. Батурин – тот самый человек, который с первых дней обеспечивал техническую и творческую организационные составляющие при создании Актюбинской студии телевидения). Он прекрасно понимал, что произошло тогда.
Сразу же раздался звонок из Москвы: «Поздравляем с успешным выходом на Центральное телевидение весь коллектив, – сказала Соловьёва, и добавила: – Не беспокойтесь, собаку мы успели вырубить». Дело в том, что буквально в последние секунды, когда Ушанов уже прощался с телезрителями, позади него пробежала собака. Мы уже считали, что это и есть та самая ложка дёгтя, которая бывает в каждом большом и удачно завершённом деле. Но опытные москвичи и тут нас выручили. Может возникнуть вопрос: для чего я всё это так подробно рассказываю. А всё для того же. Телевидение в жизни города Актюбинска сыграло очень большую роль. Особенно в середине столетия.
Воспоминания
Фёдора Тарасенко из книги
«Город. Годы.Люди. Жизнь».