Зона рискованного субсидирования
Всего в Актюбинской области чуть более 7.500 крестьянских хозяйств. 80% наших фермеров выбрали основной сферой деятельности животноводство. Для поддержки животноводов только на корма в виде субсидий в этом году было выделено 3,4 млрд тенге. Однако даже первый транш в 1,6 млрд, как утверждают фермеры, получили далеко не все. Якобы, субсидии достались не маленьким хозяйствам, а крупным предприятиям, которые и так неплохо держатся в нынешней ситуации. Таких в регионе оказалось лишь 800. Более того, как считают владельцы крестьянских хозяйств, крупными эти предприятия были лишь на бумаге.
– Среди получивших субсидии есть множество сомнительных хозяйств,– считает фермер Руслан ШУИНШАЛИН. – На одном из них, по подсчётам, в июле было 100 коров. В ноябре, когда выделяются средства, появились ещё 150. Это преступление! Я считаю, что всё это произошло по вине управления сельского хозяйства.
Поделим по-братски?
О своём недовольстве животноводы решили сообщить властям региона. В пятницу 30 владельцев крестьянских хозяйств собрались в областном акимате, чтобы рассказать о наболевшем. Собравшихся попытался успокоить заместитель акима области.
– Случаи правонарушения выявляются, – заявил заместитель акима Актюбинской области Амангали БЕРДАЛИН. – Выяснилось, что некоторыми хозяйствами в документах указывался и домашний скот, поэтому число голов скота увеличилось. Поскольку речь идёт о государственных средствах, за это должно отвечать управление сельского хозяйства. В настоящее время проводится проверка. Что касается субсидий, то их получат все, вопрос только в каком размере.
Факт нарушений признал и руководитель управления сельского хозяйства Актюбинской области Кусаин САРСЕНБАЕВ. Чтобы исправить ситуацию, управление намерено обратиться в прокуратуру. Фермерам же пообещали, что остальные 1,8 миллиарда тенге из второго транша распределятся более справедливо. И не позже, чем до конца этого года.
Однако разделить всё по совести – сейчас уже трудно. С момента подачи заявок прошло уже несколько месяцев, и ситуация с поголовьем могла измениться. Кто-то продал скот, потому что ему нечем было кормить животных, а кто-то, наоборот, решил расширить хозяйство, и суммы, заявленной в первой заявке, теперь будет явно не хватать.
Телушка полушка, да рубль перевоз
Наша страна занимает второе место по площади пахотных земель на душу населения. Две трети казахстанских степей пригодны для ведения сельского хозяйства. Несмотря на это аграрный сектор занимает не более 7% нашей экономики. Более того, в связи с пандемией, экспорт сельхозпродукции заметно упал. Если до карантина фермеры продали за рубеж продукции на $3,3 млрд, то в этом году аграриям удалось заработать лишь $2,1 млрд. Зато государственные субсидии в аграрный сектор только растут. В прошлом году на поддержку фермеров было потрачено 65,4 млрд тенге, а в этом – уже 86,8 млрд. Другими словами, аграрию легче получить дотацию, чем искать новые рынки сбыта или бороться за качество или количество урожая. Так уже вышло у нас с хлопком. По нынешним рыночным ценам, с гектара хлопковод может заработать максимум 300.000 тенге, что вдвое ниже субсидий, который выдаются на этот вид деятельности. Тем не менее, хлопковые поля идеальны для выращивания люцерны, которая сейчас приносит минимум 1,2 млн с гектара. Но переходить на новую, пусть даже вчетверо прибыльную культуру, слишком хлопотно. Неудивительно, что треть обращений и жалоб казахстанских фермеров, касается именно субсидий.
А отдавать чем будем, молоком?
Если значительная территория Казахстана находится в зоне рискованного земледелия и финансовая поддержка аграриев необходима, то с животноводством дела обстоят у нас значительно лучше. Тем не менее, для поддержки этой сферы деятельности правительство РК зачем-то просит у Всемирного банка кредит на просто фантастическую сумму в $500 млн. На полмиллиарда баксов планируется закупить племенной скот и усовершенствовать инфраструктуру и логистику животноводческих ферм. При этом ничего не говорится ни о повышении качества ветеринарного обслуживания скота, ни о фитосанитарной экспертизе выделяемых для пастбищ участков. В планы не входит и привлечение специалистов по генетике, то есть если племенных тёлочек закупят удачно, то нет никаких гарантий, что они дадут достойное потомство. Зато точно известно, что часть кредита пойдёт опять же на субсидирование кормов для купленных коровок. Мало того, что брать валютный кредит при таких колебаниях курса нацвалюты как минимум невыгодно, так ещё и вопрос о прозрачности освоения полученных средств стоит очень остро.
Но и без субсидирования кормов обойтись тоже нельзя. Дело в том, что земледельцы Казахстана обеспечить все нужды животноводов попросту не могут. По данным минсельхоза, более 70% техники в крестьянском хозяйстве крайне изношена и малопригодна для ведения работ. Даже новые тракторы и комбайны в условиях резкоконтинентального климата в казахстанских степях быстро изнашиваются. В результате земледельцы попросту не успевают подготовить землю к посевным работам, а осенью собрать урожай до наступления холодов. Совсем не обанкротиться и хоть как-то держаться на плаву помогают именно субсидии от государства.
Дай ему рыбу – будет сыт один день. А дай леща – пойдёт работать
При таком раскладе получается, что сельское хозяйство в Казахстане в целом нерентабельно, и гораздо проще импортировать дары природы, чем пытаться произвести что-то самим. Но нужно учесть, что 42% казахстанцев проживают в небольших городках и посёлках, где наличие крестьянского хозяйства – единственный способ найти хоть какую-то работу. Сейчас в сфере сельского хозяйства трудится около 1,5 млн граждан. Без госсубсидий большинство из них останутся вообще без работы. Торговые связи уже налажены с 72-ю странами, которые охотно покупают нашу продукцию и даже просят нарастить объёмы поставок.
В развитых странах с таким же или более суровым климатом и скудной почвой, вопрос с поддержкой фермеров решили очень давно. Денежные выплаты там государство выдаёт лишь в крайних случаях, вроде стихийного бедствия или неурожая, который длится несколько лет подряд.
Зато каждый сезон земледельцев и животноводов освобождают от некоторых видов налогов, импортируемая сельхозтехника или оборудование там не облагаются таможенной пошлиной и утилизационным сбором, а кредиты, в том числе и потребительские, фермерам выдаются на льготных условиях, с процентной ставкой гораздо ниже, чем для городских жителей. Расходы же на курсы по повышению квалификации для сельских специалистов, посещение семинаров для фермеров и участие в выставках аграрных инвестиционных проектов государство полностью берёт на себя. При условии, что у владельца фермы дела идут успешно.
У нас же легче бросить пару десятков миллиардов на бесперспективное предприятие, чем пытаться что-то изменить в этой системе.