Жизнь как по нотам
Андрей СУНДУКОВ родился в посёлке Маржанбулак. Тут проживает чуть больше тысячи человек, и на досуге ребёнку заняться практически нечем. Неизвестно, как могла бы сложиться судьба Андрея, если бы в обычной общеобразовательной школе один из педагогов не давал в свободное время уроки игры на кларнете. Так парень стал ходить на занятия, чтобы хоть чем-то заняться, потом втянулся в процесс и, наконец, решил посвятить себя музыке. Дебют состоялся, конечно же, на школьном концерте, потом кларнетиста стали приглашать на торжественные мероприятия в посёлке, но хотелось гораздо большего.
– Как-то раз, когда я приехал в Актобе, мне довелось попасть на танцы в «Ретро-парке», – вспоминает Андрей. – Там со сцены исполнялись вокальные и инструментальные номера. Мне тоже очень захотелось выступить на городскую публику. К тому времени у меня было 4 хорошо отрепетированных номера. Я нашёл человека, который организует танцы по субботам, и предложил ему, что буду играть тут бесплатно. К моему удивлению согласился он быстро. Тогда мне это казалось настоящим концертом и лучом славы. Особенно, когда танцующие бабульки стали встречать меня аплодисментами, а после выступления – дарить цветы с дачи.
Всё это джаз
В 2010-м году, после окончания школы, Андрей поступил в актюбинский музыкальный колледж. Знаний, полученных в Маржанбулаке, и навыков после упорных занятий хватило, чтобы пройти вступительные экзамены без проблем. Через некоторое время юношу заметил джазмен Владимир ФОМЕНКО. Так Андрей попал в легендарный актюбинский биг-бенд. Начался период гастролей, участий в фестивалях, но джаз не стал для Андрея призванием.
– Джаз популярен лишь в узком кругу ценителей музыки, – считает Андрей. – Да и сам джаз тоже ведь разный. Кто-то любит классический, времён Луи Армстронга, кто-то предпочитает более современные аранжировки. Как-то в баре Алматы я слышал просто удивительное исполнение песни на казахском языке, и когда прислушался, то заметил в песне джазовые элементы. Джаз очень многогранен, и его нельзя загнать в какие-то рамки.
Тем не менее, Андрей относился к джазу со всей ответственностью. Биг-бенд, где он играл, даже получил гран-при на фестивале в Алматы. Однако призвание было совсем в другом.
А если попробовать так?
После актюбинского музучилища Андрей решил учиться дальше. Выбор пал на консерваторию в Магнитогорске. Туда был большой поток абитуриентов из Казахстана и вообще Средней Азии. К тому же Магнитогорск находится не так уж и далеко от Актобе.
Музыканты приезжают сюда из разных стран и городов. У студентов разный уровень подготовки, но проблемы у всех одинаковы. Как все творческие люди, музыканты склонны к некой расхлябанности, а система образования такова, что студент сам определяет, как и когда нужно поработать над слабыми сторонами своего мастерства. Неудивительно, что при таком подходе занятия проходят хаотично, от чего страдает учебный процесс.
Андрея такой порядок не устраивал. Сначала он попытался, как и многие студенты, создать график в простой тетрадке, но это было не очень эффективно. Тогда юноша стал составлять план занятий в «Ворде», а потом вдруг пришло озарение.
– Я решил сделать себе ежедневник занятий. Идея витала в воздухе, даже странно, что никто додумался раньше. Ведь даже сейчас, в эпоху высоких технологий, бизнесмены и прочие целеустремлённые люди не расстаются с ежедневниками. Это действительно удобно! – считает Андрей.
Значит, это кому-нибудь нужно
Макет был создан относительно быстро, но в простой распечатке на принтере он выглядел совсем несолидно. Андрею хотелось, чтобы даже держать в руках ежедневник было приятно. За печать и обложку в типографии запросили просто космическую сумму, но Андрей экономить не стал. Вскоре ежедневник заметил друзья – кларнетисты и попросили напечатать им точно такой же, потом из соцсетей и переписок про удобное пособие узнали музыканты из других городов, и на Андрея посыпались заказы.
Печать больших партий обходилась дешевле, чем для десятка экземпляров, но всё равно сумма оказывалась неподъёмной для простого студента, а заказов приходило очень много. Так продолжалось, пока не нашёлся инвестор. Предприниматель заинтересовался идеей (его впечатлило такое количество заказов), но бизнес он вёл в сфере косметологических услуг, поэтому не мог рассчитать рентабельность затеи, а, главное, её востребованность. Инвестор обещал подумать. Но так вышло, что супруга предпринимателя в своё время закончила Гнесинку. Только услышав о проекте, она тут же заявила:
– Это очень выгодное дело. Такие ежедневники будут охотно брать!
Музыка в переводене нуждается
Спрос на пособие растёт с каждым днём. Уже приходят заказы даже из дальнего зарубежья. Так, буквально месяц назад ежедневник заказал себе кларнетист из США. Андрей честно предупредил его, что весь текст в нём на русском, и покупка может оказаться напрасной, но американца это не смутило. Он ответил, что переведёт текст сам, через «Гугл-переводчик», и впишет всё туда от руки. Так появилась идея перевести ежедневник на другие языки.
Сейчас пособие стоит всего 935 рублей (5.300 тенге) без доставки. Если учесть типографские расходы и отчисления инвестору, прибыль совсем невелика.
– Я не ставлю перед собой желание обогатиться за счёт моей идеи. Мне больше хочется оставить свой след в музыке. Преподаватели отметили у меня педагогический талант, и нужно этим воспользоваться, – считает Андрей.
Ежедневник предназначен для кларнетистов, но его принцип годится абсолютно для всех инструменталистов. Сейчас Андрей вместе с педагогами разрабатывает макет пособий по другим инструментов. После некоторых переделок алгоритма ежедневник будет пригоден и для вокалистов.
Путеводитель в хаосе
До ежедневника существовали какие-то методички, планы занятий и даже мобильные приложения. Но всё это не было таким популярным. Дело в том, что в ежедневнике важен психологический эффект. Только музыкант поймёт, как здорово это: ставить задачу, а потом отмечать, что она выполнена, в красивом блокноте, с солидной обложкой.
Алгоритм действий подходит для всех кларнетистов: от ребёнка, который только делает первые шаги в музыке, до виртуоза, оттачивающего своё мастерство, чтобы ещё сильнее удивлять публику.
Очень удобными для музыкантов оказались ссылки на интернет-ресурсы. Любой пользователь интернета знает, насколько сложно найти ценную информацию среди вороха информационного мусора. Для музыкантов это ещё сложнее. В Сети есть практически всё, что нужно, но искать это приходится неделями.
Совсем скоро ежедневник кларнетиста появится на крупнейших торговых интернет-платформах.
Главное – не растратить себя
Сейчас Андрей уже не мечтает об овациях публики, о концертах для тысяч поклонников. Ему просто хочется учить детей музыке. Андрей переехал в Москву, не строя грандиозных планов по покорению мегаполиса, а устроился педагогом в обычную музыкальную школу.
– Если кому-то очень хочется мировой известности, сорвать аплодисменты, то обязательно надо попробовать, – считает Андрей. – Но сколько людей приезжали из крупных городов сломанными, разочарованными. А ведь добиться успеха можно где угодно, даже в таком маленьком посёлке, как мой Маржанбулак. Интернет стёр все границы, а в пандемию стали активно проходить онлайн-конкурсы. Главное – не растратить себя, гоняясь за каждым шансом. Так можно быстро устать. Я нашёл себя в педагогике, и это мой путь.