Закупиться и не обанкротиться
В результате для того, чтобы обновить гардероб для всей семьи, придётся потратить немало денег и нервов. А учитывая, что санврачи по-прежнему рекомендуют избегать скоплений людей, пробежка от одной торговой точки к другой превращается в настоящее рисковое приключение.
Сколько нужно потратить, чтобы не замёрзнуть актюбинской зимой? И так ли спасает онлайн-шопинг?
Кому это надо? Никому не надо
Похожий всплеск недовольства среди покупателей наблюдался в конце весны и начале лета. Тогда, после снятия режима ЧП, актюбинцы прямиком из карантина ринулись за лёгкой летней одеждой, но не тут-то было: и половина торговых точек была закрыта, и завозом продукции мало кто из предпринимателей озаботился заранее.
Сейчас, казалось бы, ситуация попроще, и мест для шопинга достаточно, зато возможностей значительно поубавилось. С полгода назад специалисты по продажам обещали: как только снимут карантин и откроются ТРЦ, многие бренды запустят большие распродажи. Актюбинцам обещали целую волну скидок и просили не беспокоиться. На деле же, наоборот, цены поползли вверх, и простенькая футболка, за которую когда-то просили всего 1.500 тенге, сейчас может стоить все 5.000.
Одной из причин такого подорожания называют сокращение объёмов выпуска одежды в РК. Якобы предприниматели и дизайнеры несут значительные убытки, а не пострадали только производители головных уборов. Те отчего-то даже в выигрыше.
Остальным же приходится несладко. Сократился выпуск вещей для грудничков, урезали объёмы производства свитеров, джемперов, пуловеров и прочего трикотажа. А больше всего проседают те, кто занимался пошивом школьной формы. Кому она нужна, эта форма, когда почти все на дистанционке?
С каждым годом всё дороже
Но, учитывая, что значительная часть одежды и обуви на актюбинских прилавках – это вовсе не отечественное производство, а Китай, Турция и некоторые европейские бренды, едва ли стоит винить недостаток средств у отечественных мастеров. Закрытые границы для перевозки грузов – тоже не самая большая проблема.
Специалисты в области финансов, как это водится, дизайнеров и швей казахстанского пошиба жалеть не спешат, а в росте цен обвиняют инфляцию. Если не вдаваться в терминологию и причинно-следственные связи, инфляцию на себе почувствовать может каждый: вспомните, сколько денег вам понадобилось, чтоб купить пуховик в прошлом году, и попробуйте уложиться в бюджет в нынешних условиях. Не хватило? Так и работает инфляция.
Непродовольственные товары дорожают медленнее, чем продукты питания, по официальным данным – примерно на 0,6% в месяц (или на 5% в год) по сравнению с аналогичным периодом в 2018-м.
То пусто, то густо
У недовольных покупателей, не слишком желающих вдаваться в экономические подробности, своя точка зрения насчёт высоких цен на одежду. Много месяцев магазины не работали, вот теперь предприниматели якобы и стараются перекрыть все расходы и убытки направленным завышением цен.
Те не спешат ни соглашаться, ни отрицать.
– Жить на что-то надо, мы столько времени провели без дела, – жалуется продавец на рынке Шолпан КУАТОВА. – То пусто, то густо: сейчас все побежали куртки покупать, в проходах толпы. Разве это безопаснее для здоровья? Совсем бестолково вышло. А мы предлагаем то, что есть. Хозяйка сейчас обещала, что скоро привезут новые пуховики. Небольшими партиями подвозит, потому что страшно. Были здесь некоторые, кто закупил товара впрок, а потом на карантине остался с носом.
Большая проблема
А выбор и правда не слишком радует, хотя бы расцветками. И если среди детских вещей ещё можно отыскать что-то яркое, то у взрослых в ассортименте все оттенки чёрного, серого, болотно-зелёного и коричневого.
– Красное? Это большая проблема, – разводит руками продавец на вопрос, бывают ли пальто поярче.
Цены на эту «траурную» подборку тоже грустные донельзя. За 10-15 тысяч тенге куртку или пальто отыскать можно, но зимнего от них – одно название. Тонкая ткань и сбившийся синтепон для актюбинских морозов явно не сгодятся, если не поддеть вниз свитера 3-4. Примерно за 20-25 тысяч можно купить пуховик-гусеничку, за более-менее приличные модели для взрослых придётся платить в среднем от 30-40 тысяч тенге и выше.
Одежда для самых маленьких стоимостью также не радует. Учитывая, что дети от сезона к сезону вырастают, выбрасывать 25-30 тысяч тенге ради 3 месяцев носки – это всё-таки накладно.
Зимние сапоги и ботинки на свой вкус и цвет отыскать не проблема, стоимость их колеблется от 10.000 тенге и до бесконечности. Причём за десятку попадается в основном обувь либо совсем тонкая и от зимы не спасающая, либо скользкая. А абсолютно гладкая и скользкая подошва в Актобе зимой – это верный билет в травматологию.
Выросли цены и на свитера, кардиганы и тёплые брюки. Где-нибудь на распродажах можно отыскать непритязательные вещицы за тысячи 2-3, но масс-маркет предлагает цены в среднем от 5 до 15 тысяч за вещь.
И только шапки, как ни странно, действительно удалось отыскать по нормальным ценам – от 1.500 тенге за штуку. Не натуральный мех, конечно, но всё равно тёплые и закрывающие уши – что ещё надо?
Пугающие чеки
Стоимость вещей, не рассчитанных на массового покупателя, можно и не затрагивать – шубы и шапки из натурального меха, обувь из настоящей кожи во все года пугали ценниками. А после карантина тратить несколько сотен тысяч на вещи могут далеко не все.
Уже масс-маркета хватает, чтобы разориться. Можно просто представить, что пуховик и обувь на зиму понадобятся обоим родителям и, скажем, двум детям. Очень приличный итоговый чек выходит, никаких 42.500 не хватит.
Самые популярные интернет-магазины на поверку оказались тоже не особо выгодными, даже учитывая чёрную пятницу и обещанные скидки. Всё, что потеплее и покачественнее, стоит немногим меньше, чем на прилавках обычных магазинов. Только и удобства, что никуда лишний раз выходить не надо из дома.