Злые языки страшнее пистолета
Как известно, словом можно спасти, а можно ранить. Или даже убить. Что мы называем сплетнями? Это то, что говорят о нас. А вот то, что мы сами рассказываем о соседях, коллегах, приятелях, называем почему-то не сплетнями, а правдой.
– В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» есть такие слова: «Ах, злые языки страшнее пистолета!», – цитирует русского классика настоятель храма святого Архангела Михаила, иеромонах Нектарий Гузев. – Можно только догадываться, сколько людей убили злыми языками, разрушили семьи, довели до суицида. В истории таких примеров очень много. Из-за сплетен погибли поэты Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Сплетни привели к дуэлям. Французская королева Мария Антуанетта пошла на гильотину из-за злых языков. Сколько сплетен было про царскую семью Романовых! В принципе, и революция началась по тем же причинам.
Молодёжь «отняла» хлеб
Раньше сплетнями занимались бабушки, которые сидели на лавочках возле подъездов. А сейчас интернет стал главным центром сплетен, слухов и теорий заговоров.
– Молодые, здоровые, образованные люди, которые в свободное время сидят в интернете и пишут всякие гадости! – сокрушается отец Нектарий. – Их ещё называют хейтерами. Молодёжь «забрала» хлеб у наших бабушек. Нам всегда говорили уступать место старшим, помогать слабым. А теперь мы, наоборот, выискиваем самое плохое, куда можно клюнуть больнее, и выставить на всеобщее обозрение. К сожалению, 80% интернета из этого состоит. Люди таким образом хотят заявить о себе, кто-то готов рисковать жизнью, фотографируясь над пропастью, у кого-то оружие – ядовитое слово. А если парень с девушкой поссорился, он ещё в интернете про неё напишет в какую-нибудь группу, где мужчины-сплетники обсуждают своих вторых половинок. И самое страшное, что люди это читают и смотрят!
Неудивительно, что мир живёт в сплошном негативе, говорит батюшка.
– В Библии написано: «Кто зло-словит брата своего, тот делает работу дьявола», – говорит священнослужитель. – Мы своими руками претворяем всё в ад. Процитирую ещё одного святого, блаженного Макария: «Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей». Если со злым человеком хорошо обращаться, то он, конечно, добрым не станет, но задумается о своих поступках. А если даже с добрым человеком обращаться плохо, то можно получить такую же ответную реакцию. Ко всему прочему, мы ещё страшные эгоисты, нарциссы, потому что прячемся в виртуальном мире. Другого осудить – нас хлебом не корми. А ведь что у человека на душе, то он в других и видит.
Расскажу одну притчу. Как-то ночью на одной дороге оказались три путника. Первый видит второго и думает, что этот человек, наверное, вор. Второй видит путника и думает, что этот человек – прелюбодей: едет ночью, чтобы совершить грех с замужней женщиной. Третий видит перед собой путника и думает: «Вот, человек поздно ночью отправился в путь, чтобы к утру добраться до церкви». Каждый судит о других в меру своей духовной распущенности.
Убиваем самое ценное
Увы, сегодня люди сами ищут негатив в интернете.
– Я всегда говорю, что неслучайно интернет называют всемирной паутиной, – продолжает отец Нектарий. – А кто в паутине живёт? Догадаться несложно. Еще интернет называют помойкой. А мы часами сидим и роемся в этой помойке. Я ни в коем случае не говорю, что интернет – сплошное зло. Это то же самое, если мы скажем, что нож – опасное орудие, им нельзя пользоваться. Просто достаточно подумать, сколько мы ищем полезной информации в сети. Если признаться себе, то по работе мы сидим в интернете от силы час-два, а что там делаем всё остальное время? Читаем и смотрим всё подряд, нужно нам это или не нужно. Мы ещё забываем, что убиваем своё время. Был такой патриарх Пимен, он говорил: «Когда у вас украдут деньги, конечно, это плохо, но сильно не печальтесь: деньги можно найти или заработать снова. Если проблемы со здоровьем, можно обратиться к врачу. Но самое страшное, когда у человека крадут время, потому что время ни вернуть, ни купить нельзя». А сейчас у нас нагло крадут время, и всё это смешивают с грязью.
Издревле люди требовали хлеба и зрелищ. Вот и сегодня, чем новость больше шокирует, ужасает, тем больше просмотров и лайков она набирает.
– Есть же грех, который сплетням потворствует, – добавляет святой отец. – Догадайтесь какой? Любопытство. Нам же очень интересно, сколько мужей было у Пугачёвой, и на каком курорте отдыхал Киркоров. А вот то, что у нас сейчас в раковине посуда не помыта, нам почему-то мало интересно. Как усмирить своё любопытство? Для начала ограничить время пребывания в интернете. Лучше проявлять интерес не к знаменитостям, а к своим ближним. Помогать – это не только давать деньги, можно помочь и добрым словом. У человека беда, вы его поддержите, пригласите в гости. Или зайдите к маме, чайку вместе попейте. Мы же забываем о родных своих. В Библии написано, что наступит время, когда будет враги человеку домашние его. Родители ограничивают доступ детей к интернету, так ребёнок и компьютер разбивает, и на отца с матерью кидается, до страшных вещей доходит. Сейчас сложно найти человека, который не пользуется интернетом. В некоторых посёлках нет водопровода, но все сельчане сидят в интернете.
Благое дело не для Тик Тока
В одном из самых древних городов, Феодосии, есть памятник художнику-маринисту Ивану АЙВАЗОВСКОМУ.
– За что жители Феодосии поставили ему такой памятник? – рассказывает батюшка. – В Феодосии не было водопровода. Айвазовский продал большую часть своих картин и за вырученные деньги провёл в этот город водопровод, который до сих пор работает. Второй легендарный житель Феодосии – писатель Александр Грин, автор прекрасной повести о любви «Алые паруса». Как люди болели за свой город, чтобы другие жили в комфорте, радости и любви. Конечно, у нас нет столько денег, чтобы провести в посёлках водопровод, и не все могут написать шедевр. Но у каждого дома есть ведро и тряпка, оторвитесь от интернета – выйдите и вымойте подъезд, в котором вы живёте, чтобы было чисто. Может, нужно заменить лампочку на площадке, покрасить дверь, перила, подкрутить раму, всего лишь одним шурупчиком, чтобы стекло не разбилось. И возле подъезда поставить урну. Если хотя бы 30% наших жителей будут следить за чистотой и порядком своего дома, мы попадём в тройку лучших городов. Сходи к какой-нибудь бабушке и купи ей продуктов, не выкладывая благое дело в «Тик Ток». В Библии написано: когда доброе дело делаешь, чтобы твоя правая рука не знала, что творит левая рука. Втайне надо делать добрые дела, а не повсюду об этом трезвонить.
От доброты спасутся тысячи
Интересно узнать лимит на нахождение в интернете у самого святого отца.
– Конечно, я пользуюсь интернетом, – отвечает настоятель храма Нектарий Гузев. – В наше время можно выйти из дома без обуви, но нельзя без телефона с QR-кодом. Но я стараюсь себя строго ограничивать: сижу в Сети не больше получаса. И то в такие дни, как среда, пятница и во время Великого поста, – я вообще отключаю и интернет, и телевизор.
Надо внимательнее относиться к ближнему и самому себе, потому что словом и убить можно, словом можно и воскресить, напоминает настоятель храма.
– Господь словом воскрешал, Иуда убил словом Христа, сообщив, где он находится, – говорит Нектарий Гузев. – Люди научились обуздывать даже диких зверей, но хотелось бы, чтобы человек научился обуздывать свой язык. Нам нужно учиться правильно пользоваться таким благом цивилизации, как интернет. Мы уже от него зависим, а не он от нас. На прошлой неделе 5 часов сидели без соцсетей – вот это была проблема для многих! А вот, не дай бог, выключат свет по всей области, и у «Гугла» уже ничего не спросишь; книжки читать мы уже отучились; все друзья – виртуальные; а как соседей зовут – не знаем…
Есть прекрасная церковная книга о симфонии жизни, как жить прекрасно, рассказывает священнослужитель.
– И вот там написано, что если взять молодого жеребёнка, снять с него уздечку и путы, то он с такой радостью, быстротой побежит по бескрайним степям, – продолжает настоятель храма Нектарий Гузев. – И закончится это тем, что жеребёнок упадёт в яму и поломает себе ноги. Вот так и в интернете: сняли все ограничения, а к чему это приведёт... Свои размышления об интернетных сплетнях хочется закончить словами великого русского святого, преподобного Серафима Саровского: «Храни дух мира». Если человек будет со всеми добрый, то вокруг него спасутся тысячи.