Защита покупателей – дело рук самих покупателей
Актюбинские чиновники обратили внимание на то, что в прошлом году в интернете публиковалось слишком много жалоб на работу местных магазинов и супермаркетов. Что ни неделя, то дохлый таракан в коробке с фруктами, червяки в рыбе или куски резины, запечённые прямо в хлебе.
До самих инстанций, ответственных за приём жалоб, доходили далеко не все пострадавшие: некоторые уверены, что от этого только бюрократии и головной боли прибавится, но ничего не исправится. Да и есть ли смысл кататься на другой конец города и хлопотать из–за булки хлеба? Проезд в оба конца на автобусе выйдет в пару раз дороже.
Так что жалобы публиковались в «Фейсбуке», «Инстаграме» и прочих местах сбора претензий. В департаменте общественного здоровья области эти посты за весь 2018–й скопировали и сохранили, чтобы показать предпринимателям и спросить, до каких пор будет продолжаться беспорядок в торговых точках.
Сюрпризы на полках
– Мы проанализировали жалобы и недовольства в социальных сетях по итогам 2018–го года, – поделилась руководитель департамента общественного здоровья Гульбану ДАУЛЕТОВА. – Более 90% случаев – это жалобы на реализуемую пищевую продукцию: просроченные продукты, несоответствие маркировке, признаки порчи, плесень, гниль. Даже наличие насекомых!
Если поднимать все отчёты и просматривать статистику, то, конечно же, больше всего претензий было к неправильной маркировке. Попросту говоря, упаковка подвела. То знака качества не хватает, то информация только на иностранном языке предоставлена – и понимай её, как хочешь, хоть словарик с собой носи. Бывает, что вес продукта в упаковке не соответствует описанию.
Из всего перечисленного, пожалуй, опаснее всего, на взгляд обывателя, кажется только не указанный состав продукта. Для аллергиков сюрпризы среди ингредиентов могут закончиться весьма и весьма печально.
Грязь и антисанитария
Хуже всего, говорят в департаменте, что сами сотрудники не имеют ни малейшего представления о санитарных нормах. А ведь должны держать правила всегда под рукой и, в случае всего, сверяться с ними. Но нет!
– В магазинах сплошная антисанитария! – сетует Гульбану Даулетова. – Мы приходили с проверками и были в ужасе. Грязные полы, грязные полки. Сотрудники, уж простите, посещают туалет, не снимая униформы, которая должна оставаться постоянно чистой, а потом ею же и касаются товаров на полках. Вторая обувь у них тоже не предусмотрена. Почему?
Право на покупку
Своё обращение к предпринимателям сотрудники департамента назвали не иначе, как криком души. Нарушений хватает, сколько бы жалоб ни обрабатывали. А реагировать постфактум на обращения жителей – это занятие, которое вряд ли приведёт хоть к какому–то положительному сдвигу. Куда разумнее начинать учить самих продавцов и владельцев магазинов, чтобы поводов для конфликтов и вовсе не возникало.
А покупателей, в свою очередь, надо учить отстаивать свои права. Здесь выясняется ещё одна большая проблема: посетители магазинов просто понятия не имеют, на что они имеют право, а на что – нет.
– Можем прямо сейчас пойти в магазин и попросить сертификат на первый попавшийся товар, – предложила Гульбану Даулетова. – Почти наверняка вам его не дадут. Или скажут, что он есть, но где–нибудь у руководителя или в центральном офисе. А по правилам он должен храниться на месте, вам обязаны его предоставить.
Борьба с негативом
Актюбинцы такими способами себя обезопасить от некачественных покупок пользуются редко, даже если знают, что делать. То ли совсем пассивные у нас люди, то ли не верят, что их права по–настоящему можно защитить.
– Надо быть активными членами общества, а не только потребителями, – считает глава ассоциации НПО Актюбинской области Айгуль ДЮСЕНОВА. – Надо бороться с негативом там, где вы его видите. Если мы сами этого не сделаем, то что изменится? А просто сидеть и ругать кого–то – это самый неверный подход, если стремишься к лучшему.
Памятка покупателю
1. Стоимость на ценнике должна соответствовать той, которая указана в чеке. Товар вам должны продать по ценнику, разницу – вернуть.
2. В случае, если вы заметили нарушение, можете смело фотографировать даже в магазине. Съёмка в местах, где действует договор оферты, разрешена в РК на законодательном уровне.
3. У охраны магазина нет права проверять содержимое вашей сумки. Это прямое нарушение ваших прав. Обыск могут проводить только полицейские в присутствии понятых.
4. Сотрудники магазина обязаны предоставить по требованию сертификат, справку, ветеринарное свидетельство или накладную с информацией о товаре и производителе.
5. Вы имеете право вернуть просроченные продукты обратно в магазин при наличии чека. Примечание: возвращать надо в ту самую точку, где и приобретали, если речь идёт о сетевом объекте.
6. Обязательно интересуйтесь сроками хранения продуктов. Кондитерские изделия хранятся всего пару дней, салаты – несколько часов. Убедитесь, что на контейнере с салатом указан не только день, но и час приготовления.
7. Вы имеете право на получение чека при покупке. Если чек вам не дали, это повод обратиться в комитет государственных доходов.
8. Будьте внимательными, покупая продукты по акции, обращайте внимание на состав и сроки годности.
9. Если вы поскользнулись на мокром полу, споткнулись о коробки, которых быть в проходе не должно, и непредумышленно разбили бутылку с полки, вы имеете право за неё не платить. За умышленный бой и порчу товара заплатить, разумеется, придётся.
10. Вы имеете право настойчиво требовать сдачу именно деньгами, а не мелкими товарами.