Журналистика без будущего?
Оказывается, хоронить бумажные газеты ещё рано. В Нью-Йорке и Лондоне, где люди привыкли даже чайник на кухне включать через смартфон, газеты переживают пик популярности. Вековую привычку завтракать со свежим номером в руках никакие соцсети не смогли истребить. Только теперь содержание газет совсем не похоже на статьи из «The Times» или «The Sun». Статьи больше напоминают заметки в школьной стенгазете. О мировых новостях, вроде военных действий в Сирии или официального визита королевы Елизаветы в Сингапур, читатели предпочитают узнавать по телевизору или из интернета. Поэтому новости в таких газетах стали максимально локальными. Свои листки новостей издают районы, улицы и даже многоквартирные дома. Пишут там сами жители обо всём, что может представлять мало-мальский интерес. От того, что в доме №64 на улице Пиккадили плохо ходит в лифт, до «остросоциальной проблемы» – вроде неудобного расписания автобусов на местной остановке.
Свои газеты выпускают и развлекательные заведения. Издания ночных клубов и концертных залов отчитываются, как прошёл вчерашний концерт, и анонсируют новые мероприятия.
Более солидные газеты тоже сменили амплуа. Статьи в них пишут не журналисты, а узкие специалисты в той или иной области. Например, о проблеме прививок будет писать только профессор медицины, а о колебаниях валют – финансовый аналитик с Уолл-стрит. Популярные в Казахстане общественно-политические газеты, где пишется обо всём понемногу, полностью сошли на нет. Теперь каждое издание публикует материалы лишь на одну тему. То есть, американский садовод не найдёт ни слова о политике Дональда ТРАМПА насчёт границы в Мексике, даже если об этом будет гудеть весь мир. Зато новость об уникальном сорте томатов займёт в этой газете первую полосу, даже если начнётся Третья мировая.
Я не узнаю вас в гриме
Естественно, тиражи у бумажных СМИ значительно упали, литературный слог статей, написанных людьми, с трудом выражающими мысли письменно, тоже хромает, зато никому из читателей не придёт в голову назвать статью фейком или домыслом. Издания слишком дорожат своей репутацией, чтобы публиковать непроверенную информацию, теряя и без того немногочисленных читателей. Кроме авторитета издания, большое внимание уделяется авторитету авторов статей. Время псевдонимов и прочих «инкогнито» ушло в прошлое. Теперь статьи авторов снабжаются не только фотографиями и кратким резюме, но и ссылками на их соцсети. Другими словами, читатель сам может определить, стоит ли верить финансовому аналитику, который советует вкладывать все средства в акции «Apple», если в «Инстаграме» тот хвастается дешёвыми кроссовками с распродажи на «Black Friday».
Миф о том, что журналист должен беспристрастно освещать события, давно показал свою несостоятельность. Авторы, имеющие свою, пусть даже радикально отличающуюся, точку зрения на громкие новости, тоже востребованы. Только на создание имени в СМИ должно уйти много времени, чтобы читатель мог понять: едкий памфлет о сексуальных меньшинствах принадлежит перу глубоко верующего человека или эпатажного провокатора.
На игле лайков и просмотров
Тем не менее, несмотря на все старания бумажных изданий, блогеры наступают на пятки профессионалам.
– Сейчас в мире 3.000.000.000 человек имеют смартфон с доступом в интернет. То есть в мире 3.000.000.000 журналистов. Снять сюжет, который покажут тысячи телеканалов, может даже ребёнок, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Ни одно, даже самое крупное издание не составит конкуренцию простому прохожему, – считает общественный деятель Асем ЖАПИШЕВА.
Более того, крупным изданиям тоже ничего не остаётся, как уходить в соцсети. Сайты сейчас люди посещают редко, большинство СМИ используют их не как новостной портал, а как архив всех материалов, которые когда-нибудь могут понадобиться. Но просто разместить новость в «Фейсбуке», ожидая общественного резонанса, недостаточно. Владельцы соцсетей давно поняли свою важность для СМИ и используют редакции как дойную корову.
– Как-то мы решили продвигать свои новости на платной основе, – вспоминает редактор портала «Кloop.kg» Эльдияр АРЫКБАЕВ. – «Фейсбук» давно стал коммерческим, и чтобы твой пост оказался в списке рекомендуемых или просто попал в ленту новостей, нужно платить. Сначала платить приходилось немного, но конкуренты всё равно опережали. Приходилось доплачивать за то, чтобы новость появилась в лучшее время, когда её видят большинство пользователей, и за то, чтобы она была первой в списке аналогичных. Число просмотров росло, но за то, чтобы хотя бы удержать его на прежнем уровне, приходилось платить всё больше. Когда на продвижение только на «ФБ» у нас ушло 800 долларов, мы поняли, что проект придётся сворачивать. В результате наши новости вообще потеряли просмотры. «Фейсбук» загонял их в самый конец ленты. Аудитории у нас стало меньше, чем было до начала продвижения.
Так за Пензу переживаю, мамой клянусь!
Хотя раскрутка за деньги не всегда означает популярность издания, количество лайков и подписчиков направлено на рекламодателей. Многие компании предлагают раскрутку аккаунта в считанные часы, а за дополнительную плату под новостью могут появиться и однотипные фейковые комментарии. Пишет их робот, текст составлен так нейтрально, что может подходить к абсолютно любой новости. Например, реплика «Это всё показуха. Настоящие проблемы власти замалчивают», годится как журналистскому расследованию о нечестных тендерах, так и благопристойному материалу об открытии новой школы. Более продвинутые рекламодатели могут потребовать отследить трафик. Так, например, молодой PR-щик из Москвы легко узнал, что на новость о прорыве канализации в городишке Пензенской области активнее всего отреагировали в Чечне, Канаде и даже Австралии.
Милый, давай сделаем монтаж
Единственное, что сейчас могут использовать СМИ в неравной борьбе с блогерами, это создание более качественного контента. Не вызывает сомнения, что видео, снятое в «Full HD», люди посмотрят охотнее, чем нечто, отснятое на древний смартфон, да ещё и дрожащими руками. Пара часов, потраченная на монтаж, где вырезается всё ненужное, тоже может увеличить число просмотров. Мало кто захочет любоваться долгими скучными сценами митинга ради 5-6 эпизодов с задержаниями.
Хорошим подспорьем в борьбе профессионалов с блогерами стали новые форматы. Интернет-площадки для изготовления медиа-контента предлагают часть своих услуг бесплатно, а платные программы стоят относительно недорого.
Не секрет, что листать ленту люди любят, когда им очень скучно. В очереди, на работе или в общественном транспорте. Включать звук, а тем более доставать наушники – не всегда удобно. Поэтому многие СМИ сейчас осваивают кэпшн-видео. Так называются ролики, где ключевые фразы идут титрами. При определённых навыках изготовление кэпшн-видео занимает не более получаса.
Гораздо больше времени требуют мультимедийные ролики. Например, около года назад резонанс вызвал сюжет автора из Киргизии. Банальную историю о краже невесты девушка подала в виде стильного мультфильма. На его производство ушло около года.
Нет пророков в родном отечестве
Первые шаги на постсоветском пространстве делают интерактивные статьи. В таких, кликнув значок на фотографии, можно получить дополнительную информацию, прослушать аудиофайл или посмотреть ролик. Это довольно дорогостоящий процесс, поэтому пока интерактивные статьи заказывают лишь рекламодатели. Так, один из крупных мобильных операторов заказал статью об истории телефонов «Нокия». Тут можно было послушать легендарный рингтон с «Нокии 3310», поиграть в «Змейку», и даже посмотреть на экране телефона популярные ролики с приколами из 2007-го года, которые тогда передавали друг другу по блютуз.
В странах Центральной Азии большой популярности такого продукта в ближайшие годы ждать не стоит. Первая проблема – это, конечно, финансирование. Не каждая редакция может себе позволить необходимое оборудование и программы для таких игрушек. Но даже если владельцы СМИ расщедрятся, то радоваться придётся недолго. В крупных городах России (и даже за рубежом) специалисты, которые могут делать подобное, получают несколько тысяч долларов в месяц. Талантливому журналисту остаётся лишь попрактиковаться год-два в региональном издании, а потом, с хорошим портфолио, отправиться за нормальной зарплатой.