Золотая лихорадка
Отечественный ювелирный рынок потряхивает уже не первый год. Сначала налоговики взялись выводить на чистую воду тех, кто предпочитает вести свои дела из тени, затем ребята из комитета стандартизации решили, что нельзя дальше жить без собственных стандартов и отличительных знаков.
Последнее многих возмутило: получить специальные «штампики» можно было только лишь в Алматы, а пересылка и сопровождение изделий – дело затратное. Расходы обязательно будут включены в конечную стоимость товара, клиенты увидят ценники, поседеют и отправятся делать выручку аптекам и фирмам по производству валерианки. Кому это надо?
Позже клиентов из ювелирных салонов попытались спугнуть ещё одним повышением: при покупке аффинажного золота стала обязательной уплата НДС. Поправка была внесена в Налоговый кодекс в прошлом году – и, конечно же, цены снова поползли вверх.
Зачем платим больше?
Всё это привело к тому, что рынок золотых изделий стал откровенно прихрамывать. Причём большей частью это сказалось на отечественных производителях: импортёры как завозили дорогие металлические блестяшки, так и продолжают в большинстве своём вести бизнес без лишних возмущений.
Что показательно: иностранные производители изготавливают кольца, кулоны и подвески порой и из казахстанского золота. А потом продают обратно нам, но уже дороже. Ювелиры называют сложившуюся схему работы просто-напросто абсурдной.
– И из-за рубежа мы уже берём готовые изделия, наши доблестные импортёры сюда завозят, – прокомментировал художник-ювелир Ильяс СУЛЕЙМЕНОВ. – Представляете ситуацию: вы у себя на огороде выращиваете, к примеру, яблоки. Собираете их и продаёте, допустим, соседке. Она варит из него варенье, а вы, в свою очередь, это варенье потом у неё покупаете с переплатой.
Настоящее made in Dubai
Впрочем, рядовым покупателям по большей части плевать, из чего формируется цена. Им главное, чтобы сумма не слишком больно по кошельку ударяла, а остальное – формальности.
Вопреки пессимистичным утверждениям республиканских источников, золото в продаже далеко не редкий зверь. И даже далеко не самый дорогой: можно отыскать и серебряное колье, стоимость которого достигает полумиллиона тенге за счёт настоящих (по крайней мере, по словам продавцов) бриллиантов.
А золото можно отыскать и крайне дешёвое. Правда, у настоящих ценителей и профессиональных ювелиров дубайское, арабское и турецкое – кто как называет – золотишко с Центрального рынка назвать именно золотом язык не повернётся, но слов с ценника не выбросишь. Тем более что товар пользуется спросом даже у тех, кто с виду вполне состоятельный и может себе позволить потратиться и на фирменные побрякушки.
Стоимость таких украшений вполне демократична и доступна всем. Цепочку из дубайского золота или колечко можно отыскать на рынке уже за 1.000 тенге, серёжки – за 1.500 тенге. Не факт, что качество превзойдёт ожидания, зато дёшево и сердито – чем не рецепт успеха?
Дорого-богато
«Настоящее» дорогое золото можно купить либо в фирменных салонах, либо на специальных островках в торговых центрах. Первый вариант солиднее и, разумеется, дороже. И может случиться так, что вашу платёжеспособность опытный продавец оценит уже с порога по внешнему виду. Зато выбор в таких салонах побольше, гарантии качества тоже внушительнее. А ещё системы скидок и работа с клиентами организованы. Одно «но»: за повышенный сервис приходится расплачиваться из собственного же кошелька.
Торговые островки – вариант более современный и демократичный. Залипать у витрины можно сколько угодно, едва ли прогонят. Чересчур дорогой товар в таких открытых условиях никто держать не станет, однако в диапазоне до 200-250 тысяч тенге золотые изделия отыскать вполне реально.
А клиентов хватает и там, и там. Продавцы и менеджеры могут долго петь про кризис и про то, что у людей нет столько денег, чтобы платить. Торговать это им всё равно не мешает.
– Мне кажется, нельзя без золота! – смеётся консультант Алия. – Сами посудите: мы всегда в повседневной жизни используем много золота. Украшения покупаем себе или в подарок, например. Маленьким девочкам первые серёжки выбирают аккуратные золотые, а не просто кусок пластика с рынка. А ещё на юбилеи и свадьбы у нас по традиции принято дарить очень много золота. Люди кредиты берут!
Альтернатива с национальным характером
В целом, по словам консультантов и продавцов, сравнивать продажи золота и серебра немного не этично. Разные металлы, разная аудитория. В то время как золото сохраняет ореол престижа и избранности, серебро уверенно завоёвывает масс-маркет и становится металлом, который выбирают популярные производители. Настоящие серебряные безделушки по доступным ценам стали хитом не одной молодёжной коллекции.
Поэтому если страсть к ювелирным изделиям не проходит, а на золото денег не хватает, всегда можно обратиться к «серебряным» брендам. Их хватает, в Актобе они также представлены более чем широко. Отличает их зачастую нестандартный, далёкий от классического дизайн, и небольшая цена. За 2-3 тысячи тенге купить браслетик или цепочку – более чем реально.
Сэкономить на браслетах вообще можно достаточно неплохо: покупаешь один хороший браслет, а потом просто докупаешь к нему мелкие подвески. Они снимаются, хранятся отдельно и легко комбинируются между собой. Более-менее приличные побрякушки к браслетам стоят примерно от 1000 тенге, но это всё равно дешевле, чем тратиться на полностью новый комплект.
А ещё тяга к серебру обусловлена тем, что в моду всё больше входят национальные мотивы и орнаменты. Серебряные комплекты в виде барашков, чашек с кумысом, лошадок и настоящих казахских ажешек стоят от 10-12 тысяч тенге и выше и пользуются большим спросом как для себя, так и в подарок.